Решение по делу № 2-100/2013 ~ М-1|201090/2013 от 25.02.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                                                                           дело года

« 25 » марта 2013 года                                                                с. Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                      Камышева В.В.

с участием:

истца                                                                 Черненко В.В.

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> Дробязко Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре                                                   Г.А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Черненко В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и об установлении юридического факта определенных периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Черненко В.В. обратился в Арзгирский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и об установлении юридического факта определенных периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес>.

В обоснование доводов искового заявления истец Черненко В.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, согласно пп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Право о назначении досрочной трудовой пенсии у лиц данной категории возникает при наличии единственного условия - 25 лет. На ДД.ММ.ГГГГ его стаж составляет 25 лет 11 месяцев 27 дней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в должности учителя физики СОШ ст. <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по 13.06. 1988 года - проходил службу в рядах Советской армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществлял трудовую деятельность в должности учителя начальной военной подготовки и учителя физики МОУ СОШ села <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в должности директора МОУ СОШ села <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности учителя ОБЖ в МОУ СОШ села <адрес>. Решением Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Ответчик в оспариваемом им решении указал, что он имеет 15 лет 2 месяца 15 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключив при этом следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ прохождение службы в рядах Советской армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовую деятельность в должности педагога-организатора ОБЖ МОУ СОШ села <адрес>; сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения его на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Вышеуказанным решением из льготного стажа исключено 10 лет 9 месяцев 12 дней. Данное решение он считает незаконным по следующим основаниям. Период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР подлежит включению в специальный педагогический стаж, поскольку согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и размерах. Согласно п. 3 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и назначении указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из его военного билета следует, что прохождение службы в рядах Вооруженных сил СССР имело место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа, в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, которое и должно применяться при исчислении ему специального стажа, поскольку его право возникло до введения в действие нового закона. При увольнении его с должности директора МОУ СОШ села <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в районном отделе образования <адрес> был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ параграф 2 о существовании которого он узнал лишь при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. В приказе указано «Освободить Черненко В.В., директора <адрес> средней школы от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода на должность педагога-организатора ОБЖ этой же школы». В его трудовую книжку за подписью заведующей РОО Т.Л.К. сделана запись: «Освобожден от занимаемой должности директора <адрес> СШ, оставлен учителем ОБЖ». Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях, а также Приказом Министерства образования РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с ДД.ММ.ГГГГ в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Он с ДД.ММ.ГГГГ работал директором Новоромановской средней школы <адрес> и вел <данные изъяты> часов ОБЖ с почасовой оплатой. Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» предусматривается: «2.1 организовать до ДД.ММ.ГГГГ разработку программ курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений...; 2.2 Утвердить согласованную с Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационную характеристику должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения; 4.1 Должностные оклады выплачиваются за <данные изъяты> часов в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме <данные изъяты> часов в неделю (<данные изъяты> часов в год); 4.4. В стаж работы по специальности (в т.ч. при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверхустановленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ включается, кроме работы в этой должности время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета». Кроме этого Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик» сказано: п. 3 Руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса «основы безопасности жизнедеятельности», привести наименование должности работника, ведущего этот курс в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из вышеизложенного, следует, что при освобождении его от должности директора <адрес> средней школы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в приказе должна быть указана должность преподавателя-организатора ОБЖ, а не педагога-организатора ОБЖ. Такой должности просто нет. Произошла техническая ошибка, на которую в то время работники отдела образования не обратили внимания, однако заработную плату он получал и получает по настоящее время как преподаватель-организатор ОБЖ, т.е. за <данные изъяты> часов в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме <данные изъяты> часов. Остальные часы в зависимости от количества классов оплачиваются им почасовой оплатой. В его должностные обязанности входит осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики курсов ОБЖ и допризывной подготовки. Он принимает участие в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся. Совместно с учреждениями здравоохранения организовывает проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкомату. Организует и проводит мероприятия по внеклассной военно-патриотической работе с допризывной молодежью (игра «<данные изъяты>», конкурсы «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», спартакиада призывной и допризывной молодежи и прочие). С юношами 10 класса проводит 5 дневные военно-полевые сборы. Разрабатывает план гражданской обороны учреждения. Организует занятия по гражданской обороне, проводит практические занятия и тренировки по действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к труппам по оплате труда руководителей» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ ) сказано: пункт 1 Отнести к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки должности работников учреждений образования РФ согласно приложения 1; пункт 2 утвердить тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ приложение 2; пункт 6 руководителям учреждений образования: 6.1. привести наименования должностей работников учреждений в соответствие с наименованием должностей работников, предусмотренных в тарифно-квалификационных характеристиках. В приложении 1 к вышеуказанному приказу приведены наименования должностей и диапазоны разрядов: преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) 8-14 педагог-организатор 7-14. В приложении 2 указаны тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ. Должностные обязанности преподавателя-организатора (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), преподавателя-организатора прилагаются. Кроме этого ни в наименовании должностей, ни в должностных обязанностях нет должности педагог-организатор ОБЖ. Почему ему не изменили запись в трудовой книжке, он не знает. Однако с ДД.