РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Лариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2708/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Красовской Н.В. о взыскании задолженности по пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Красовской Н.В. о взыскании задолженности по пени.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащих ей имущества. Поскольку должник не исполнила в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, ей было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика задолженность в общей сумме № рублей, из которых: пени по налогу на имущество в размере № рублей, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ в размере № рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные пояснения по административному иску, в которых просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Красовская Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований налогового органа по основаниям, изложенным в возражениях, просила снизить размер пени.
Проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
В силу ст. 45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требованиеоб уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФтребованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силуп. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что мировым судьей судебного участка №117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ №2а-748/2016о взыскании с Красовской Н.В. суммы недоимки по налогам за 2014 год, в том числе, недоимки по налогу на имущество за 2014 год в размере № рублей. Данный судебный приказ был направлен на исполнение вОСП Центрального района г. Тольятти УФФСП России по Самарской области, было возбуждено исполнительное производство №. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти УФФСП России по Самарской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с его фактическим исполнением.
В силуп. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом было выставлено требование №, согласно которому ответчику необходимо оплатить пени по налогу на имущество за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что данное требование не исполнено, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка №117 Центрального судебного района г. Тольятти с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ по административному делу №2а-3290/2019о взыскании с ответчика пени по налогу на имущество в размере №.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями Красовской Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.
Фактически требование налогового органа об уплате пени по налогу на имущество за 2014 годбыло направлено ответчику Красовской Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более двух лет.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст.70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №822-О, нарушение сроков, установленных ст.70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного кодека.
Также в разъяснениях Верховного суда Российской Федерации, изложенных в п.11 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротств», указано, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных в том числе пунктами 1-2 ст.70 НК РФ, не влечет продление совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку исковое заявление о взыскании пени по налогу на имущество за 2014 год предъявлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено.В связи с чем, в этой части требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ с Красовской Н.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в размере № рублей. Ответчиком частично задолженность была погашена. На дату рассмотрения дела сумма задолженности ответчика по НДФЛ составляет № рублей, что сторонами не оспаривается.
Пени по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в размере № рубля № копеек рассчитаны налоговым органом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Произведенный административным истцом расчет пени административным ответчиком не оспорен, иной расчет пении суду не предоставлен.
Красовской Н.В. заявлено о снижении размера пени и злоупотреблении правом со стороны административного истца.
В силу прямого указания в пункте 3 статьи 3 ГК РФ, отсутствия в НК РФ нормы, допускающей применение к налоговым правоотношениям норм гражданского законодательства, снижение размера пени на основании статьи 333 ГК РФ недопустимо, противоречит нормам налогового и гражданского законодательства.
В связи с чем, требования административного истца в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в размере №, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере №.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Красовской Н.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области сумму пени по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в размере №.
Взыскать с Красовской Н.В. госпошлину в доход местного бюджета г.о. Тольятти в размере №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2020.
Председательствующий: