Дело № 2 - 3263/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области,
в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Колмаковой Ю.О.
с участием представителя истца Смирнова С.Г., представителя ответчика Зайцева О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко Игоря Степановича к УМВД России по Амурской области, МВД Российской Федерации о восстановлении права на выплату пенсии и взыскании недоначисленной пенсии,
у с т а н о в и л:
Бойко Игорь Степанович обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к УМВД России по Амурской области, МВД Российской Федерации о восстановлении с *** права на получение пенсии в размере 50% от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии с учетом надбавки за выслугу лет в размере 45% оклада денежного содержания, входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии, понуждении с *** производить выплату пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии, размера надбавки за выслугу лет в размере 45% от оклада денежного содержания, взыскании недоплаченной пенсии за ***, ***, *** года в сумме *** рубль *** копеек. В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и уволен на пенсию в звании «прапорщик милиции». С *** истцу пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ ***). В соответствии с п. б части 1 статьи 11 Закона РФ *** пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Закона РФ ***: «Право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел,и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более». Всоответствии со статьей 14 этого же Закона: «Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм». Выслуга истца в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 11 лет, 07 месяцев, 15 дней, в льготном исчислении - 20 лет, 05 месяцев. В соответствии со статьей 43 Закона РФ ***: «Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия». Действующий на момент выхода истца на пенсию Федеральный закон от *** *** «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» определял, что сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслуг лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге лет от 10 до 15 лет - 45 процентов. Аналогичный размер надбавки к окладу денежного содержания установлен Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслуг лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Внесение изменений в преамбулу Федерального закона Российской Федерации от *** ***, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от *** *** «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменяющих круг лиц назначение пенсии которым подлежит регулированию данным законом, не исключает возможность применения данного закона к лицам, пенсии которым назначены до ***. Размер, назначенной истцу пенсии составлял 50% от сумм, указанных в статье 43 Закона РФ *** (в редакции от ***). При расчете в соответствии с данными положениями, размер пенсии должен составлять 50% от суммы: оклада по типовой должности, оклада по специальному званию, надбавки за выслугу лет и с учетом районного коэффициента составлять *** рубля *** копеек. Однако, после произведенного перерасчета, получаемая пенсия составила *** рубль. Таким образом, ответчик без извещения и разъяснения причины, в нарушение Закона снизил денежное довольствие для исчисления пенсии со 100% до 54% его величины. Кроме того, необоснованно для исчисления пенсии был применен размер процентной надбавки за выслугу лет в размере 20%. Руководствуясь положениями п. 7 статьи 2 Федерального закона от *** *** «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ответчик придал обратную силу норме закона, ухудшающую положение граждан. Применение к отношениям возникшим по выплате пенсии истцу положений закона, вступивших в действие после *** недопустимо. Кроме того, является недопустимым пересмотр пенсии в сторону ее уменьшения, поскольку действующее законодательство прямо это запрещает.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В дополнение указал, что за период с *** по *** года ответчиком не выплачены денежные средства в размере *** рубль *** копеек.