ММ.ГГГГ и по 31.12. 2002 года (оспариваемый период времени) в книгах приказов по МОУ СОШ села <адрес> по основной деятельности, где указывается нагрузка, замещения, ответственные за проведение мероприятий по школе, о присвоении квалификационных категорий по должностям и др. в приказах касающихся его указывается должность преподавателя ОБЖ. Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности педагога-организатора ОБЖ и данный период не включается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости. А с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности преподавателя-организатора ОБЖ и данный период включают в стаж работы дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. По данному факту может пояснить, что никаких переводов на другую должность у него не было, и его должностные обязанности не менялись, остаются прежними с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Изменялся только разряд в оплате труда в зависимости от квалификационной категории по должности «преподаватель-организатор». Кроме этого приказом отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему была присвоена 1 квалификационная категория по должности «преподаватель-организатор», а в 2001 году приказом Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена высшая категорию по должности «преподаватель-организатор». Согласно чего ему их присваивали, если считают, что он работал в должности педагога-организатора. Период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ считает подлежащим включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поскольку согласно положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работника для повышения квалификации (с отрывом от производства) за ним сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, и одним из условий профессионального соответствия занимаемой должности. С учетом ст. 15 Трудового кодекса РФ, обучаясь на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности, он продолжал выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату, с которой производились отчисления страховых взносов. На курсы он направлялся, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ по МОУ СОШ села <адрес>. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлечет на ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В связи с чем, просит признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не обоснованным, признать, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности преподавателя-организатора ОБЖ МОУ СОШ села <адрес> и включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период его службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения его на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать его право на досрочную пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью со дня обращения в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заявитель Черненко В.В. заявленные требования поддержал и просил суд его удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Дробязко Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные Черненко В.В. требования не признала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Черненко В.В. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Черненко В.В. представил трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ, справки о стаже, выданные МКОУ СОШ села <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отделом образования администрации Арзгирского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ и архивную справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ СОШ ст. <адрес> согласно которых трудовая деятельность заявителя складывается из следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - учеба в Государственном педагогическом институте Ставропольского ордена Дружбы народов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя физики СОШ ст. <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - в должности учителя начальной военной подготовки и учителя физики в МОУ СОШ села <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности директора и учителя ОБЖ в МОУ СОШ <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности учителя ОБЖ в МОУ СОШ <адрес>. Законодательством предусмотрено право на установление трудовой пенсии по старости досрочно для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 449 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам досрочного назначения трудовой пенсии по старости". Право у лиц данной категории на установление трудовой пенсии по старости досрочно возникает при наличии единственного условия педагогического стажа в течение 25 лет. Согласно предоставленному военному билету Н<адрес> Черненко В.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ781 от ДД.ММ.ГГГГ, периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы Черненко В.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Аналогичная позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ от 26.08.2005 года по делу № 87-Г05-14 и от 19.01.2007 года по делу № 38-В06-6. Согласно определения Конституционного Суда РФ № 1152-О-О от 23.09.2010 года. решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа. Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 380-0.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что согласно п.п. «г» п. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, засчитывается: служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ,НКВД, НКГБ, МГБ, Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Однако п. 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в п.1, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж Черненко В.В. на ДД.ММ.ГГГГ составил менее 16 лет 08 месяцев. В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.11.2002 года № 320-0 «По жалобе гражданина С.Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями п. «а» ч. 1 ст. 12 и ст. 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и разъяснением Министерства труда Российской Федерации «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым Постановлением Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный - указанная регистрация подтверждает соответствие нормам действующего законодательства и проведение правовой экспертизы), в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, которое действовало в период службы Черненко В.В. в армии, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. По предоставленной справке, уточняющей характер работы от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ Черненко В.В. работал в должности директора с ведением <данные изъяты> часов учителя ОБЖ МОУ СОШ села Новоромановское, с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности директора в порядке перевода на должность преподавателя-организатора ОБЖ МОУ СОШ села <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. Однако при проверке стажа Черненко В.В. в архиве отдела образования (акт от ДД.ММ.ГГГГ) в приказе от ДД.ММ.ГГГГ указано: освободить Черненко В.В., директора <адрес> средней школы, от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода на должность педагога-организатора ОБЖ этой же школы, что не соответствует сведениям, предоставленной справки от ДД.ММ.ГГГГ и записям трудовой книжки Черненко В.В.. Должность педагог-организатор ОБЖ отсутствует в списке должностей от ДД.ММ.ГГГГ для назначения досрочной льготной пенсии по старости. Следовательно, данный период не подлежит к включению в льготный стаж.

