УИД: 66RS0009-01-2018-003129-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2018 года г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Широковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2262/2018 по иску Богдановой Н. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Решением комиссии Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Богдановой Н. В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Не согласившись с таким решением, Богданова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление пенсионного фонда в г. Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее УПФ по г. Н.Тагилу) с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в г. Н. Тагиле её заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в выплате пенсии, в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии не были приняты к зачету следующие периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 08 месяцев 28дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 29 дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 02 дня) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» АО «НТМК». Периоды не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как наименование учреждения «детский комбинат» Списком № 781 не предусмотрено. Пункт 13 Правил № 781 применить невозможно, так как «детский комбинат» не поименован в числе структурных подразделений данного пункта. УПФР, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516). Кроме того, в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года, который вступил в силу с 30.07.1992 года все образовательные учреждения должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица. Детский комбинат № юридическим лицом не являлся. Иные исключенные периоды ею не оспариваются. Данное решение комиссии считает неправомерным. Не принимая к зачету стаж работы в указанных учреждениях, комиссия ограничила её в пенсионных правах (в праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей), которые закреплены в Конституции РФ (ст. 19 гарантирует права и свободы без какой-либо дискриминации). Таким образом, УПФ по г. Н. Тагилу существенно нарушает её права, гарантированные Конституцией РФ, пенсионные и социальные права. В результате неправомерных действий она оказалась лишена материальных благ, на которые добросовестно рассчитывала. У ПФР в зачет её специального стажа было включено 19 л. 3 мес. 27 д. При условии включения спорных периодов в её специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, он составит 25 лет - на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», признав решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда в г. Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить ей досрочную пенсию с момента возникновение права на ее получение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включив оспариваемые периоды в её специальный стаж.
Истец Богданова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика – государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в г. Нижнем Тагиле Свердловской области в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ были представлены в УПФР документы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости возникает при условии осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, определяемых с применением положений пункта 3 статьи 35 Закона №400-ФЗ. В 2018 году страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. Богдановой Н.В. произведен расчет индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого составила 65,520. При исключении оспариваемых периодов специальный трудовой стаж истца составляет менее 25 лет, поэтому досрочная пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не может быть назначена. Учитывая изложенное, Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области просит суд в удовлетворении заявленных требований Богдановой Н.В. отказать.
Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Богдановой Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При оценке пенсионных прав Богдановой Н.В. по законодательству, действовавшему в период работы истца - Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Список №), Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, стаж педагогической деятельности составил 19 л. 03 мес. 27 д.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 вышеназванных Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В педагогический стаж истца не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 08 месяцев 28дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 29 дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 02 дня) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» АО «НТМК». Периоды не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как наименование учреждения «детский комбинат» Списком № не предусмотрено.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовой книжке Богдановой Н.В. указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она была принята воспитателем детского комбината Механический завод «Уралец» в порядке перевода с НТМК; ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом в детский сад № Уральской Администрации.
Факт работы воспитателем в указанные периоды сторонами не оспаривается.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ механического завода «Уралец» Роскультпромсбыта создана комиссия для передачи здания детского сада и здания вет.лечебницы с баланса завода на баланс Уральского поселкового совета.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ механического завода «Уралец» Роскультпромсбыта Министерства культуры РСФСР для приемки вновь выстроенного дет-сада яслей на поселке Уралец создана комиссия для определения качества строительства. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заведующей детсадом ФИО6 приказано провести безвозмездную передачу инвентаря и оборудования младшей группы детского сада Уральскому поселковому совету.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В пункте 1 раздела «Наименование должностей» данного Списка указана должность «воспитатель», в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» данного Списка – «дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли».
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.
Приведенным Списком не предусмотрены ограничения относительно наименования детского дошкольного учреждения, в частности о том, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение не относятся к детским дошкольным учреждениям.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, зачисляются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
В спорные периоды работы истца в дошкольном образовательном учреждении, действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, и утвержденный им Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, которым поименованы воспитатели дошкольных образовательных учреждений (детских садов, садов-яслей, детских яслей).
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе «Наименование учреждений» названного Списка к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, указаны детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в котором в разделе «наименование должностей» указана должность «воспитатель», в разделе «наименование учреждения» указаны «дошкольные образовательные учреждения: детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад».
Приведенными Списками не предусмотрены ограничения относительно наименования детского дошкольного учреждения, в частности о том, что детский комбинат не относятся к детским дошкольным учреждениям.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Ни пенсионное законодательство, ни законодательство в сфере образования не связывают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с работой в учреждениях, имеющих статус юридического лица. Право на пенсию по выслуге лет вытекает не из правового статуса учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в детском образовательном учреждении.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Исследовав обстоятельства дела, суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, так как истец работала в должностях воспитателя полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, выполняла функции воспитателя, находилась непосредственно с детьми, истица выполняла педагогическую деятельность, связанную с образовательным процессом воспитанников.
На этом основании период работы Богдановой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 08 месяцев 28дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 29 дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 02 дня) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» АО «НТМК», подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Другие периоды, не принятые к зачету истцом не оспариваются.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При включении спорного периода работы в стаж для назначения пенсии Богдановой Н.В., право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ нарушает пенсионные права истца, является незаконным, и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Богдановой Н. В. удовлетворить полностью.
Признать право Богдановой Н. В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Включить в стаж педагогической деятельности Богдановой Н. В., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 08 месяцев 28дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 29 дней) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» НТМК;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 05 месяцев 02 дня) - воспитатель, детский комбинат Механический завод «Уралец» АО «НТМК», отменив решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области назначить Богдановой Н. В. досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
<...>
<...>
Председательствующий – Ершова Т.Е.