Представитель ответчика УМВД России по Амурской области в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей осуществляется на основании Закона Российской Федерации от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона РФ от *** *** пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. На основании ч. 2 ст. 43 Закона РФ от *** *** указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с *** в размере 54 % и начиная с *** ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Статья 43 названного Закона дополнена указанной частью 2 на основании ст. 13 Федерального закона от *** № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новый порядок исчисления пенсий применяется ко всем сотрудникам органов внутренних дел уволенным со службы в органах внутренних дел с должностей, оклады по которым устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от *** *** и принятом в целях его исполнения постановлением Правительства РФ от *** *** «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Федеральным законом от *** *** установлен новый порядок исчисления денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, в том числе с *** установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет в иных размерах, отличных от тех размеров которые применялись при исчислении денежного довольствия до *** к ранее действующим окладам денежного содержания. В настоящее время в соответствии ч. 7 ст. 2 Федерального закона от *** *** к окладу денежного содержания устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая при выслуге от 2 до 5 лет составляет 10%, при выслуге от 5 до 10 лет - 15%; при выслуге от 10 до 15 лет - 20%; при выслуге от 15 до 20 лет - 25%; при выслуге от 20 до 25 лет - 30%: - при выслуге 25 лет и более - 40%. Следовательно, на основании ч. 1 ст. 43 Закона РФ от *** *** в таких же размерах ежемесячные надбавки за выслугу лет применяются и при исчислении пенсии. Применительно к календарной выслуге лет имеющейся у Бойко И.С., ежемесячная надбавка составляет 20%. В соответствии с Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***, периоды службы включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении. Таким образом, с учетом того, что с *** для исчисления пенсии берутся оклады установленные постановлением Правительства РФ от *** *** «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», принятым в целях реализации Федерального закона от *** ***, то и для ее расчета должна применяться ежемесячная надбавка за выслугу лет, в размере установленным этим же Федеральным законом от *** ***, а также применяться новый порядок исчисления пенсий. Статьей 49 Закона РФ от *** *** установлены основания и порядок пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий. Так, на основании ч. 1 ст. 49 Закона РФ от *** г. *** пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с *** каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 настоящего Закона. Во исполнение указанной нормы с *** отделом пенсионного обеспечения УМВД России по Амурской области произведен перерасчет пенсий всем пенсионерам МВД России, независимо от времени увольнения на пенсию, с учетом действующих с *** нормативных правовых актов. В *** года размер пенсии Бойко И.С, составлял *** рублей *** копеек, а с *** года составляет *** рубль. Таким образом, размер пенсии, выплачиваемый с *** года значительно выше, чем размер существовавший ранее. Новый порядок исчисления пенсий улучшил пенсионное обеспечение пенсионеров МВД. С учетом изложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Истец, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившегося истца, обеспечившего явку своего представителя.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от *** *** (ред. от ***) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные гражданские служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 6) граждане из числа космонавтов; 7) граждане из числа работников летно-испытательного состава; 8) нетрудоспособные граждане. Члены семей граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 Закона).
В силу п.1 ст. 8 Федерального закона от *** *** (ред. от ***) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 11, Закон РФ от *** *** (ред. от ***) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
В соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от *** N 418 (ред. от ***) обязанности по начислению и выплате пенсии возложены на соответствующие органы Министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае на Управление Министерства внутренних дел по Амурской области.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Бойко И.С. проходил службу в органах внутренних дел с *** (приказ *** ГРОВД от *** ***) по *** (приказ *** ГРОВД от *** ***), уволен по п. «в» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по выслуге срока службы дающего право на пенсию).
С *** прапорщику милиции в отставке Бойко Игорю Степановичу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О Пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», что не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, удостоверением *** от ***.
Также сторонами не оспаривалось, что выслуга лет для назначения пенсии составляет: в календарном исчислении - 14 лет, в льготном исчислении - 20 лет.
В соответствии с положениями ст. 43 Закона РФ от *** *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до *** пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст. 14 Закона РФ от *** *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до *** пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Помимо этого, в соответствии с преамбулой Федерального закона от *** *** (в ред. от ***) "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"Законустанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники), а также условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы).
Пунктом 6 статьи 1 того же Закона установлено, что сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 года до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.
Принимая во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** *** (ред. от ***) "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации" при назначении данной надбавки выслуга лет учитывается в календарном исчислении, при расчете пенсии истца до *** надлежало использовать надбавку к окладу за выслугу лет в размере 45% к окладу денежного содержания.
Таким образом, до *** истцу производились начисление и выплата пенсии в размере 50% денежного довольствия военнослужащего состоящего из окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет в размере, определенном вышеуказанными правовыми актами, - 45% от оклада сотрудника органов внутренних дел. Данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в разбирательстве дела и считаются судом установленными.
С *** система пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, претерпела значительные изменения.
*** в Российской Федерации принят Федеральный закон *** "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Положениями указанного закона (ст.2) установлен размер ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в зависимости от величины стажа работы: 1) от 2 до 5 лет - 10 процентов; 2) от 5 до 10 лет - 15 процентов; 3) от 10 до 15 лет - 20 процентов; 4) от 15 до 20 лет - 25 процентов; 5) от 20 до 25 лет - 30 процентов; 6) 25 лет и более - 40 процентов.
При этом, следует обратить внимание, что ст. 15 Закона внесены изменения в Федеральный закон "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в соответствии с которыми преамбула нормативно - правового акта изложена в следующей редакции: Настоящий Федеральный закон устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники), а также условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы).
Тем самым, законодатель ограничил применение положений Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", сохранив такую возможность только в отношении поименованных в преамбуле категорий служащих. С учетом того, что должность истца к данным категориям не отнесена, суд приходит к выводу о недопустимости с *** применения положений Федерального закона от *** N 78-ФЗ (в ред. от ***) "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"при расчете пенсии Бойко И.С.
На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** *** "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и "Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" при исчислении ежемесячной надбавки за выслугу лет учитывается именно календарный стаж, при расчете пенсии истца с *** должна использоваться надбавка к окладу за выслугу лет в размере 20%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации; размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе; размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу п.4 - 6 Постановления установлено, что с *** оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего Постановления. Министру внутренних дел Российской Федерации с *** при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В случае если размер пенсии, исчисленной с применением окладов, установленных в соответствии с настоящим постановлением, окажется ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ***, указанный уровень пенсионного обеспечения таким гражданам сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Кроме того, в соответствии со ст. 43 Закона РФ от *** *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от ***, введенной в действие с ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с *** в размере 54 процентов и начиная с *** ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Таким образом, с *** пенсия Бойко И.С. исчисляется исходя из оклада по воинской должности или должностного оклада, оклада по воинскому званию или оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет. Размеры оклада по воинской должности или должностного оклада, оклада по воинскому званию или оклада по специальному званию определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Размер ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и составляет 20% от оклада. При этом, в соответствии со ст. 43 Закона РФ от *** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от ***, введенной в действие с ***, исчисление пенсии происходит от 54% денежного довольствия, представляющего собой для целей назначения пенсии совокупность оклада по воинской должности или должностного оклада, оклада по воинскому званию или оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет. От полученной величины базовой пенсии происходит исчисление пенсии Бойко И.С. в размере 50%.
Именно подобным образом производиться исчисление пенсии Бойко И.С. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации. Принимая во внимание, что в данном случае все действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области соответствуют действующему законодательству, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В ходе судебного заседания представитель истца указывал, что поскольку соответствующие пенсионные правоотношения возникли до ***, а вступившие в действия с указанного времени названные выше нормативно - правовые акты не обладают обратной силой, исчисление пенсии должно производиться на основании положений Закона РФ от *** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Федерального закона от *** N 78-ФЗ (в ред. от ***) "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в редакциях действующих до ***, а именно путем применения к установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» 45 процентной надбавки за выслугу лет и исчисления пенсии в размере 50% от 100% суммы денежного довольствия.
Данные доводы стороны истца суд находит необоснованными и противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Следует обратить внимание, что соответствующие изменения в Закон РФ от *** *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" внесены Федеральным законом от *** N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с п.п.1, 8, 9 ст. 12 которого настоящий Федеральный закон вступает в силу с ***, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Размеры пенсий, назначенных гражданам до *** в соответствии с Законом Российской Федерации от *** *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с *** в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от *** *** "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от *** *** "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до ***.
Суд отмечает, что, действительно, пенсионные правоотношения между Бойко И.С. и УМВД России возникли до ***, то есть до внесения соответствующих кардинальных изменений в пенсионное законодательство. Между тем, назначение пенсии Бойко И.С. до принятия соответствующих Законов не влечет исключение применения при исчислении его пенсии обозначенных нормативно - правовых актов. Прежде всего, положения ст. 12 Федерального закона от *** N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" четко указывают на необходимость пересмотра пенсий сотрудников органов внутренних дел с *** с учетом внесенных изменений исходя из установленного с *** механизма расчета пенсии, а также установленных также с указанного времени ежемесячных надбавок за выслугу лет. Возникшие между Бойко И.С. и УМВД России по Амурской области пенсионные отношения имеют длящийся характер, в этой связи пенсионное законодательство, действующее с ***, подлежит применению к правам и обязанностям сторон, возникшим после введения его в действие. Таким образом, при исполнении ответчиком обязанности по пенсионному обеспечению Бойко И.С. в период после ***, подлежит применению именно действующее с обозначенного времени законодательство.
Помимо изложенного, сторона истца указала, что подобный пересмотр пенсии влечет уменьшение уровня пенсионного обеспечения Бойко И.С., что недопустимо в силу действующего законодательства.
Рассматривая указанные доводы истца, суд отмечает, что в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от *** *** "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).
В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** *** "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 49 закона *** от *** пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Исходя из приведенных положений нормативно - правовых актов о возможности пересмотра пенсий исходя из уровня увеличения денежного довольствия, принимая во внимание установленной законом возможности пересмотра надбавок к пенсиям (без ограничение на их уменьшение) при отсутствии указания на недопустимость изменения порядка исчисления пенсии, суд полагает, что единственным ограничивающим условием при перерасчете пенсии с учетом положений Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод является недопущение утраты соответствующим лицом своей собственности (в том числе пенсии), то есть, не ограничивая законодателя в определении порядка исчисления пенсии, положения правовых актов, указывают на необходимость осуществления пересчета таким образом, чтобы не повлечь утраты собственности путем уменьшения уровня пенсионного обеспечения лица.
Представленными материалами подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что до *** размер пенсии Бойко И.С. составлял *** рублей *** копеек. После произведенного перерасчета размер пенсии составил *** рубль, что свидетельствует не только об отсутствии как такового ущемления прав на пенсионное обеспечение, но и о фактическом, увеличении уровня пенсионного обеспечения.
Более того, согласно положениям ст. 43 Закона начиная с *** размер денежного довольствия, принимаемый при исчислении пенсии 54% ежегодно будет увеличиваться на 2 процента до достижения 100 процентов его размера, а с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Таким образом, изменяя порядок исчисления пенсии, законодатель не только предусмотрел фактическое увеличение пенсии с ***, но и установил определенные гарантии увеличения уровня пенсионного обеспечении и сохранения данного уровня в случае ускорения инфляционных процессов.
Анализируя изложенное, суд установил, что с *** система пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел претерпела значительные позитивные изменения, обусловленные увеличением денежного довольствия военнослужащих и изменением порядка исчисления пенсии. Будучи стороной пенсионных правоотношений, Управление Министерства внутренних дел по Амурской области обязано исполнять требования нормативно - правовых актов, регулирующих обозначенную сферу. По итогам судебного разбирательства, суд пришел к выводу о том, что Управлением Министерства внутренних дел по Амурской области верно применены соответствующие положения пенсионного законодательства в редакции от *** в отношении сотрудников органов внутренних дел, действия ответчика по начислению и выплате пенсии Бойко И.С. произведены при полном соответствии с требованиями действующего законодательства, без нарушения охраняемых прав пенсионера. Поскольку подобные изменения фактически повлекли увеличение размера пенсии сотрудника органов внутренних дел, нарушение положений ст. 49 Закона Российской Федерации *** от ***, судом также не усматривается.
Принимая во внимание установленные обстоятельства законности и обоснованности действий Управления Министерства внутренних дел по Амурской области при начислении и выплате пенсии Бойко И.С. с ***, оснований для удовлетворения требований о взыскании недоплаченной пенсии за ***, ***, *** года в сумме *** рубль *** копеек у суда не имеется.
руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Бойко Игорю Степановичу в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Амурской области, МВД Российской Федерации о восстановлении с *** права на получение пенсии в размере 50% от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, с учетом надбавки за выслугу лет в размере 45% оклада денежного содержания, входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии, понуждении с *** производить выплату пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии, размера надбавки за выслугу лет в размере 45% от оклада денежного содержания, взыскании недоплаченной пенсии за ***, ***, *** года в сумме *** рубля *** копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с ***.
Судья Н.Н. Матюханова