Так же не подлежит включению в стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год период нахождения Черненко В.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со СТ. СТ. 27, 28 Закона №173-ФЗ, в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах (если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность) могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4). Лица, имевшие на момент отмены вышеназванного Положения менее 2/3 необходимого стажа, обучавшиеся в педагогическом институте, на курсах и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ . Оснований для распространения условий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления с ДД.ММ.ГГГГ. Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от 20.11.2008 года № 869-0-0, в Определении от 25.12.2008 года № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на их включение в указанный стаж. Кроме того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривающее ранее действовавшим пенсионным законодательством) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Таким образом, общий стаж работы Черненко В.В. составил 25 лет 11 месяцев 27 дней, а стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленный по Правилам , в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ на 30.10.2012 года составляет 15 лет 2 месяца 15 дней, что не дает ему права на досрочное пенсионное обеспечение, поэтому просит отказать Черненко В.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Н.Т. показала, что более 25 лет работает учителем истории в МКОУ СОШ села <адрес>. Черненко стал работать в их школе с 1988 года. С 1991 года по 1993 годы он являлся директором школы и так же вел предмет ОБЖ. С конца 1993 года Черненко В.В. освободили от должности директора <адрес> средней школы, однако он остался учителем и преподавал предмет ОБЖ, где работает и до сегодняшнего дня. Она знает, что в настоящее время у Черненко возникли проблемы с назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что за периоды работы с конца 1993 года по 2002 год у него не было указано в приказе районного отдела образования о том, что он учитель, однако может достоверно подтвердить, что с конца 1993 года по настоящее время Черненко В.В. работает в должности преподавателя-организатора ОБЖ МКОУ СОШ села <адрес>.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Р.Н.Н. показала, что она с 1991 года работает в МКОУ СОШ села <адрес> в качестве секретаря. С 1991 года по 1993 годы Черненко В.В. являлся директором школы и преподавал дисциплину ОБЖ. С конца 1993 года Черненко В.В. перевели с должности директора, однако он остался работать учителем и преподавал предмет ОБЖ, где работает и до сегодняшнего дня.

Обсудив доводы истца, возражения представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> Дробязко Е.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что факты, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, а заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ истец Черненко В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, согласно пп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Право о назначении досрочной трудовой пенсии у лиц данной категории возникает при наличии единственного условия - 25 лет педагогической деятельности.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по <адрес> Черненко В.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку общий стаж его работы составил 25 лет 11 месяцев 27 дней, а стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленный по Правилам , в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 лет 2 месяца 15 дней, что не дает Черненко В.В. права на досрочное пенсионное обеспечение.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Период прохождения военной службы по призыву истца Черненко В.В. исчисляется с момента его призвания на действительную военную службу и направление в часть с ДД.ММ.ГГГГ до момента его демобилизации, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющейся в материалах дела ксерокопией военного билета выданного ДД.ММ.ГГГГ Прохладненским городским военным комиссариатом КБАССР (л.д. 13).

В период службы истца в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил <данные изъяты>

Кроме этого в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-0 из которых следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионное право до введение нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы истца Черненко В.В. в Вооруженных Силах ИИИИ относится к периоду до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, период службы Черненко В.В. в армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права.

При увольнении Черненко В.В. с должности директора МОУ СОШ села <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в районном отделе образования <адрес> был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, где в параграфе 2 было указано «Освободить Черненко В.В., директора <адрес> средней школы от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода на должность педагога-организатора ОБЖ этой же школы», именно по этому поводу истцу Черненко В.В. и было отказано во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя-организатора ОБЖ, поскольку в приказе о его назначении <адрес> отделом образования было указано в порядке перевода на должность педагога-организатора ОБЖ.

Из имеющейся в материалах дела ксерокопии трудовой книжки на Черненко В.В. (л.д. 15), из которой усматривается, что на основании приказа параграф 2 от ДД.ММ.ГГГГ Черненко В.В. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности директора <адрес> средней школы и оставлен учителем ОБЖ.

