Дело №5-28/2021
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Усть-Цильма 01 марта 2021 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Рудомётова С.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кельчиюрская средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Сметанина» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Печора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» ФИО1
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 35 мин. по 12 час. 00 мин. по поручению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Печоре № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с регистрацией случаев COVID-19 среди работников школы, помощником врача-эпидемиолога ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» рабочее место в <адрес> ФИО4 проведено санитарно-эпидемиологическое обследование очага заболевания новой коронавирусной инфекцией в МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина», по адресу: <адрес>. Актом санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие оборудования для регулярного обеззараживания воздуха (УФО, рециркуляторы), в нарушение требований п.2.3 разд.II СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», что является нарушением: ст.11, п.1 ст.28, п.1 ст.29, п.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.3 разд.II СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, абз.4 п.4.4 разд.IV СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В действии (бездействии) должностного лица - директора МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Печора, представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени извещен надлежащим образом.
ФИО1 о дате и времени извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела об административном правонарушении без её участия. Предоставила заявление, в котором указала о направлении в 2019-2020, 2020-2021 учебных годах заявок в Управление образования администрации МР «Ижемский» о необходимом количестве оборудования для обеззараживания воздуха, о выделении в октябре 49 112 руб. и ноябре 39 544 руб., не смотря на то, что на приобретение рециркуляторов требуется около 480 000 рублей.
Руководствуясь ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Изучив позицию должностного лица, в отношении которой ведется производство по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пунктом 1 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со ст.80 Конституции РФ Президентом РФ принят Указ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Из п.2 Указа Президента РФ следует, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно- эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вменено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в частности: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
На территории Республики Коми действует Указ Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима повышенной готовности», согласно которому введен с 00.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режим функционирования «повышенная готовность».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» вместе с «СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила...» санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы Организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Настоящее постановление действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.3 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций.
Из материалов дела следует, что на основании поручения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Печоре № от ДД.ММ.ГГГГ поручено провести ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» санитарно-эпидемиологическое обследование очага (учебные корпуса МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина», по адресу: <адрес>) по установлению причинно-следственной связи возникновения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией.
По результатам санитарно-эпидемиологического обследования МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина», проведенного ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 35 мин. по 12 час. 00 мин. в связи с регистрацией трех случаев COVID-19 среди работников школы, зафиксированных в акте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что:
-противоэпидемические мероприятия в школе проводятся сначала учебного года по профилактике COVID-19. Вентиляция в помещениях естественная. Режим проветривания помещений соблюдается. Персонал, учащиеся школы и лица, посещающие организацию (на входе), проходят термометрию с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 гр.С. Ежедневную влажную уборку помещений проводят с применением дезинфицирующих растворов. Генеральная уборка проводится один раз в неделю, имеется график. В санитарных узлах имеется мыло, кожный антисептик для обработки рук.
За каждым классом закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам. Проветривание коридоров, помещений проводится во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен;
-заключительная дезинфекция в помещениях проведена ДД.ММ.ГГГГ силами персонала дезинфицирующими средствами.
В качестве замечаний указано, что отсутствует оборудование для регулярного обеззараживания воздуха (УФО, рециркуляторы), что не соответствует требованиям п.2.3 раздел 2 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Из представленных директором МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» ФИО1 документов следует, что она в марте и октябре 2020 года ходатайствовала перед и.о. начальника Управления образования АМР «Ижемский» о выделении денежных средств на приобретение, в том числе рециркуляторов воздуха, в сентябре 2020 года направила информационное письмо начальнику Управления образования АМР «Ижемский» по наличию дизсредств и оборудования на конец сентября, согласно которому обеззараживателей в наличии не имелось.
Из представленных Управлением образования администрации муниципального района «Ижемский» документов следует, что в соответствии с решением Совета муниципального района «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования муниципального района «Ижемский» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Управлению образования АМР Ижемский», являющемуся главным распорядителем бюджетных средств, доводятся предельные объемы финансирования.
