Дело № 2а-756/16
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 21 декабря 2016 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Азизова С.А., при секретаре Иманалиевой М.А., с участием представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан Абукарова У.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представителя административного ответчика администрации муниципального образования «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района - главы МО «сельсовет Новосельский» Хебетова М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по РД) обратилось в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Новосельский» (далее администрация МО «сельсовет Новосельский») о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения.
В обоснование исковых требований истец указал, что Управление Роспотребнадзора по РД провело проверку исполнения законодательства по эксплуатации систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой на территории МО «сельсовет Новосельский». Проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при охране и использовании источников питьевого водоснабжения на указанной территории, а именно не проводится производственный лабораторный контроля качества питьевой воды в необходимом количестве (ст.25 ФЗ 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»); Не разработан проект организации зоны санитарной охраны водозабора (п.1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); Территория первого пояса ЗОС водозабора не благоустроена, не озеленено, не огорожено, дорожки к сооружениям не обеспечены твердым покрытием (нарушается п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02); В неудовлетворительном состоянии хлораторная и насосная, захламлены, не устранены дефекты отделки стен, пола и потолка (ФЗ-52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ст.24).
«Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения»); нет рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляемый федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (нарушается п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01); не заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение исследований воды в рамках производственного контроля (нарушается п. 4 «Контроль качество питьевой воды» СанПиН 2.1.4.1074-01); не разработан проект организации зоны санитарной охраны водозабора, нет санитарно-эпидемиологического заключения на проект.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано предписание № об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Несмотря на ранее выявленные ими нарушения, ответчиком требования вышеуказанных нормативно-правовых актов по организации санитарно-эпидемиологического законодательства при охране источников питьевого водоснабжения, не выполняются в полном объеме и по настоящее время.
Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов МО «Хасавюртовский район» на основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставлены следующие полномочия: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По указанным основаниям истец просит суд признать незаконным бездействия администрации МО «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района по охране источников питьевого водоснабжения и обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда проводить производственный лабораторный контроля качества питьевой воды в необходимом объеме (ст. 25 ФЗ 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»); Разработать проект организации зоны санитарной охраны водозабора (п.1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); Территорию первого пояса ЗСО водозабора благоустроить, оградить, озеленить дорожки к сооружениям, к хлораторной и насосным покрыть твердым покрытием; создать условия для отбора воды, установить створы (п.3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»); Провести капитальный ремонт в хлораторной и насосной, устранить все дефекты отделки стен, пола и потолка (ФЗ-52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ст.24).
В судебном заседании представитель истца Абукаров У.А. поддержал иск и просил его удовлетворить в полном объёме по основаниям подробно изложенным в нём.
Представитель ответчика Хебетов М.В. в судебном заседании иск не признал и просил отказать в его удовлетворении, при этом пояснил, что для выполнения возложенных на администрацию обязательств, согласно решения Собрания Депутатов МО «Хасавюртовский район» № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется финансовых средств, по мере поступления финансирования указанные нарушения будут устранены.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст.11 и 19 вышеназванного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26.09.2001 г. установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с п.4.7 вышеназванных Правил производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 г. установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым организация, в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Указанный закон вступил в силу со дня официального опубликования, с 27 мая 2014 г.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 5 июля 2014 г., вышеуказанный Федеральный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч.1 ст.14 и ч.1 ст.15 федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №136-ФЗ.
Судом установлено, что решением Собрания Депутатов МО «Хасавюртовский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику переданы с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год полномочия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Пунктом 1.1 соглашения между МО «Хасавюртовский район» и МО «сельсовет Новосельский» о передаче осуществления части полномочий от ДД.ММ.ГГГГ, закреплена передача администрации сельского поселения осуществление части полномочий органа местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, с 1 января 2016 г. организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующего сельского поселения, то есть на администрацию МО «сельсовет Новосельский».
Несоблюдение ответчиком требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при подаче населению питьевой воды, подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация МО «сельсовет Новосельское» привлечена к административной за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация МО «сельсовет Новосельский» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, а также постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому глава администрации МО «Новосельский» привлечен к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
В последующем аналогичные нарушения были выявлены при проверке ДД.ММ.ГГГГ – акт проверки № и за данные нарушения глава МО «сельсовет Новосельский» был привлечен к административной ответственности постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст. 40 КАС РФ Роспотребнадзор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствие с ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что истцом требования ч. 2 ст. 62 КАС РФ, при подаче иска соблюдены.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств надлежащего и полного исполнения им санитарно-эпидемиологических требований при подаче питьевой воды населению. Отсутствие финансовых средств не освобождает ответчика от обязанности надлежащим образом выполнять возложенные на него законом обязанности по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
Кроме того, в силу ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца отвечают законным интересам неопределенного круга лиц и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок, в который ответчику следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации МО «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района по охране источников питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию МО «сельсовет Новосельский» Хасавюртовского района в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда:
проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в необходимом объеме;
разработать проект организации зоны санитарной охраны водозабора;
территорию первого пояса ЗСО водозабора благоустроить, оградить, озеленить дорожки к сооружениям, к хлораторной и насосным покрыть твердым покрытием, создать условия для отбора воды, установить створы;
провести капитальный ремонт в хлораторной и насосной, устранить все дефекты отделки стен, пола и потолка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2016 г.
Председательствующий подпись С.А.Азизов