В материалах дела имеется аттестационный лист от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что Черненко В.В. преподавателю-организатору ОБЖ <адрес> средней школы присвоена 1 квалификационная категория по должности «преподаватель-организатор» (л.д. 17). Кроме этого в вышеуказанном аттестационном листе в разделе 4, где указывается занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность имеется запись - «преподаватель-организатор ОБЖ <адрес> СШ, 1992 год».

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях, а также Приказом Министерства образования РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с ДД.ММ.ГГГГ в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Черненко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ работал директором <адрес> средней школы <адрес> и вел <данные изъяты> часов ОБЖ с почасовой оплатой. Вышеуказанное обстоятельство так же подтверждается имеющейся в материалах дела ксерокопией трудовой книжки на Черненко В.В. (л.д. 15).

Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» предусматривается: «2.1 организовать до ДД.ММ.ГГГГ разработку программ курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений...; 2.2 Утвердить согласованную с Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационную характеристику должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения; 4.1 Должностные оклады выплачиваются за <данные изъяты> часов в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме <данные изъяты> часов в неделю (<данные изъяты> часов в год); 4.4. В стаж работы по специальности (в т.ч. при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверхустановленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ включается, кроме работы в этой должности время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета». Кроме этого Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик» сказано: п. 3 Руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса «основы безопасности жизнедеятельности», привести наименование должности работника, ведущего этот курс в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ .

Показания свидетелей М.Н.Т. и Р.Н.Н. суд расценивает как правдивые. Поскольку они соответствуют совокупности других доказательств, исследованных судом и так же подтверждают период работы Черненко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя-организатора ОБЖ <адрес> средней школы .

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что при освобождении Черненко В.В. от должности директора <данные изъяты> средней школы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в приказе должна быть указана должность преподавателя-организатора ОБЖ, а не педагога-организатора ОБЖ, что было допущено, в результате технической ошибки.

Допущенные технические ошибки в приказе о переводе, указывающем характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Черненко В.В. имели место независимо от его воли. Кроме этого допущенные вышеуказанные технические ошибки не изменили вид деятельности и функциональные обязанности, поэтому не включение периода работы Черненко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя-организатора ОБЖ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости заявителю противоречит Конституционным нормам Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 18 и 39 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, предусмотренные законами, гарантированность каждому социального обеспечения по возрасту и в иных случаях, установленных законом, действуют непосредственно. Поэтому требования Черненко В.В. об установлении юридического факта определенных периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсию по старости подлежат удовлетворению.

Кроме этого приказом отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Черненко В.В. была присвоена 1 квалификационная категория по должности «преподаватель-организатор», а в 2001 году приказом Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена высшая категорию по должности «преподаватель-организатор» (л.д. 18-19).

В своем заявлении Черненко В.В. просит так же включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и период нахождения его на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В материалах дела имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ директора Новоромановской средней общеобразовательной школы о направлении на краткосрочные курсы повышения квалификации в Ставропольском региональном Центре Интернет-Образование Черненко В.В. - преподавателя-организатора ОБЖ с 04.10 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работника для повышения квалификации (с отрывом от производства) за ним сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что период нахождения Черненко В.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в общий трудовой стаж работы Черненко В.В., поскольку в этот период производились уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, однако не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку его обучение на курсах повышения квалификации происходило с отрывом от производства и не является трудовой деятельностью, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

В судебном заседании было установлено и это не противоречит материалам дела, что истец Черненко В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что периоды времени работы Черненко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя-организатора ОБЖ, а так же прохождение им службы в рядах Вооруженных сил ИИИИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и на момент его обращения в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии его педагогический стаж составлял 25 лет 11 месяцев 4 дня, суд приходит к выводу, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством он имеет право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения.

С учетом вышеизложенных как устных, так и письменных относимых и допустимых доказательств суд приходит к убеждению, что исковые требования Черненко В.В. основанные на законе, нашли свое подтверждение в судебном заседании, а поэтому подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 264-265 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Черненко В.В. - удовлетворить частично.

Признать отказ государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Черненко В.В. - незаконным.

Установить юридический факт работы Черненко В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ села <адрес> в должности преподавателя-организатора ОБЖ для включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Включить в стаж работы Черненко В.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил ИИИИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении заявленных требований Черненко В.В. о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения его на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить Черненко В.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Арзгирский районный суд в течение месяца с момента вынесения судом решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий - подпись

2-100/2013 ~ М-1|201090/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черненко Владимир Васильевич
Ответчики
ГУ- Управление пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району
Суд
Арзгирский районный суд Ставропольского края
Судья
Камышев Виктор Валентинович
Дело на странице суда
arzgirsky--stv.sudrf.ru
25.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2013Передача материалов судье
01.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее