Дело №2-1987/2020
УИД 73RS0013-01-2020-003077-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2020 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахоновой Л. П. к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду), областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о понуждении к назначению и выплате социального пособия на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
Балахонова Л.П. обратилась в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г.Димитровграду), в обоснование заявленных требований сославшись на то, что 08.12.2019 умер ее сын ФИО1, (ДАТА) года рождения. Она за свои личные денежные средства осуществила его похороны. После похорон обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате социального пособия на погребение, однако в этом было отказано, поскольку не нашла его трудовую книжку. О сроке обращения с заявлением о назначении и выплате пособия на погребение не сообщили. Предприятие, в котором работал ФИО1, было ликвидировано. Истец Балахонова Л.П. просила обязать ответчиков назначить и выплатить ей социальное пособие на погребение в связи со смертью сына ФИО1, восстановить срок для обращения с заявлением.
При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда для участия по делу в качестве ответчика привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – УПФР в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Балахонов С.С.
Истец Балахонова Л.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам и основаниям. Дополнительно пояснила, что передавала деньги сыну умершего ФИО1 для приобретения необходимого для похорон, в связи с чем в квитанциях указана его фамилия. Также указала, что пропустила срок для обращения с заявлением в орган соцзащиты о выплате пособия на погребение в связи с поиском трудовой книжки ФИО1 ФИО1 пять лет находился в местах лишения свободы. На день смерти проживал в г. Димитровграде.
Представитель истца Борзов М.Ф., допущенный к участию в деле по ходатайству истца на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал уточненные исковые требования ФИО1 по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, из содержания которого следует, что 20.07.2020 Балахонова Л.П. обратилась с заявлением о назначении социального пособия на погребение в связи со смертью ФИО1, умершего (ДАТА), тем самым пропустив срок для обращения. В назначении пособия отказано в связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт того, что на день смерти ФИО1 не подлежал обязательному социальному страхованию, отсутствовал документ, подтверждающий факт регистрации умершего на дату смерти на территории Ульяновской области, также обращение последовало позднее 6 месяцев со дня смерти, о чем ОГКУСЗН Ульяновской области (отделение по г. Димитровграду) заявителю направлено уведомление от 23.07.2020 №*. С 01.01.2018 ОГКУСЗН Ульяновской области в соответствии с Уставом исполняет полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий.
Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г. Димитровграду) в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, из содержания которого следует, что Балахоновой Л.П. отказано в назначении социального пособия на погребение ФИО1 в связи с отсутствием документов, подтверждающих тот факт, что ФИО1 на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию и не являлся пенсионером. По состоянию на день смерти ФИО1 (ДАТА) предельный размер социального пособия на погребение составляет 5946 руб. 47 коп.
Представитель ответчика УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалы дела представлен отзыв, из которого усматривается, что УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» не наделено полномочиями по решению вопроса о назначении пособия на погребение, однако правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства в случае назначения им мер социальной поддержки. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица УПФР в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв, которым просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указал, что ФИО1, (ДАТА) года рождения, умерший 08.12.2019, пенсионером не являлся, каких-либо выплат от УПФР не получал, в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован не был.
Представитель третьего лица ГУ- УРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв, которым просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указал, что ФИО1 на день смерти официально не работал, то есть не был застрахован по обязательному социальному страхованию и не являлся пенсионером.
Третье лицо Балахонов С.С., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Балахоновой Л.П. не возражал.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 10 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не содержит специальной нормы о восстановлении указанного выше срока, вместе с тем это не исключает гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права истца на судебную защиту и восстановления срока в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, (ДАТА) года рождения, уроженец <адрес>, умер 08.12.2019 в г. Димитровграде Ульяновской области, что подтверждается копией свидетельства о смерти, копией актовой записи о смерти №* от (ДАТА).
Умерший ФИО1 приходится сыном истцу Балахоновой Л.П., что подтверждается копией справки о рождении №* от 17.10.2017, выданной отделом ЗАГС по г. Димитровграду Агентства ЗАГС Ульяновской области.
Из материалов дела следует, что истец за счет собственных средств осуществила погребение ФИО1, что подтверждается копиями квитанций и товарных чеков, выданных ИП ФИО2 09.12.2019, ООО «Миранда» 10.12.2019, затратив денежные средства в общей сумме 29252 руб.
Согласно уведомлению Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по г. Димитровграду) от 23.07.2020 Балахоновой Л.П. отказано в назначении социального пособия на погребение ФИО1 в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и был зарегистрирован на день смерти, обращение последовало позднее 6 месяцев со дня смерти (л.д. 10).
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается тот факт, что умерший ФИО1, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства на день смерти, проживал в г. Димитровграде Ульяновской области, в трудовых отношениях на день смерти не состоял, постоянного места работы не имел, получателем пенсии (иных выплат) по линии органов ПФР по Ульяновской области не значился, пенсионером не являлся, в качестве страхователя по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также как добровольно вступивший в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности не зарегистрирован, индивидуальным предпринимателем зарегистрирован не был.
Предельный размер социального пособия на погребение установлен Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Размер социального пособия на погребение родственникам или иным лицам, взявшим на себя расходы по погребению умершего, с 01.02.2019 составляет 5 946 руб. 47 коп.
Разрешая исковые требования Балахоновой Л.П. суд приходит к выводу о необходимости восстановления истцу срока для обращения за выплатой пособия на погребение, поскольку данный срок был пропущен истцом по уважительной причине.
Оценив представленные доказательства, учитывая то обстоятельство, что в судебном заседании установлено наличие у истца права на получение социального пособия на погребение, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Надлежит обязать ответчика областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области в лице отделения по городу Димитровграду назначить Балахоновой Л.П. социальное пособие на погребение в связи со смертью сына ФИО1 в размере 5946 руб. 47 коп.
В связи с тем, что функция предоставления мер социальной поддержки и распоряжения средствами бюджета Ульяновской области для целей социальных выплат возложена на Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», следует обязать указанного ответчика выплатить истцу социальное пособие на погребение в связи со смертью ФИО1 в размере 5 946 руб. 47 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Балахоновой Л. П. удовлетворить.
Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области в лице отделения по городу Димитровграду назначить Балахоновой Л. П. социальное пособие на погребение в размере 5 946 (Пять тысяч девятьсот сорок шесть) рублей 47 копеек в связи со смертью ФИО1, (ДАТА) года рождения, умершего 08 декабря 2019 года в г.Димитровграде Ульяновской области.
Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить Балахоновой Л. П. социальное пособие на погребение в размере 5 946 (Пять тысяч девятьсот сорок шесть) рублей 47 копеек в связи со смертью ФИО1, (ДАТА) года рождения, умершего 08 декабря 2019 года в г.Димитровграде Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 09 октября 2020 года.
Председательствующий судья Е.А. Власова