Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Михайлове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» о запрете осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» о запрете осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверке организации пассажирских перевозок на территории Минусинского района, установлены нарушения законодательства об организации транспортного обслуживания населения, обеспечении безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения, выразившиеся в том, что в нарушение ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 5 Федерального закона от 08.112007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного Электрического транспорта» транспорта», Закона Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11 - 5424 «О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае» с февраля 2013 г. ООО «Южно - Сибирская транспортная компания» организовало по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок № 105 «Минусинск - Городок» (через Новотроицкое) заказные перевозки. 14.01.2013 года между ООО «ЮСТК» и ИП Хлобозовой Е.В. заключён договор фрахтования сроком до 31.12.2013 года (пункт 6.1 Договора), согласно которому ООО «ЮСТК» обязуется осуществлять перевозку пассажиров и багажа пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «ГМГ» согласно расписанию установленному приложением №1 к договору (пункт 1.1 Договора). Кроме того, с марта 2013 г. ООО «ЮСТК» выпустило на регулярные маршруты под видом заказных автобусы по маршрутам: № 106 «МК» (через Новотроицкое, Городок), № 108 «МБН» (через <адрес>), № 111 «М-Ж» (через <адрес>). В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11 - 5424 регулярные пассажирские перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими с уполномоченным органом договорами об организации пассажирских перевозок. Между администрацией Минусинского района и индивидуальным предпринимателем Неупокоевой Л.А. по результатам открытых конкурсов, проведенных в порядке, предусмотренном Законом Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11 - 5424, постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2011 г. № 808-п, заключены договоры об организации регулярных пассажирских перевозок по следующим автобусным маршрутам: № 105 сообщением «МГ» (через с. <адрес>); № 106 сообщением «МК» (через с. <адрес>); № 108 сообщением «МБН», № 111 сообщением «М-Ж» (через <адрес>). В силу ч. 4 ст. 4 Закона Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11 - 5424 перевозчики не вправе выполнять перевозки пассажиров без заключенного договора об организации пассажирских перевозок. Понятие перевозки по заказам определены в ст. 27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в 3 разделе Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, согласно которому перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств), маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). В свою очередь под регулярными перевозками по смыслу ст. 19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», 2 раздела вышеуказанных Правил понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному и тому же маршруту, по обращению любого физического лица. То есть отличительными признаками регулярных перевозок от заказных является - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность. Организация перевозок пассажиров ООО «ЮСТК» по маршрутам «ГМГ», «МБН», «МК» носит регулярный характер, так как услуги по перевозке пассажиров оказываются ежедневно в установленное время неопределенному кругу лиц, схема движения маршрута полностью совпадает с маршрутами № 105 сообщением «МГ», № 106 сообщением «МК», № 108 сообщением «МБН», № 111 сообщением «М-Ж». Так же на автобусах применяются указатели номера заказа-наряда сходного до степени смешения с номером регулярного автобусного маршрута, что вводит в заблуждение потребителей. Кроме того, в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается. При этом, осуществление ООО «ЮСТК» перевозок неопределенного круга лиц осуществляется за плату. Таким образом, ООО «ЮСТК» фактически осуществляет регулярные перевозки по маршрутам: «МГ» (через <адрес>); «МК» (через <адрес>); «МБН» (через <адрес>), «М-Ж» (через <адрес>) без соответствующего договора с Администрацией Минусинского района. Частью 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализуется через федеральное законодательство о конкуренции. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2013 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается. Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Организация ООО «ЮСТК» несанкционированных регулярных перевозок по муниципальным маршрутам «Городок-Минусинск-Городок», «Минусинск - Большая Ничка», «Минусинск - Кавказское», «Минусинск - Жерлык» осуществляется с нарушением Закона Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11 - 5424, регулирующим отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом, а также с обеспечением безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах и организации проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, кроме того, осуществляется с нарушением законодательства о защите конкуренции. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.07.2013 по делу № 190-14-13 деятельность ООО «ЮСТК» в части осуществления регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по маршрутам №№ 105, 106, 108 признана нарушающей ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выдано предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем осуществления регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по указанным маршрутам. Незаконные действия ООО «ЮСТК» нарушает право хозяйственных субъектов на равный доступ к осуществлению перевозок, ограничивают конкуренцию на данном рынке услуг. Кроме того, нарушаются права граждан, как потребителей услуг, на качественное, своевременное их предоставление, право на безопасность дорожного движения. Просит суд признать организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом, осуществляемую ООО «Южно - Сибирская транспортная компания» на заказных маршрутах «ГМ», «МК», «МБН», «М-Ж» незаконной; обязать ООО «Южно - Сибирская транспортная компания» прекратить деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказных маршрутах: «ГМ», «МК», «МБН», «М-Ж».
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц потребителей, поскольку нарушаются права граждан на безопасность перевозок, на качество и своевременность предоставления услуг, так как деятельность ООО «ЮСТК» ни кем не контролируется.
Представитель ответчика Атрашкевич Н.П. (л.д.155) с заявленными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что прокурор г. Минусинска обратился в суд фактически в интересах предпринимателя Неупокоевой, хотя утверждает, что заявление подано в «защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». Доказательства нарушения прав неопределенного круга граждан и пояснения какую общественную угрозу интересам общества или государства представляет деятельность организации отсутствуют в деле. Совместная работа над иском ИП Неупокоевой и прокурора указывает на заинтересованность в исходе дела не граждан или государства, а лично предпринимателя Неупокоевой. Прокурор не указывает, каким образом заказные перевозки определенного круга пассажиров (по спискам) нарушают государственные и общественные интересы и каким образом будет восстановлено нарушенное право лиц, в защиту которых подан иск, если они не смогут реализовать свои права на выбор перевозчика и способа оплаты проезда(л.д. 148). Кроме того полагает, что предмет спора отсутствует, поскольку перевозки не осуществляются, т.к. все автобусы забраны лизинговой компанией. Полагает, что указанный спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Представитель третьего лица – администрации Минусинского района (л.д. 141-142) в судебном заседании пояснил, что предъявленные требования считают законными и обоснованными, регулярные пассажирские перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными договорами об организации пассажирских перевозок. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок проводится на конкурсной основе. Администрацией Минусинского района проведен открытый конкурс на право заключения договоров на организацию регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Минусинском районе на 2012- 2017. В результате конкурса по маршрутам, указанным в исковом заявлении победителем признана ИП Неупокоева Л.А. С победителем конкурса заключены договоры организации регулярных пассажирских перевозок. ООО «ЮСТК» обращалась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения комиссии о признании ИП Неупокоевой Л.A. победителем конкурса. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.05.2013, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.11.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Тем не менее, в течение 2013 года ООО «ЮСТК» осуществляло перевозки пассажиров по регулярным маршрутам под видом заказных автобусов, нарушая действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 26.07.2013 № 135-ФЭ «О защите конкуренции». К перевозке пассажиров по заказам относятся единичные перевозки по маршруту определенному заказчиком: перевозки туристко-экскурсионными автобусами, специальные автобусные перевозки (школьные, вахтовые). Перевозка пассажиров по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Перевозки, осуществляемые ООО «ЮСТК» носят регулярный характер, услуги оказываются ежедневно в одно и тоже время, по одному и тому же маршруту неопределенному кругу лиц, вызывая путаницу и недовольство среди населения. Таким образом, ООО «ЮСТК» своими незаконными действиями нарушает права хозяйствующих субъектов на равный доступ к осуществлению перевозок, ограничивает конкуренцию на рынке услуг, нарушает права граждан, как потребителей услуг, и следовательно требования, изложенные в исковом заявлении, законные и подлежат удовлетворению (л.д. 135-136).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требовании Неупокоева Л.А. и её представитель (л.д.140) заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что между ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» и индивидуальным предпринимателем Хлобозовой Е.В. 14 января 2013г. заключен Договор перевозки неопределенного круга лиц пассажиров автомобильным транспортом по заказу (договор фрахтования). На основании данного договора ООО «ЮСТК» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по автобусным маршрутам: № 105 «МГ (через <адрес>)»; № 111 «М-Ж» (через <адрес>)», № 106 «МК»; № 108 «МБН». 22 ноября 2012г. в газете «ВТ» опубликовано Постановление администрации Минусинского района от 20.11.2012г. № 748-П «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Минусинском районе на 2012-2017 годы». Индивидуальный предприниматель Неупокоева JI.A. осуществляет перевозки по вышеуказанным маршрутам на основании договоров с Администрацией Минусинского района, заключенных по результатам проведенных в 2012 году конкурсов.
Допуск перевозчиков на регулярные пассажирские перевозки допускается в Красноярском края через конкурсный отбор, по результатам которого заключается договор и утверждаются графики движения. Деятельность по перевозкам пассажиров является деятельностью с повышенной опасностью, соответственно данная деятельность лицензируется и не допускается без утвержденных органом местного самоуправления графиков движения, поскольку в данном случае речь идет о жизни и здоровье пассажиров. С 19 февраля 2012г. незаконные перевозки ООО «ЮСТК» осуществляются по следующим маршрутам: № 105 «МГ (через <адрес>)»;№ 107 «МНП (через <адрес>)» с 18 марта 2013г. по маршрутам: № 106 «МК»; № 108 «МБН» с 16 апреля по маршруту: № 111 «М-Ж». В нарушении ст. 27 Федерального Закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров ООО «ЮСТК» осуществляется за плату с пассажиров (неопределенного круга лиц). В соответствии со ст. 168, 170 Гражданского кодекса РФ договор фрахтования от 14.01.2013г. является по своей природе ничтожным. Соответственно ООО «ЮСТК» осуществляет не заказные, а регулярные перевозки, что нарушает нормы безопасности дорожного движения, соответственно может повлечь причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу пассажиров (л.д. 137-139).
Кроме того, указала, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ч. 1 т. 45, 131 ГПК РФ. В статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ закреплены принципы в области обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении: соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 10 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Допуск перевозчиков на регулярные пассажирские перевозки допускается в Красноярском края через конкурсный отбор, по результатам которого заключается договор и утверждаются графики движения.
Со стороны ООО «ЮСТК» осуществляются незаконные перевозки неопределенного круга лиц, что влечет нарушение прав граждан (пассажиров). Об этом указано в исковом заявлении Минусинского межрайонного прокурора. ИП Неупокоева Л.A. совместно с прокурором в суд не обращалась, она привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, полагают спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. На основании вышеизложенного, поддерживают требования Минусинского межрайонного прокурора, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц пассажиров.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Хлобозова Е.В., привлеченная определением суда от 22.11.2013г., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в силу ст. 116-119 ГПК РФ надлежащим образом (л.д. 181), в связи с чем суд полагает рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 (ред. от 24.10.2013) "О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае" Закон регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, внутренним водным пассажирским транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении (далее - организация транспортного обслуживания), а также с обеспечением безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах и организации проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с п.п. «а,б» ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 (ред. от 24.10.2013) "О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае" для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
а) регулярные пассажирские перевозки - перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок;
б) маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 (ред. от 24.10.2013) "О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае" основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются:
а) гарантированность предоставления услуг пассажирского транспорта;
б) безопасность при выполнении пассажирских перевозок;
в) доступность транспортных услуг для населения;
г) качество транспортного обслуживания населения;
д) сочетание государственного регулирования и рыночных отношений в области организации транспортного обслуживания;
е) равенство условий доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг населению.
В соответствии с п.1, п.2, п.3 ст. 11 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5424 (ред. от 24.10.2013) "О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае" договор об организации пассажирских перевозок заключается между уполномоченным органом и перевозчиком по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом. Конкурсный отбор производится в целях заключения договора, указанного в пункте 1 настоящей статьи, с перевозчиком, предложившим лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров на маршрутах регулярных перевозок. При проведении открытого конкурса предусматриваются следующие критерии отбора:
а) характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (экологические показатели, наличие оборудования для перевозок лиц с ограниченной подвижностью, наличие оборудования для поддержания в салоне комфортного температурного режима);
б) использование навигационной спутниковой системы российского производства ГЛОНАСС;
в) отсутствие представлений федеральных органов государственного контроля (надзора) в части соблюдения перевозчиками требований по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных законодательством Российской Федерации;
г) наличие водителей и специалистов необходимой квалификации в соответствии с требованиями действующего законодательства;
д) наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, обеспечивающих необходимое количество перевозок по расписанию по каждому маршруту регулярных перевозок;
е) предлагаемый участником конкурса тариф на регулярные пассажирские перевозки (не выше установленного Правительством края).
Договор об организации пассажирских перевозок заключается на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 27.12.2011 N 808-п (ред. от 19.06.2012) "Об утверждении порядков проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам" утвердить Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам в Красноярском крае согласно приложению N 1.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.
В силу п.1 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно разделу 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 26.11.2013) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Согласно разделу 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 26.11.2013)перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно п.2. п3 п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (ред. от 26.11.2013) ": лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРИП от 09.09.2013 г. (л.д. 121-122) Неупокоева Л.А. является действующим индивидуальным предпринимателем.
