Дело №12-207/16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 17 мая 2016года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Фотиной А.Г.,
с участием представителя юридического лица привлеченного к административной ответственности администрации г. Березники Х.А., действующего на основании доверенности № от "дата",
старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» К.С.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края по адресу: город Березники, ул. Пятилетки, 80 жалобу представителя администрации г. Березники Х.А. на постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» К.С. от "дата"г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ,
установил:
"дата" в ...... в ходе осуществления повседневного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети города Березники Пермского края на проезжей части улицы ..... (с .....) актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения установлено наличие недостатка, угрожающего безопасности дорожного движения, а именно образование колейности. Произведены измерения параметров колеи в соответствии с ОДМ "Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи" по упрощенному варианту с помощью 2-метровой рейки и измерительного щупа (пункт 4.7 ОДН «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог»). Установлена средняя расчетная глубина на проезжей части на участке с ..... (по направлению <адрес>) наружной колеи ..... мм, внутренней - ..... и с ..... наружной колеи ..... мм, внутренней - ..... мм. Замеры проводились рейкой дорожной универсальной КП - 234 (свидетельство о поверке № от "дата"). Максимальная разрешенная скорость на данном участке согласно действующему проекту организации дорожного движения составляет 60 км/час.
По данному факту "дата" инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» З.Л. в отношении администрации г. Березники оставлен протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании указанного протокола "дата" старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» К.С.вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, согласно которому администрации г. Березники привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 300 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным представитель администрации г. Березники Х.А., действующий на основании доверенности № от "дата" обратился в суд с жалобой по настоящему делу. В обосновании жалобы указано, что согласно п.1 ГОСТ Р 50597-93 не содержит понятие «колёйности» автодороги. ГОСТ Р 50597-93 содержит, в частности, такие понятия, как просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а также ровность,покрытия проезжей части. Понятие «колейности» расшифровывается в ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики,и оценки состояния автомобильных дорог» (утв. распоряжением Минтранса России от 3 Октября 2002 г. N ИС-840-р), согласно которым колейность - поперечная ровность покрытия (п.4.1.12.3). Административный орган ссылается на распоряжение Минтранса РФ от года №ОС-556-р «Об утверждении Рекомендаций по выявлению и устранению колеи на нежестких дорожных одеждах», ОДМ «Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи» (утв. Распоряжение Минтранса РФ от 17.05.2002 N ОС-441- р "Об утверждении ОДМ "Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи") и "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002" (утв. распоряжением Минтранса РФ от N ИС-840-р), которые носят рекомендательный характер. Измерения проводились рейкой дорожной универсальной КП-231, размеры которой 3000 мм, а не 2000 мм, порядок проведения замеров, предусмотренный разделом 4.7 ОДН 218.0.006-2002 не соблюден. Помех в дорожном движении, эксплуатационных характеристик автомобильной дороги по ....., создающих угрозу безопасности дорожного движения (нарушений обязательных требований п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93) Административным органом не зафиксировано, иных оснований для запрещения или ограничения дорожного движения не установлено. Решением Березниковской городской Думы от "дата" № утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Березники". Согласно п.3.1 Положения, органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в границах муниципального образования "Город Березники", является управление благоустройства администрации города (Уполномоченный орган). Постановлением администрации г.Березники от "дата" № утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Березники». Постановлением администрации г.Березники от "дата" № утвержден Перечень должностных лиц администрации города Березники, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Березники». В соответствии и в порядке, определенными Федеральным законом от "дата" №- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административным регламентом, "дата" управлением благоустройства администрации г.Березники разработан и утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год. Выводы Административного органа об отсутствии со стороны администрации г.Березники муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа не соответствует действительности. Постановлением администрации г.Березники от "дата"№ создано Муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтохозяйство г.Березники». Пунктом 2. указанного постановления источником финансирования деятельности «Спецавтохозяйство г.Березники» определен бюджет города Березники. Согласно п.2.1, устава МБУ «Спецавтохозяйство г.Березники», целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального образования при осуществлении дорожной деятельности в области содержания автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Березники». В соответствии с п.2.2, устава учреждения, задачей учреждения является содержание автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства на территории города Березники в соответствии с муниципальным заданием. Согласно муниципальному заданию МБУ «Спецавтохозяйство г.Березники» в состав работ по содержанию улиц, городских автомобильных дорог входит содержание автомобильной дороги по ..... в том числе устранение деформаций, повреждений дорожного покрытия, в течении 5 дней с момента обнаружения в а/бетонном исполнении (в объеме необходимом для обеспечения безопасности дорожного движения), причем допускается наличие повреждений (выбоин) не более 15х60х5 см (длина х ширина х глубина) общей площадью до 1,5 м на 1000 м покрытия (в зимний период). Также, в соответствии со п.З ст.17 Закона №-Ф3, создано Муниципальное казенное учреждение «Служба благоустройства г.Березники». Администрацией города Березники, постановлением от 01.11.2013 №1759 утверждена программа «Комплексное благоустройство территории города Березники». В указанную программу входят программы непосредственно связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Осуществление финансирования реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств местного бюджета. Всего, в 2016 году по вопросу дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопаснрсти дорожного движения на них выделено ..... тыс. руб. местного значения в границах городского округа и обеспечением безопасности дорожного движения на них в 2016 году выделено около ..... % средств местного бюджета. При проведении административного расследования, административному органу направлялась информация о конкретных видах работ, запланированных в 2016 году, направленных на решение вопроса местного значения - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Административный орган, привлекая Управление к ответственности по вопросу местного значения, превысил свои полномочия, поскольку статьей 72 Закона N l3l-ФЗ таким правом наделен только суд. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении от "дата" содержится лишь намерение должностного лица, вынесшего определение о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ участникам производства по делу об административном правонарушении. Указанное нарушение является существенным и влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании представитель администрации г. Березники Х.А., действующий на основании доверенности № от "дата" доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Березниковский» К.С. в судебном заседании возражал против доводов жалобы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив доводы жалобы, суд находит оспариваемое постановление подлежащим отмене, исходя из следующего.
Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности при ремонте и содержании дорог.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог (с учетом конкретных обстоятельств дела).
Субъектом указанного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов, или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Суд, проверяя правильность установления квалификации правонарушения, исходил из следующего.
Статья 12.34 КоАП РФ является бланкетной, не устанавливает требований к содержанию и ремонту автомобильных дорог, обеспечивающих безопасность дорожного движения; такие требования предусмотрены в иных нормативных правовых актах, правилах, нормативах и стандартах.
Согласно распоряжению Минтранса РФ от 24.06.2002 года № ОС-556-р об утверждении «Рекомендаций по выявлению и устранению колеи на нежестких дорожных одеждах» расчетная скорость движения зависит от глубины колеи, измеренной по упрощенной методике, так при скорости движения 100 км/ч и более, глубина колеи не должна превышать 20 мм; при скорости движения 80 км/ч, глубина колеи не должна превышать 30 мм; при скорости движения 60 км/ч и менее, глубина колеи не должна превышать 35 мм.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который утвержден постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 годаЫ 221.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения «должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дороги, когда пользование ими угрожает безопасности движения».
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствие с п. 6 ст. 13 Федерального Закона 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление содержания автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
В соответствие с п. 12 ст. 3 Федерального Закона 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения».
Автомобильная дорога, расположенная на улице ....., числится в реестре муниципального имущества муниципального образования «Город Березники».
По своим транспортно-эксплуатационным характеристикам, социальной значимости и согласно техническому паспорту улица ..... классифицируется как магистральная улица общегородского значения регулируемого движения. Улица ..... проходит по центральной части города Березники и играет большую роль в транспортной инфраструктуре. Движение по улице ..... характеризуется высоким уровнем загрузки. По составу движения преобладают легковые автомобили и маршрутные транспортные средства.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определено, что диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений - входит в состав работ по содержанию автомобильной дороги.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 утверждены «Правила дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Положения). Пунктом 13 Положений установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные сооружения и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со ст. 1, 2 и 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Целями Федерального закона являются осуществление дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из указанных норм, следует, что закон закрепляет понятие дороги как единого объекта недвижимости независимо от места ее нахождения на территории муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определено, что диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений - входит в состав работ по содержанию автомобильной дороги.
Таким образом, полномочия по контролю за содержанием автомобильной дороги улицы ..... на участке от <адрес> в городе Березники возложены на Администрацию города Березники.
Согласно представленного юридическим лицом администрацией г. Березники в отдел ГИБДД МО МВД России «Березниковский» ответа - диагностика и оценка технического состояния участка улицы ..... последний раз была проведена в сентябре "дата" и что работы по ремонту дорожного покрытия этого участка в 2016 году не запланированы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность администрации <адрес> как юридического лица подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом № об административном правонарушении от "дата" актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от "дата"., и приложенными фотоматериалами, свидетельством о поверке рейки дорожной универсальной КП-231,и другими материалами дела.
Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих его виновность, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется. Приведенные выше доказательства оценены в их совокупности с другими доказательствами, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которая наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 3 статьи 17 указанного закона, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" предусматривает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 19 Устава муниципального образования «Город Березники» к вопросам местного значения Администрации г. Березники относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 К.АП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностным лицом правильно квалифицированы действия администрации города Березники в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, поскольку администрация г. Березники имела возможность для соблюдения требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения при контроле за содержанием дорог и дорожных сооружений, но не приняла все зависящие от нее меры для предупреждения правонарушения, т.е. при выполнении обязанности по контролю за содержанием участка улично-дорожной сети администрация г. Березники допустила нарушение требований по безопасности дорожного движения: не приняла своевременных мер по устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения, что обеспечило бы безопасность дорожного движения.
Доводы жалобы о том, что администрация г. Березники не является субъектом административного правонарушения, поскольку она делегировала свои полномочия по содержанию и ремонту указанного объекта муниципальной собственности муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтохозяйство г. Березниках», согласно муниципального задания в состав работ по содержанию улиц, городских автомобильных дорог входит содержание автомобильной дороги по ул. ....., несостоятельны.
Поскольку автомобильная дорога по ..... относится к муниципальной собственности г. Березники, администрация г. Березники согласно Уставу является органом местного самоуправления, к вопросам местного значения, относящимся к ведению города относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и их содержание, в том числе устранение образование колейности, относится к компетенции органа местного самоуправления, то есть администрации г. Березники, что следует из положений ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в их системном толковании, с учетом положений п.5 ст. 19 Устава муниципального образования «Город Березники». При этом делегирование администрацией г. Березники полномочий по содержанию дорог созданному администрацией г. Березники для этих целей муниципальному учреждению МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники» не освобождает администрацию г. Березники от обязанности соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения и от ответственности за их несоблюдение.
Доказательств, подтверждающих, что администрацией г. Березники до возбуждения дела об административном правонарушении были предприняты действия, направленные на реализацию возложенных на нее в силу закона обязанностей, в материалы дела не представлено.
Администрация г. Березники имела возможность для организации и контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, но ею не были приняты все необходимые для этого меры; иного из материалов дела не следует.
Учитывая изложенного и принимая во внимание, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности суд считает, состав административного правонарушения по ст. 12. 34 КоАП РФ в действиях администрации г. Березники административным органом надлежащим образом установленным.
Вопреки доводам жалобы нарушений требований Федерального закона N 294 от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" допущено не было, поскольку административное правонарушение было непосредственно выявлено сотрудником ГИБДД, уполномоченном составлять протоколы об административных правонарушениях.
Ссылка защитника на ст. 72 Федерального закона N 131-ФЗ является необоснованной, поскольку приведенная норма направлена на регулирование иных правоотношений и не устанавливает круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, которые определяются главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, субъектами административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные и юридические лица.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей Кодекса.
Согласно части 3 статьи 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вынесено в отношении юридического лица 17.02.2016г., направлено в адрес юридического лица вместе с определением об истребованием сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела администрация г. Березники извещена надлежащим образом, что не оспаривается и свидетельствует о соблюдении административным органом требований ст.ст. 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка производства по административному делу должностным лицом не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В тоже время в соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ(ред. от 31.12.2014) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, обстоятельства совершения и характер рассматриваемого административного правонарушения следует сделать вывод о том, что наложение на администрацию г. Березники административного штрафа в размере 300 000 руб. является чрезмерным, т.к. не соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, и соответственно, не обеспечивает справедливого и соразмерного административного наказания. администрации г. Березники является бюджетным учреждением, сметой его расходов не предусмотрены расходы на выплату штрафа в столь значительном размере.
На основании вышеизложенного и согласно ч. 3.2, ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ суд считает возможным снизить размер назначенного административного администрации г. Березники до 150 000руб.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» К.С. от "дата" о привлечении юридического лица администрации г. Березники к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 12.34 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу администрации г. Березники без удовлетворения.
Резолютивную часть абзаца первого постановления изложить в следующей редакции: юридическое лицо администрацию г. Березники(..... признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ и назначить административное взыскание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 дней со дня его вынесения или вручения копии решения.
Судья А.Г. Черепанова