Производство № 2а-1350/2021
УИД 28RS0004-01-2020-010238-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителей административного ответчика УМВД России по Амурской области Лескова Н.В., Москалева Д.О., заинтересованного лица Манзюк О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Минлибаева И.Ф. к МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области о признании незаконными действий по прекращении регистрации транспортного средства, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Минлибаев И.Ф. обратился в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что по заключению служебной проверки от 06.07.2020г. была признана недействительной и прекращена регистрация принадлежащего истцу транспортного средства «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, на основании п. 131 Приказа МВД России от 21.12.2019г. № 950. Основанием для проведения проверки послужило заявление предыдущего владельца транспортного средства Манзюк О.Н. Между тем, транспортное средство выбыло из владения Манзюк О.Н. более чем за полгода до ее обращения с заявлением о выдаче дубликата паспорта транспортного средства. Кроме этого, Манзюк О.Н. обращалась с заявлением об угоне спорного транспортного средства, однако в возбуждении уголовного дела было отказано. Административный ответчик не делает выводов о поддельности предоставленных истцом документов для регистрации транспортного средства. На основании изложенного, просит суд признать прекращение регистрации транспортного средства незаконным, а выданные прежнему владельцу дубликат паспорта транспортного средства № 28ОР532678, свидетельства о регистрации транспортного средства № 9912763413 - недействительными.
Административные ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, 03.06.2020г. в адрес МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области обратилась Манзюк О.И. которая пояснила, что 25.01.2017г. на её имя зарегистрировано транспортное средство «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***. 27.07.2019г. ею получен дубликат паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, в связи с их утратой. Автомобиль «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, она не продавала, договор купли - продажи от 12.05.2020 Минлибаевым И.Ф., не заключала. Действия УМВД России по Амурской области были проведены с учетом требований Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019г. № 1764, приказом МВД России от 21.12.2019г. № 950.
В судебном заседании заинтересованное лицо Манзюк О.Н. пояснила, что ее бывший сожитель Юренко В.В, без ее ведома и согласия обменял ее транспортное средство «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, на другое, не вернув ей деньги за автомобиль, никаких договоров купли-продажи она не заключала, договор с Минлибаевым И.Ф. не подписывала. В последующем по ее заявлению были изготовлены дубликаты документов на автомобиль, также она сообщила в ГИБДД и прокуратуру о том, что не заключала никаких сделок по продаже автомобиля.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона для признания действий (бездействия) должностного лица незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Судом установлено, подтверждается представленными материалами, что 25.01.2017г. была осуществлена постановка транспортного средства «ИСУДЗУ ЭЛЬФ» 1989 г.в., государственный регистрационный знак *** на регистрационный учет на имя Манзюк О.Н. *** г.р.
27.09.2019г. по заявлению Манзюк О.Н. произведены регистрационные действия по выдаче дубликата паспорта транспортного средства на автомобиль «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, взамен утраченного паспорта транспортного средства 28ОP188034 и свидетельства о регистрации 9904043435, выдан паспорт транспортного средства 28РВ532678, свидетельство о регистрации 9912763413.
14.05.2020г. на основании заявления Минлибаева И.Ф. МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области совершены регистрационные действия по смене собственника (владельца) транспортного средства «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, двигатель 4ВЕ1-170673, шасси NKR58E-7176853, ПТС 28ОP188034.
03.06.2020г. в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области поступило обращение Манзюк О.Н., которая пояснила, что автомобиль «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, она не продавала, договор купли - продажи от 12.05.2020 с гр. Минлибаевым И.Ф. не заключала.
По заключению служебной проверки от 06 июля 2020 года, проведенной ГИБДД МВД России по Амурской области, регистрация транспортного средства «ИСУДЗУ ЭЛЬФ» 1989 г.в., государственный регистрационный знак ***, за Минлибаевым И.Ф. от 14.05.2020г., признана не действительной, о чем последнему было сообщено уведомлением от 16.07.2020г. № 55-1825.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств, в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее Правила), государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
П. 6 Правил, установлено, что регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения.
П. 28 Правил предусмотрено, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее Административный регламент).
В соответствии с пунктом 60 Административного регламента в рамках предоставления государственной услуги регистрационными подразделениями осуществляются регистрационные действия, предусмотренные частью 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 131 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона в порядке, установленном пунктами 55-61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортного средства прекращается:
1) по заявлению владельца транспортного средства;
2) по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства;
3) при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства;
4) при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства, а в отношении транспортного средства, владельцем которого является один из родителей либо усыновитель лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, - при достижении собственником транспортного средства возраста шестнадцати лет;
6) если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;
7) в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства.
В соответствии с пунктом 59 Правил прекращение государственного учета транспортного средства в случае если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона, осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).
Согласно пункту 61 Правил при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
Учитывая приведенные обстоятельства, положения Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, суд приходит к выводу о том, что действия по прекращению регистрации транспортного средства «ИСУДЗУ ЭЛЬФ», 1989 г.в., государственный регистрационный знак *** на имя Минлибаева И.Ф. были осуществлены правомерно, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ.
Таким образом, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Минлибаевым И.Ф. к МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, УМВД России по Амурской области требования о признании незаконными действий по прекращении регистрации транспортного средства, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2021 года