Согласно выписке из ЕГРИП от 06.11.2013 г. (л.д. 131-134) Хлобозова Е.В. является действующим индивидуальным предпринимателем.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13.08.2013 г., от 09.09.2013 г. (л.д. 42-48, л.д.123-127) ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» является действующим юридическим лицом, виды деятельности внутригородские, пригородные и междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, деятельность автомобильного грузового транспорта.
Согласно сообщению Южного отдела межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республики Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.03.2013г. (л.д. 49, 164) в ходе проверки ООО «Южно-сибирская транспортная компания» выявлены нарушения, на основании которых составлены административные материалы по ст. 11.14.2 ч. 2 КоАП РФ, в роли заказчика перевозок выступает ИП Хлобозова Е.В. на основании договора фрахтования от 14.01.2013 г.
Из договора перевозки неопределенного круга лиц пассажиров автомобильным транспортом по заказу (договор фрахтования) от 14.01.2013г. (л.д. 50) следует, что он заключен ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» с ИП Хлобозовой Е.В. сроком по 31.12.2013г., для осуществления за плату по заказ-наряду Фрахтователя, перевозки пассажиров и багажа пассажирским автомобильным транспортом по маршруту «ГМГ» согласно расписания.
Согласно заказ-наряду от 27.02.2013 г. (л.д.53,л.д. 59,л.д.64) фрахтователь ИП Хлобозова Е.В. заказала подачу автобуса на 28.02.2013 г. по маршруту «ГМГ», количество пассажиров не указано.
Согласно заказ-наряду от 19.03.2013 г. (л.д.54, л.д.60) фрахтователь ИП Хлобозова Е.В. заказала подачу автобуса на 20.03.2013 г. по маршруту «ГМГ», количество пассажиров не указано.
Из объяснений ТЕА от 28.02.2013 г. (л.д. 62, л.д.85-86) следует, что 28.02.2013 г. в 07.45 час. он приобрел билет стоимостью 40 руб. в <адрес>, на остановке поликлиника, на автобус <данные изъяты> г/н 490, следовавший по маршруту ГМ, билет приобрел у кондуктора в автобусе.
Из объяснений СЮА от 28.02.2013 г. (л.д. 63) следует, что 28.02.2013 г. в 07.43 час. села в автобус двигавшийся по маршруту ГМ, билет приобрела у кондуктора в автобусе.
Согласно сообщению администрации г. Минусинска от 24.02.2013 г. (л.д.65) ИП Хлобозовой Е.В. на ее обращение от 28.01.2013 г. сообщено о согласии использовать остановочный пункт по <адрес> (в районе женской консультации) для посадки и высадки пассажиров заказных автобусов.
Из путевого листа автобуса от 28.02.2013 г.(л.д. 66) следует, что ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» выдало путевой лист водителю САС (л.д.69) по маршруту «ГМГ», автобус <данные изъяты> г/н №, собственником которого является СПК Н. (л.д. 68.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства (л.д.67) транспортное средство автобус марки <данные изъяты> зарегистрировано за СПКК Н..
Из списка транспортных средств ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» на 2013 г. (л.д. 70) следует, что числится 12 транспортных средств, в том числе марки <данные изъяты> гос.номер №
Согласно договору аренды транспортного средства без экипажа от 17.04.2012 г. (л.д. 76), акту приема-передачи транспортного средства от 17.04.2012 г. (л.д. 77) СПКК «Н.» заключил договор с ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» на передачу в аренду транспортного средства <данные изъяты>, гос.номер №, срок действия договора до 30.05.2015г.
Из протокола об административном правонарушении от 28.02.2013 г.(л.д. 83-84) следует, что водитель САС управлял автобусом <данные изъяты>, гос.номер № 28.02.2013 г., осуществлял перевозку пассажиров и багажа по заказу, совершил правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ.
Согласно сообщению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 28.02.2013 г. (л.д.87) САС сообщено о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении, по факту нарушения перевозок пассажиров и багажа по заказу, по ст. 11.14.2 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 01.03.2013 г.(л.д.88-89) САС за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 11.14.2 КоАП РФ, подвергнут штрафу.
Постановлением от 24.07.2013г. Третьего Арбитражного Апелляционного суда решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.05.2013г., которым отказано в удовлетворении иска ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» о признании недействительным решения комиссии, изложенного в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2012г., в части лота № 1, лота № 2 о признании индивидуального предпринимателя Неупокоевой Л.А. победителем конкурса, оставлено без изменения. (л.д. 90-97).
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.11.2013 г. (л.д.151-154) решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.05.2013 г. и Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 г. оставлены без изменения.
