Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4200/2022 ~ М-4118/2022 от 03.08.2022

Дело № 2-4200/2022

УИД 73RS0001-01-2022-005825-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 г.                            г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркеловой Елены Михайловны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на медицинские изделия, обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда,

установил:

Маркелова Е.М. обратилась с иском Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», уточненным в ходе судебного разбирательства.

В обоснование иска указала, что она является инвалидом <данные изъяты>, страдает <данные изъяты>

Наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», получает льготные рецепты на инсулин короткого и пролонгированного действия, тест-полоски.

Выписки из медицинских карт свидетельствуют о наличии гипогликемических состояний в разное время суток, иногда до трех раз в сутки, при этом гипогликемия ею не ощущается.

Нуждается в непрерывном мониторинге глюкозы крови с использованием сенсоров к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre».

Однако в выписке рецептов и обеспечении сенсорами к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» лечебное учреждение и Министерство здравоохранения ей отказывают, что считает незаконным.

В связи с отказом в обеспечении указанными изделиями истица была вынуждена приобретать из самостоятельно, расходы на приобретение оставили 22 450 руб.

С учетом уточненных исковых требований, просит обязать Государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать ей льготные рецепты на медицинское изделие – сенсоры к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» в количестве 26 штук в год; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ее сенсорами к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» в количестве 26 штук в год; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на приобретение медицинских изделий в размере 22 450 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования и доводы иска поддержали. Также указали на то, что протоколом врачебной комиссии от 19.09.2022 истице показано применение системы флэш-мониторинга «FreeStyle Libre». Согласно краткого руководства по эксплуатации системы флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» один сенсор используется на протяжении 14 дней, то есть 2 сенсора в месяц или 26 штук в год.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Росийской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

Судом установлено, что Маркелова Е.М. является инвалидом <данные изъяты>, страдает <данные изъяты>

Наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», получает льготные рецепты на инсулин короткого и пролонгированного действия, тест-полоски.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 9 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (пункт 6.2).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 01.10.2020 № 1053н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа» утверждены «Стандарт специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа», «Стандарт медицинской помощи взрослым при диабетической нейропатии, диабетической остеоартропатии при сахарном диабете 1 типа», «Стандарт медицинской помощи взрослым при диабетической нефропатии при сахарном диабете 1 типа», «Стандарт медицинской помощи взрослым при нарушениях периферического кровоснабжения без критической ишемии конечности при сахарном диабете 1 типа».

«Стандартом медицинской помощи взрослым взрослым при сахарном диабете 1 типа» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования в том числе, при проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара.

Действительно, в данном стандарте не поименованы сенсоры (датчики) системы флеш-мониторинга.

Вместе с тем, согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

На основании ст. 18 ФЗ от 18.10.2007 года за № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами. Изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» переданы органам исполнительной власти субъекта РФ.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Исходя из Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П (ред. от 14.07.2022) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110, изделия медицинского назначения назначаются и выписываются врачами (фельдшерами) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Датчики для системы флеш-мониторинга в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р, не входят.

Однако, как указывалось выше в силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (п. 1); назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Помимо этого, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ от 05.05.2012 №502н, которым утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Так, врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам (п.2).

Согласно п.4 Порядка врачебная комиссия осуществляет, в том числе, и следующие функции:

4.1.принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2.определение трудоспособности граждан;

4.3.продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4.принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5.проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6.оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7.принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

по торговым наименованиям.

4.8. направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7 настоящего Порядка

4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Из материалов дела следует, что до обращения в суд с настоящим иском в отношении Маркеловой Е.М. не проводилась врачебная комиссия согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 №502н, по вопросу нуждаемости истицы исключительно в применении системы флеш-мониторинга, установления противопоказаний, серьезных нежелательных реакций организма и непредвиденных нежелательных реакций при применении иных способов предупреждения развития гипогликемии.

Однако, Протоколом врачебной подкомиссии, проведенной в период рассмотрения дела, 19.09.2022 Государственным учреждением здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», принято решение о том, что Маркеловой показано использование системы непрерывного мониторирования и о направлении в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявки на ее обеспечение.

При этом, как следует из данного протокола решение принято с учетом того, что у истицы длительный стаж <данные изъяты>

Таким образом, суд приходит к выводу, что Маркеловой Е.М. протоколом врачебной комиссии от 19.09.2022 установлена нуждаемость в применении сенсоров «FreeStyle Libre» по жизненным показаниям.

Однако, как установлено судом рецепты на указанные медицинские изделия истице не выписываются, не смотря на заключение врачебной комиссии от 19.09.2022, в связи с чем требования к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» подлежат удовлетворению.

На государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» следует возложить обязанность выписывать по медицинским показаниям Маркеловой Елене Михайловне льготные рецепты на медицинское изделие – сенсоры к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» из расчета 26 штук в год (количество согласно краткого руководства по эксплуатации данных сенсоров).

Оснований для удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области не имеется ввиду следующего.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а именно того, что не обеспечение истицы медицинским изделием было обусловлено отсутствием правовых оснований до 19.09.2022, как следствие, не выписыванием соответствующих рецептов лечебным учреждением, у Министерства отсутствовала обязанность по обеспечению истицы указанными медицинскими изделиями.

Кроме того, оснований полагать, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не будет обеспечивать истицу медицинскими изделиями, на основании выписываемых рецептов в будущем, не имеется.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Маркеловой Елены Михайловны к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать по медицинским показаниям Маркеловой Елене Михайловне льготные рецепты на медицинское изделие – сенсоры к системе флэш-мониторинга «FreeStyle Libre» из расчета 26 штук в год.

В удовлетворении исковых требований Маркеловой Елены Михайловны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов.

2-4200/2022 ~ М-4118/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Маркелова Е.М.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУЗ "ЦК МСЧ им. В.А. Егорова" Поликлиника №2
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
03.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Подготовка дела (собеседование)
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее