Дело № 2а-117/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 г. с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Родикова А.А., при помощнике судьи /...../, при секретаре судебного заседания Малышевой А.С., с участием заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковского Евгения Валерьевича, представителя административного ответчика Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области Главы Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области Позднякова Василия Николаевича, представителя заинтересованного лица Администрации Тегульдетского района Томской области Хариной Елены Васильевны, действующей на основании доверенности /...../, в отсутствие представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «АБФ Логистик», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился суд с административным иском к Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
Как следует из административного искового заявления, прокуратурой района проведена проверка по вопросам соблюдения на территории Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичные положения закреплены в уставе поселения. В нарушение требований законодательства на территории Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области места сбора указанных отходов на территории населенных пунктов сельского поселения не определены, контейнерные площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства не обустроены. Неисполнение административным ответчиком установленных требований федерального законодательства по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит:
Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов;
Обязать административного ответчика определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать административного ответчика произвести обустройство специальных площадок для размещения контейнеров в соответствии с определенной схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в срок до 01.09.2020.
В судебном заседании заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковский Е.В. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.
Как следует из отзыва представителя административного ответчика Главы Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области Позднякова В.Н., в силу пункта 2 части 1 статьи 2, части 1 статьи 27, части 1 статьи 30 Устава муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Тегульдетского района Томской области возглавляющего Администрацию Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, административный ответчик с заявлением не согласен, согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика Глава Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области Поздняков В.Н. административный иск не признал. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, данные полномочия относятся к полномочиям муниципального района. На время рассмотрения дела об административном правонарушении требования прокурора не выполнены.
Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица Администрации Тегульдетского района Томской области Хариной Е.В., данных в судебном заседании, заинтересованное лицо согласно с требованиями, указанные полномочия закреплены за сельскими поселениями, но просит рассмотреть возможность продления срока до декабря 2021 года.
Как следует из письма Главы Тегульдетского района Томской области Клишина И.А., возглавляющего Администрацию Тегульдетского района Томской области в силу части 1 статьи 30 Устава муниципального образования «Тегульдетский район» Томской области, Администрация Тегульдетского района Томской области считает, что указанные в заявлении прокурора полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на Администрацию Тегульдетского района Томской области не возложены.
Административное дело в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «АБФ Логистик», которое не представило возражений по существу административного иска и доказательств в их обоснование.
Изучив доводы сторон, проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости удовлетворения административного иска.
Так, согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в пределах своих полномочий.
Как следует из ответа административного ответчика на запрос исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области, из которого прокурору Тегульдетского района Томской области стало известно о том, что схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, данный ответ датирован 10 сентября 2019 года.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением в пределах указанного срока, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок не нарушен.
Муниципальное образование «Белоярское сельское поселение», включающее в себя населенные пункты: поселок Белый Яр, деревня Озерное, деревня Новошумилово, образовано в границах Тегульдетского района Томской области и наделено статусом сельского поселения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Томской области от 09 сентября 2004 года № 197-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Тегульдетского района».
Как следует из пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 № 503-ФЗ), органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Законом субъекта Российской Федерации установлено иное, а именно полномочия в данной сфере закреплены за сельскими поселениями Томской области Законом Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области».
Так, как следует из статьи 1 Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» (в редакции Закона Томской области от 28 декабря 2017 года № 167-ОЗ) за сельскими поселениями Томской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, предусмотренное пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельских поселений Томской области.
Пунктом 16 статьи 4 Устава муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Тегульдетского района Томской области (в редакции решения от 20 августа 2019 года № 14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов также отнесено к вопросам местного значения Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 указанного Устава Администрация Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Как следует из части 3 статьи 30 указанного Устава, Администрация Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области».
Согласно пункту 17 части 3 статьи 30 указанного Устава участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Более того, как следует из ответа административного ответчика на запрос исполняющего обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области, датированного 10 сентября 2019 года, копии постановления Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области от 11 декабря 2018 года № 50 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области», административным ответчиком в рамках реализации указанных полномочий уже принят указанный нормативный правовой акт.
Таким образом, вопреки доводам представителя административного ответчика, изложенным в отзыве, прокурором Тегульдетского района Томской области верно определен административный ответчик.
Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как следует из части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с абзацами первым, вторым статьи 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно абзацам второму, третьему, пятому, шестому, седьмому, восьмому, десятому статьи 1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека,
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Как следует из абзацев первого, второго статьи 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из абзацев первого, второго, третьего, шестого, девятого, десятого, четырнадцатого статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) указанный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с абзацами вторым, четвертым, пятым, шестым, девятнадцатым, двадцать первым статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 № 503-ФЗ), органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как указано выше, законом субъекта Российской Федерации установлено иное, а именно полномочия в данной сфере закреплены за сельскими поселениями Томской области Законом Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области».