Согласно протоколу рабочего совещания при главе Минусинского районе от 05.03.2013 г. (л.д. 116-117) решено: в целях выявления административных правонарушений, Правил Перевозки пассажиров и багажа перевозчиками на автобусном маршруте № 105 МГ» Южному отделу Межрегионального УГАДН и ОГИБДД МО МВД «Минусинский» рекомендовать провести совместные рейдовые мероприятия, провести сверку видов экономической деятельности ООО «Южно-Сибирская транспортная компания», рекомендовать ОГИБДД МО МВД «Минусинский» проверить скоростной режим движения автобусов ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» при перевозке пассажиров, а также места посадки-высадки пассажиров.
Из сообщения УПФ РФ г. Минусинска от 21.112013 г. (л.д. 149) в ООО «ЮСТК» зарегистрированы два работника.
Из обращения от 14.08.2013 г. (л.д. 165-166), обращения от 23.10.2013 г. (л.д. 175-176) следует, что Неупокоева Л.А. обращалась к прокурору, главе администрации Минусинского района, начальнику Южного отдела АТ И АД Надзора о том, что ООО «ЮСТК» незаконно осуществляет перевозку пассажиров.
Согласно сообщению МО МВД РФ «Минусинский» от 18.09.2013 г. (л.д. 167) Неупокоевой Л.А. сообщено, что по итогам проверки, к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за перевозку пассажиров на транспортном средстве не оборудованном ремнями безопасности при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту, протяженностью более 50 км., привлечен водитель ООО «ЮСТК», вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ в отношении должностного лица совершившего выпуск в рейс данного транспортного средства.
Согласно сообщению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю от 18.09.2013 г. (л.д. 168) сообщено, что установлены нарушения транспортного законодательства в части нарушения правил перевозок пассажиров по заказам, составлены материалы о привлечении к административной ответственности.
Согласно заказ-наряду от 17.09.2013 г. (л.д. 171) фрахтователь ИП Хлобозова Е.В. заказала подачу автобуса на 18.09.2013 г. по маршруту «МБН», «БНМ», «БНМ», без указания количества пассажиров, с указание тарифа проезда.
Из страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (л.д. 172) следует, что собственником <данные изъяты> 32054 является СПКК «Н.».
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.09.2013 г. (л.д. 173) водитель СВВ управлял автобусом <данные изъяты> 32054 гос.номер К512ЕО 18.09.2013 г. в 08.35 час. осуществлял перевозку пассажиров и багажа, без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средств или заказа наряда на предоставление транспортного средства, совершил административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ.
Из маршрутного листа Межрегионального управления государственного автодорожного надзора (л.д. 174) следует, что 18.09.2013 г. установлено, что на <данные изъяты> 32054 гос.номер К512ЕО, владелец ООО «ЮСТК», отсутствует договор фрахтования транспортного средств или заказа наряда.
Судом установлено, что между администрацией Минусинского района и индивидуальным предпринимателем Неупокоевой Л.А. 29.06.2012 г. заключены договора регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в Минусинском районе (л.д.10-17, 18-25, 26-33). Договор регулирует взаимоотношения сторон в ходе организации и выполнения регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту в Минусинском районе.
Из п. 1.2, п. 2.1.1, п. 2.3.2 договоров следует, что перевозчик выполняет регулярные пассажирские перевозки по регулярному автобусному маршруту № 106 сообщением «МК» (через <адрес>), маршруту № 111 сообщением «М-Ж» (через <адрес>), маршруту № 108 сообщением «МБН» в соответствии с утвержденным паспортом маршрута, согласно утвержденному сводному маршрутному расписанию движения автобусов от 29.06.2012 г. (л.д. 14, 23, 30), схеме движения автобусов по маршруту (л.д. 15, 22, 31), маршрутной карте (л.д. 16, 24, 32), списка транспортных средств (л.д. 17, 25, 33).
Согласно договору об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в Минусинском районе от 28.12.2012 г. (л.д. 34-41) между администрацией Минусинского района и индивидуальным предпринимателем Неупокоевой Л.А. заключен договор регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в Минусинском районе, регулирующий взаимоотношения сторон в ходе организации и выполнения регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту в Минусинском районе.
Из п. 1.2, п. 2.1.1, п. 2.3.2 договора следует, что перевозчик выполняет регулярные пассажирские перевозки по регулярному автобусному маршруту № 105 сообщением «МГ» (через <адрес>) в соответствии с утвержденным паспортом маршрута, согласно утвержденному сводному маршрутному расписанию движения автобусов от 28.12.2012 г. (л.д. 38), схеме движения автобусов по маршруту (л.д. 39), маршрутной карте (л.д. 40), списка транспортных средств (л.д. 41).