Между Управлением образования АМР «Ижемский» и МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого муниципальным бюджетным учреждением и органом местного самоуправления муниципального района «Ижемский», осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии с Соглашением МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» на 2021 г. выделено, в том числе на средства защиты по COVID 54 885 руб., при потребности 447 620 руб.
Как следует из ответа Управления образования администрации муниципального района «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ №, процедура выделения дополнительных финансовых средств производится на основании ходатайств от образовательных учреждений. Сводное ходатайство от образовательных организаций отправляется в МР «Ижемский». Ответов от администрации МР «Ижемский» в адрес Управления образования АМР «Ижемский» в 2020 году не поступало.
В подтверждение, Управлением образования администрации муниципального района «Ижемский» представлены следующие документы.
Ходатайство директора МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина» от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес и.о. начальника Управления образования АМР «Ижемский», о выделении денежных средств на приобретение, в том числе рециркуляторов воздуха в количестве 20 штук.
Ходатайство Управления образования администрации муниципального района «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное и.о. главы МР «Ижемский», по запросам образовательных организаций, о выделении дополнительных средств на приобретение средств защиты в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в размере 3 500 000 рублей.
Ходатайство Управления образования администрации муниципального района «Ижемский» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное и.о. главы МР «Ижемский», о выделении дополнительных средств для исполнения бюджетных обязательств в 2020 году, в том числе на приобретение средств защиты для организации работы в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, включая приборы для обеззараживания воздуха, в размере 2 000 000 рублей.
Информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное главой муниципального района «Ижемский» в адрес министерства финансов Республики Коми, из которого следует, что потребность в финансовых средствах на приобретение средств защиты до конца 2020 года составляет 8,9 млн руб. На сентябрь-октябрь 2020 года выделены финансовые средства в размере 2,9 млн руб. Недостаток на приобретение средств защиты составляет 6,0 млн руб.
В бюджете муниципального образования на 2021 год предусмотрены финансовые средства на приобретение тепло-телевизионных регистраторов, установок для обеззараживания воздуха в размере 1,2 млн руб. (20% от потребности) и на приобретение антисептических, дезинфицирующих средств, масок и перчаток в размере 1,9 млн руб. (32% от потребности).
В соответствии с приказом Отдела образования администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена директором муниципального образовательного учреждения «Кельчиюрская средняя общеобразовательная школа».
Согласно пункту 1.2 должностной инструкции, утвержденной начальником Управления образования администрации МР «Ижемский» ДД.ММ.ГГГГ, директор школы назначается и освобождается от должности начальником Управления образования администрации МР «Ижемский».
Пунктом 1.4 должностной инструкции установлено, что директор школы подчиняется непосредственно начальнику Управления образования администрации МР «Ижемский».
В силу ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено, что функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения осуществляет орган местного самоуправления муниципального района «Ижемский», главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования АМР «Ижемский», до которого органом местного самоуправления муниципального района «Ижемский» доводятся предельные объемы финансирования.
Директором школы МБОУ «Кельчиюрская СОШ» ФИО1 приняты меры для получения необходимого количества оборудования для обеззараживания воздуха посредством направления ходатайств в 2020 году в адрес Управления образования администрации муниципального района «Ижемский». Вместе с тем, документально подтвержденных сведений о том, что Управлением образования администрации муниципального района «Ижемский», являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в 2020 году выделялись денежные средства на указанные цели суду не представлено.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что директором школы ФИО1 приняты достаточные и все зависящие от неё меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к образовательному учреждению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения директором школы ФИО1 своих должностных обязанностей не доказан.
Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что вина директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кельчиюрская средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Сметанина» ФИО1 в совершении административного правонарушения не доказана, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст.24.5, ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кельчиюрская средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Сметанина» ФИО1, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его вручения либо получения через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья С.П. Рудомётова