Дело № 2а-417/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя заинтересованного лица - администрации КГО Лаврентьевой Л.Ю., действующей на основании доверенности (копия в деле), представителя заинтересованного лица - ООО «ИНКОД» Анорова Н.А., действующего на основании доверенности (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Митюра Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,
у с т а н о в и л:
Митюра Т.В. обратилась в суд с названным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений РК, мотивируя требования тем, что административный истец является одним из собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации №). Земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом не сформирован. 21 апреля 2020 года Митюра Т.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет. 07 мая 2020 года Митюра Т.В. получен отказ в удовлетворении ее заявления, в котором имеется ссылка на отсутствие у административного истца проекта межевания территории и отсутствие полномочий по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Указано, что данная обязанность лежит на ООО «ИНКОД», с кем заключен договор комплексного освоения территории, в границах которого расположен спорный земельный участок. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, создающим препятствия в реализации права на формирование земельного участка под многоквартирным домом. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположен многоквартирный дом, является участком, в отношении которого государственная собственность не разграничена, что свидетельствует о том, что именно на Министерстве имущественных и земельных отношений РК лежит обязанность по формированию спорного земельного участка. Отсутствие утвержденного проекта межевания земельного участка не может являться основанием для отказа административному истцу в реализации права на формирование земельного участка. Просит суд признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений РК, оформленное письмом от 07 мая 2020 г. № 10203/124-4; возложить на административного ответчика обязанность по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Определением суда от 08 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК», ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», администрация Костомукшского городского округа, ООО «ИНКОД».
Административный истец Митюра Т.В. и ее представитель Д.Е.О. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных письменных пояснениях административный иск поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. В представленных письменных возражениях указывает, что Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности РК, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а именно рассматривает поступившие заявления и проверяет документы на наличие или отсутствие оснований, препятствующих предоставлению земельных участков. Митюра Т.В. обратилась в Министерство 21 апреля 2020 года с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов, Министерство отказало в образовании земельного участка, что отражено в письме от 07 мая 2020 г. № 10203/124-21, на том основании, что образование земельного участка под многоквартирным жилым домом административного истца может быть осуществлено исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Министерство не наделено полномочиями по разработке и утверждению документации по планировке территории, не вправе подменять собой органы, осуществляющие полномочия в области градостроительной деятельности. Постановлением администрации КГО от 25 ноября 2013 г. № 1035 утвержден проект планировки территории земельных участков с кадастровыми номерами 10:04:0010213:16, 10:04:0010213:57, 10:04:0010213:28 без разработки проекта межевания. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8, ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ принятие решений о подготовке документации по планировке территории и утверждении проектов планировки и межевания территории относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа. Земельный участок с кадастровым номером 10:04:0010213:16 передан в аренду ООО «ИНКОД» на основании договора аренды № 5/8 от 29 января 2007 года. Работы по образованию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 10:04:0010213:146 должно быть выполнены ООО «Инкод». Министерство считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Просит суд в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации КГО Л.Л.Ю. в судебном заседании вопрос об удовлетворении административного иска оставляет на усмотрение суда. Привела доводы, указанные в письменном отзыве, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ООО «ИНКОД» на основании договора № 5/8 аренды земельного участка от 29 января 2007 года в целях комплексного освоения для жилищного строительства. Договор не расторгнут, является действующим. 26 декабря 2013 года администрацией КГО выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - 4-квартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица - ООО «ИНКОД» А.Н.А. в судебном заседании подтвердил то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду ООО «ИНКОД» на основании договора аренды № 5/8 от 29 января 2007 года. Пояснил, что работы по образованию земельного участка под спорным многоквартирным домом в настоящее время приостановлены на основании решения Управления Росреестра по РК от 02 июля 2020 года.
Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заинтересованные лица - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК» и ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела либо о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, не заявляли.
С учетом мнения явившихся представителей заинтересованных лиц, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявивших лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Заслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 64 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Таким образом, переход права собственности на земельный участок к собственникам помещений в многоквартирном доме возможен при одновременном наличии следующих условий: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию, хотя бы на одну квартиру должно быть зарегистрировано право собственности, земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Митюра Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
21 апреля 2020 года административным истцом подано заявление в Министерство имущественных и земельных отношений РК об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет.
Ответом от 07 мая 2020 г. № 10203/124-4 Министерство имущественных и земельных отношений РК отказывает в удовлетворении заявления Митюра Т.В. на том основании, что образование земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Министерство не наделено полномочиями по разработке и утверждению документации по планировки территории, не вправе подменять собой органы, осуществляющие полномочия в области градостроительной деятельности. Работы по образованию земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером № должны быть выполнены ООО «Инкод», у которого в аренде находится земельный участок с кадастровым номером № в целях комплексного освоения для жилищного строительства.
Действительно, на основании договора № 5/8 аренды земельного участка от 29 января 2007 года земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ООО «ИНКОД» в целях комплексного освоения для жилищного строительства. Договор не расторгнут и является действующим.
26 декабря 2013 года администрацией КГО выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - 4-квартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Определением Арбитражного суда РК от 28 августа 2017 года по делу по иску администрации КГО к ООО «ИНКОД» о взыскании задолженности по арендной плате по договору №5/8 от 29 января 2007 года утверждено мировое соглашение, по условиям которого ООО «ИНКОД» за счет собственных средств осуществит раздел земельных участков с кадастровыми номерами № и 10:04:0010213:17 и образованные земельные участки поставит на кадастровый учет, также как и выполнит работы по постановке на государственный кадастровый учет всех сетей инженерно-технического обеспечения, транспортной инфраструктуры, а также объектов благоустройства, расположенных (проходящих) на земельных участках с кадастровыми номерами № и 10:04:0010213:17.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, с учетом исследованных в ходе судебного разбирательства дела доказательств, суд полагает, что работы по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером № должны быть выполнены ООО «Инкод», в аренде у которого находится земельный участок с кадастровым номером № в целях комплексного освоения для жилищного строительства.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории противоречит требованиям ст. 11.3 ЗК РФ.
По смыслу п/п. 1 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
Согласно ст. 1 Закона РК от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
В абз. 3 п. 1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 02 ноября 2017 № 390-П, определено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.ст. 8, 45, 46 ГрК РФ принятие решений о подготовке документации по планировке территории и утверждении проектов планировки и межевания территории относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.
Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений РК не наделено полномочиями по разработке и утверждению документации по планировке территории.
Правовых оснований для возложения на Министерство имущественных и земельных отношений РК обязанности по разработке и утверждения проекта межевания территории в целях образования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, не имеется.
Министерство имущественных и земельных отношений РК приняло решение, оформленное письмом от 07 мая 2020 г. № 10203/124-4, по заявлению Митюра Т.В. в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с компетенцией, установленной Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным решения Министерства от 07 мая 2020 г. № 10203/124-4 и возложении обязанности по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Митюра Т.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2020 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 31 июля 2020 года.