ООО «Южно - Сибирская транспортная компания» организовало по вышеуказанным муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок регулярные маршруты под видом заказных автобусов по маршрутам: № 105 «МГ» (через <адрес>), № 106 «МК» (через <адрес>), № 108 «МБН» (через <адрес>), № 111 «М-Ж» (через <адрес>), данные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела, видеозаписью, представленными фототаблицами.
Решением Федеральной антимонопольной службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.07.2013 г. № 190-14-13 (л.д. 98-115) постановлено: ООО «ЮСТК» признать нарушившим ч.1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления регулярных пассажирских перевозок, под видом заказных по маршрутам №№ 105,106,108,111, выдать ООО «ЮСТК» обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, в соответствии с которым надлежит с момента получения предписания прекратить осуществление регулярных пассажирских перевозок под видом заказных по маршрутам №№ 105,106,108,111.
Решением Арбитражного суда от 25.12.2013 г. (л.д. 188-193) по заявлению ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании решения и предписания от 09.07.2013 г. по делу № 1090-14-13 недействительными, отказано в удовлетворении требования.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Учитывая изложенное, суд полагает согласиться с обоснованность доводов о том, что ООО «ЮСТК» фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров -неопределенного круга лиц по маршрутам: «МГ» (через <адрес>); «МК» (через <адрес>); «МБН» (через <адрес>), «М-Ж» (через <адрес>) без соответствующего договора с <адрес>, поскольку организация перевозок пассажиров ООО «ЮСТК» по маршрутам «ГМГ», «МБН», «МК» носит регулярный характер, так как услуги по перевозке пассажиров оказываются ежедневно в установленное время неопределенному кругу лиц, схема движения маршрута полностью совпадает с маршрутами № 105 сообщением «МГ», № 106 сообщением «МК», № 108 сообщением «МБН», № 111 сообщением «М-Ж», осуществление ООО «ЮСТК» перевозок неопределенного круга лиц осуществляется за плату, на автобусах применяются указатели номера заказа-наряда сходного до степени смешения с номером регулярного автобусного маршрута.
Организация перевозок пассажиров ООО «ЮСТК» по маршрутам «ГМГ», «МБН», «МК» происходит в нарушение действующего законодательства, нарушаются права граждан, как потребителей услуг, на качественное, своевременное предоставление услуг, право на безопасность дорожного движения, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время отсутствует предмет спора, поскольку транспортные средства в связи с расторжением договора лизинга возвращены в СПКК «Новигатор», суд во внимание принять не может, поскольку как следует, из списка транспортных средств ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» на 2013 г. (л.д. 70) имеется 12 транспортных средств, согласно соглашений о расторжении договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.11.2013г. возвращено только 3 транспортных средства.
Кроме того, суд полагает согласиться с доводами о том, что в нарушение ст. 8, 34 Конституции РФ, ст. 2, 23, 49, 10 ГК РФ со стороны ООО «ЮСТК» имеет место недобросовестная конкуренция, которая в силу ст.14 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции" не допускается.
Доводы представителя ответчика о том, что заявленный спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Статья 28 названного Кодекса устанавливает подведомственность арбитражному суду экономических споров и других дел, связанных с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной экономической деятельности и возникших из гражданских правоотношений.
Из приведенных норм следует, что критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Как следует из материалов дела, спор в данном случае возник из гражданских правоотношений в сфере безопасности неопределённого круга лиц при осуществлении автомобильных перевозок, исковые требования заявлены прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, убедительных аргументов для обоснования суждения о том, что прокурором требования заявлены в интересах ИП Неупокоевой Е.В. и что заявленные требования связаны с осуществлением деятельности двух конкурирующих перевозчиков и связаны с экономической деятельностью ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суду не представлено, в связи с чем, суд полагает мнение представителя ответчика о том, что заявленный спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом не основанном на законе.
Сторонам разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, других доказательств суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом, осуществляемую ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» на заказных маршрутах «ГМ», «МК», «МБН», «М-Ж» - незаконной.
Обязать ООО «Южно-Сибирская транспортная компания» прекратить деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, на заказных маршрутах «ГМ», «МК», «МБН», «М-Ж».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 10.02.2014г.
Решение не вступило в законную силу.