Дело № 2-1425/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Елизово Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Цитович Н.В.,
при секретаре Мамедове Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к Юрковой Екатерине Александровне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – КГКУ «Центр выплат», учреждение, истец) обратилось в суд с иском к ответчику Юрковой Е.А. о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 сентября 2014 года по 30 апреля 2014 года в размере 64 368 рублей 61 копейка и расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 131 рубль 06 копеек, ссылаясь на то, что Юркова Е.А. в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» решением КГКУ «Центр выплат» от 07 декабря 2010 года № 1195/7 была назначена региональная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру по регистрационному учету места жительства в <адрес>: <адрес>, на срок назначения пенсии с 01 декабря 2010 года бессрочно. Выплата денежных средств по РСДП ответчику по указанному адресу произведена в период с 01 декабря 2010 года по 30 апреля 2016 года. Согласно информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» из ЗАО «Мясокомбинат Елизовский», Юркова Е.А. в период выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, являлась работающей с 28 августа 2014 года. В связи с несвоевременным поступлением сведений, влияющих на право получения ответчиком данной государственной услуги, Юрковой Е.А. были излишне выплачены денежные средства в размере 64 368 рублей 61 копейка. Ссылаясь на изложенное, истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Истец в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще, согласно представленного суду заявления дело просил рассматривать в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражает.
Ответчик Юркова Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, в соответствии с ч. 1 ст.113 ГПК РФ по адресу, который, согласно сведениям, представленным Отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю является местом жительства и регистрации ответчика. Однако по указанному в иске адресу и по месту регистрации ответчик судебное извещение, копию иска и приложенные к нему документы не получает, направленная ей по почте судебная корреспонденция возвращена отправителю с отметкой почтовой связи «Истек срок хранения». О причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, возражений по иску не представила.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
При таком положении, в силу ч. 1 ст. 118 ГПК РФ, судебное извещение, направленное в адрес Юрковой Е.А. суд считает доставленным и приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате и времени рассмотрения дела.
Вместе с тем, поскольку ответчик в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщила и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, на основании ст. 233 ГПК РФ, суд, учитывая согласие истца, счел необходимым рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Частью 5 указанной статьи установлено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".В силу ч. 12 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 28.06.2016 № 681-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по установлению региональной социальной доплаты к пенсии (далее – Административный регламент), согласно которому данная государственная услуга предоставляется Министерством через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».
Согласно положениям Административного регламента, государственная услуга предоставляется пенсионеру, проживающему по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12(1) Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Законом Камчатского края от 05.03.2008 № 14 "О прожиточном минимуме в Камчатском крае". Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная услуга предоставляется по месту жительства (пребывания) пенсионера в Камчатском крае.
На основании п.2 ч.2.24 Порядка выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае, утвержденного Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30 июня 2017 года N 679-п, возмещение излишне выплаченных денежных средств по региональной социальной доплате к пенсии производится в следующем порядке в случае прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии и невозможности дальнейшего возмещения излишне выплаченных денежных средств из последующих выплат, излишне выплаченные денежные средства возмещаются пенсионером в добровольном порядке либо взыскиваются с пенсионера в судебном порядке.
Как установлено судом, Краевое государственное казенное учреждение является действующим юридическим лицом, государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, уполномоченным Правительством Камчатского края для обеспечения реализации прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки.
Юркова Е.А. зарегистрирована на территории Камчатского края по месту жительства по адресу: <адрес>, является пенсионером, на основании заявления Юрковой Е.А. от 23 ноября 2010 года, КГКУ «Центр выплат» от 07 декабря 2010 года № 1195/7 была назначена региональная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру по регистрационному учету места жительства в Камчатском крае: <адрес>, на срок назначения пенсии с 01 декабря 2010 года бессрочно (л.д.22, 47).
Из материалов дела также следует, что в обозначенный в иске период Юрковой Е.А. произведена выплата региональной социальной доплаты к пенсии на сумму 64 368 рублей 61 копейка.
Согласно информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» из ЗАО «Мясокомбинат Елизовский», Юркова Е.А. в период выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, являлась работающей с 28 августа 2014 года, в связи с чем решением КГКУ «Центр выплат» от 19 мая 2016 ответчику прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии с 01 сентября 2014 года, о чем ответчик была уведомлена, включая требование о возврате излишне полученных сумм региональной социальной доплаты к пенсии. Однако, по настоящее время Юркова Е.А. денежные средства не вернула (л.д.23, 24, 25, 26, 29-30, 31-32, 33, 34).
При таких обстоятельствах, учитывая, что трудовая деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исключает возможность получения региональной социальной доплаты к пенсии, в свою очередь, Юркова Е.А., обязанная сообщить об этом в КГКУ «Центр выплат», данную обязанность не исполнила, продолжила получать региональную социальную доплату к пенсии, получив незаконно денежные средства в размере 64 368 рублей 61 копейка, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив факт наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты оспариваемой региональной социальной доплаты к пенсии, суд приходит к выводу о неосновательном получении ответчиком данных выплат и взыскании излишне выплаченных сумм в заявленном в иске размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 2 131 рубль 06 копеек в счет уплаченной при подаче иска государственной пошлины (л.д.7).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233, 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к Юрковой Екатерине Александровне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии, удовлетворить.
Взыскать с Юрковой Екатерины Александровны в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» излишне выплаченную сумму региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 сентября 2014 года по 30 апреля 2014 года в размере 64 368 рублей 61 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 131 рубль 06 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 года.
Судья Н.В. Цитович