Дело № 5-49/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 апреля 2013 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Догорова Е.Ю. при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Юничевой Л.Ш., ее представителя Кулагиной Г.Г., действующей на основании доверенности от 8 апреля 2013 года, участкового уполномоченного полиции УМВД России по г.о. Саранск, младшего лейтенанта полиции Соколова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юничевой Л.Ш. ДАТА рождения, <данные изъяты>,
установил:
в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия по подведомственности поступил административный материал о привлечении Юничевой Л.Ш. к административной ответственности по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении АА № 212257 от 20 марта 2013 года 19 марта 2013 года в период с 17 часов 00 минут до 18 часов 40 минут Юничева Л.Ш., являясь организатором публичного мероприятия, провела публичное мероприятие в форме пикетирования группой лиц с нарушением установленного порядка проведения пикетирования, а именно в уведомлении о проведении пикетирования с 15 по 24 марта 2013 год, поступившем в Администрацию г.о. Саранск 12 марта 2013 года (вх. № 1628-ВХК), указано предполагаемое количество участников публичного мероприятия 3-4 человека, а фактически присутствовало 7 человек. Данное несоответствие возникло по вине организатора публичного мероприятия Юничевой Л.Ш. и создало реальную угрозу для общественного порядка и общественной безопасности для лиц, не участвующих в пикетировании. Это выразилось в том, что проходящие граждане по тротуару улиц Пролетарской и Терешковой г. Саранска (в районе закусочной «Минутка» по ул. Пролетаской, 112) были вынуждены обходить участников пикетирования по проезжей части улиц Пролетарской и Терешковой, что создавало реальную угрозу для жизни и здоровья проходящих граждан.
Тем самым Юничева Л.Ш. нарушила пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому организатор публичного мероприятия обязан обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования).
Лицо, составившее протокол, Соколов С.Н. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе, подтвердил. Суду пояснил, что 20 марта 2013 года в период с 17 часов 00 минут до 18 часов 40 минут Юничева Л.Ш., являясь организатором публичного мероприятия, провела публичное мероприятие в форме пикетирования группой лиц. Согласно уведомлению о проведении данного мероприятия было заявлено количество участников 3-4 человека. Вначале пикетирование проводилось с участием 3 участников. Примерно в 18 часов 30 минут к пикету присоединились еще 4 человека с плакатами, которые встали на перекрестке приблизительно в 20 метрах от Юничевой Л.Ш. С Юничевой Л.Ш. и другими участниками пикета они не общались. При этом Юничева Л.Ш. подошла к этим людям и пыталась прекратить их действия, срывая плакаты. В это время он, как уполномоченный представитель органа внутренних дел, и ФИО6, как уполномоченный представитель органа местного самоуправления, находились на противоположной стороне дороги. Увидев это, они направились к месту пикетирования, в это время 4 человека, присоединившиеся к пикету, убежали. После чего в отношении Юничевой Л.Ш. был составлен протокол об административной ответственности.
Юничева Л.Ш. в судебном заседании пояснила, что протокол от 20 марта 2013 года был составлен в ее отсутствие. При ознакомлении с протоколом данные свидетелей и их подписи отсутствовали. В графе к протоколу прилагается, также отсутствовала информация, что является основанием для исключения протокола из числа доказательств. 20 марта 2013 года пикетирование ими проводилось согласно регламенту. В пикетировании участвовало три человека, как заявлено в регламенте. Подошедшие неизвестные лица в количестве 4 человек встали на перекрестке дорог примерно в 20-25 метрах от места пикетирования. Указанные молодые люди никакого отношения к ним не имеют. Она пыталась прекратить их действия, но они не уходили. Сотрудников полиции в это время рядом не было, она была вынуждена им позвонить, после чего к ним направились Соколов С.Н. и ФИО6, стоявшие на противоположной стороне дороги. Увидев приближающихся сотрудников полиции, молодые люди убежали.
Представитель Юничевой Л.Ш. – Кулагина Г.Г. поддержала доводы Юничевой Л.Ш., просила дело прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку вины в ее действиях нет.
Свидетель ФИО6 дал аналогичные показания показаниям Соколова С.Н.
Свидетель ФИО7 дала аналогичные показания показаниям Юничевой Л.Ш.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, видеозапись, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Вышеуказанный закон определяет порядок организации и проведения публичных мероприятий, обязанности как самого организатора, так и уполномоченных лиц администрации и полиции. Так, согласно части 2 статьи 13 Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:
1) присутствовать на публичном мероприятии;
2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;
3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
В силу статьи 14 указанного закона по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Основаниями прекращения публичного мероприятия, согласно статье 16 вышеуказанного закона, являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Из анализа приведенных норм следует, что административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий может наступать только в том случае, когда превышение заявленного количества участников и создание тем самым реальной угрозы общественной безопасности и правопорядку было обусловлено деянием организатора этого публичного мероприятия или когда организатор, допустив превышение количества его участников, не принял меры, которые обязан был принять в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, что повлекло возникновение реальной угрозы их нарушения.
Таким образом, применительно к административному правонарушению, предусмотренному частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, привлечение организатора публичного мероприятия к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия в случае участия в этом мероприятии большего, чем было указано в уведомлении о его проведении количества участников, возможно только при наличии вины непосредственно организатора.
В судебном заседании установлено, что Юничева Л.Ш., являясь организатором пикетирования 20 марта 2013 года с 17 часов до 18 часов 40 минут, проводила публичное мероприятие в форме пикетирования группой лиц, в количестве 3 человек, согласно представленному регламенту.
Нарушение установленного порядка проведения пикетирования, выразившееся в проведении пикетирования с превышением заявленного количества людей, а также умышленное нарушение организатором публичного мероприятия Юничевой Л.Ш. требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Из объяснений Юничевой Л.Ш., Соколова С.Н., показаний свидетелей ФИО6, ФИО7, а также обозренной видеосъемки следует, что группа молодых людей из 4 человек подошли около 18 часов 30 минут и встали на перекрестке дорог примерно в 20-30 метрах от места пикетирования Юничевой Л.Ш. К Юничевой Л.Ш. они не подходили и с ней не общались. Юничева Л.Ш., как организатор пикетирования, предпринимала действия к пресечению действий подошедших. Минут через пять-семь, увидев направляющихся к ним сотрудников полиции, молодые люди убежали.
В судебном заседании установлено, что во время пикетирования и во время произошедшего инцидента уполномоченный представитель органа внутренних дел Соколов С.Н., уполномоченный представитель органа местного самоуправления ФИО6 отсутствовали на месте проведения пикета, каких-либо требований об устранении нарушений ей, как организатору пикетирования, и молодым людям не предъявлялись. И, наоборот, из представленной видеосъемки следует, что Юничева Л.Ш. пыталась пресечь действия подошедших молодых людей.
Таким образом, суд не усматривает вины Юничевой Л.Ш., как организатора пикетирования, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
По смыслу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие вины в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по административному делу в отношении Юничевой Л.Ш. о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Е.Ю. Догорова