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из пункта 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
В соответствии с абзацами четвертым, пятым пункта 2 указанных Правил «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Требования к указанным площадкам установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Как следует из пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктом 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Согласно пункту 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Как следует из пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Как установлено судом, Администрацией Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области не приняты надлежащие меры по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов, а именно не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не произведено обустройство специальных площадок для размещения контейнеров в соответствии с определенной схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются письмом Главы Белоярского сельского поселения от 10 сентября 2019 года № 185, из которого следует, что схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения не созданы.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, на время рассмотрения дела об административном правонарушении требования прокурора не выполнены.
Оценивая данные доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для разрешения дела по существу.
Таким образом, объективно подтверждается, что административным ответчиком не была исполнена обязанность по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов, объективно подтверждается факт бездействия административного ответчика, то есть неисполнения возложенной указанными выше нормативными правовыми актами обязанности.
С учетом изложенного суд констатирует бездействие Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов.
Оценивая законность установленного бездействия, суд исходит из следующего:
Достоверные доказательства, подтверждающие законность оспариваемого бездействия, суду не представлены.
Основания для освобождения административного ответчика от исполнения указанной обязанности не установлены.
Следовательно, законные основания для бездействия отсутствуют.
Закон не допускает бездействия в указанной сфере, бездействие административного ответчика объективно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых подано административное исковое заявление, следовательно, является незаконным.
Так, бездействие административного ответчика может повлечь вредное воздействие отходов на здоровье людей и окружающую среду.
Указанное бездействие нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
С учетом изложенного указанное бездействие, как нарушающее конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не может носить законного характера.
Суд констатирует, что данное бездействие является незаконным.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего административного дела нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых подано административное исковое заявление, не устранены в полной мере, суд считает необходимым в соответствии с указанной правовой нормой возложить на административного ответчика обязанность устранить данные нарушения.
С учетом характера дела суд считает возможным установить для исполнения решения суда в части определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения решения суда в части производства обустройства специальных площадок для размещения контейнеров в соответствии с определенной схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» – срок до 01 сентября 2020 года.
Указанные сроки суд признает разумными и достаточными.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, об исполнении решения суда надлежит сообщить в Тегульдетский районный суд Томской области в указанные сроки.
Доводы административного ответчика являются несостоятельными и не опровергают выводы суда.
Как указано выше, прокурором Тегульдетского района Томской области верно определен административный ответчик, за которым указанные полномочия закреплены Законом Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», Уставом муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Тегульдетского района Томской области.
Основания для установления более продолжительных сроков, чем требует прокурор, не установлены.
Так, предлагаемый для определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов срок является разумным и достаточным, определение данной схемы не требует финансовых затрат, сопоставимых с затратами на обустройство специальных площадок для размещения контейнеров.
Оценивая возможность установления более продолжительного срока для обустройства специальных площадок для размещения контейнеров суд принимает во внимание, что вопреки требованиям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения указанной обязанности в предлагаемый срок и необходимость установления более продолжительного срока, количество подлежащих обустройству специальных площадок для размещения контейнеров, их суммарную стоимость, что не позволяет оценить достаточность либо недостаточность имеющихся средств для исполнения данной обязанности.
Объем необходимого для исполнения обязанностей финансирования будет зависеть от схемы размещения.
Следовательно, до определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не представляется возможным оценить достаточность либо недостаточность имеющихся средств для обустройства специальных площадок для размещения контейнеров.
Таким образом, в настоящее время основания для установления более продолжительного срока отсутствуют, что не исключает возможности рассмотрения в будущем судом по заявлениям заинтересованных в этом лиц вопроса об отсрочке исполнения решения суда в случае представления ими доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
В соответствии с частью 13 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из подпункта «г» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ) в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде в виде текстов судебных актов, размещаемых с учетом требований, предусмотренных статьей 15 данного Федерального закона.
Часть 1 статьи 15 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 223-ФЗ) предусматривает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети «Интернет» в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме.
Настоящий судебный акт не относится к категориям судебных актов, установленным частью 5 статьи 15 данного Федерального закона, не подлежащих размещению в сети «Интернет».
Таким образом, применительно к настоящему решению суда указанным Федеральным законом уже определен способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным бездействием, с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
С учетом изложенного суд руководствуется указанным порядком и не находит оснований для признания необходимым опубликования решения суда в ином порядке – в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о признании незаконным бездействия и обязании надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов создания специальных площадок для размещения контейнеров для хранения твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Белоярского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в срок до 01 сентября 2020 года произвести обустройство специальных площадок для размещения контейнеров в соответствии с определенной схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Об исполнении решения суда надлежит сообщить в Тегульдетский районный суд Томской области в указанные сроки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.А. Родиков