УИД 28RS0019-01-2020-000586-93
дело № 2а-373/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Шауткеновой Э.В.,
с участием представителя административного истца Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области Каракон Т.И., действующей на основании прав по долженности,
заинтересованного лица помощника прокурора Серышевского района Амурской области Гриневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области к УФССП по Амурской области, Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Серышевским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист № ФС 027952485 об обязании администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приобретению прибора учета тепловой энергии на котельную с. ФИО1, <адрес>, б/н ФИО2 <адрес>. На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП по <адрес> ОСП по ФИО2 <адрес> ФИО9 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрацией Большесазанского сельсовета решения суда выполнено. ДД.ММ.ГГГГ администрация ФИО2 <адрес> выделила денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на приобретение и монтаж прибора учета тепловой энергии на котельную в с. ФИО1, в этот же день был размещен план-график. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с <данные изъяты> на монтаж узла учета тепловой энергии в помещении, расположенном по адресу: с. ФИО1, <адрес>, б/н (здание котельной). ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт о приемке выполненных работ № и ДД.ММ.ГГГГ проведена оплата за монтаж прибора учета тепловой энергии в сумме 293 987 рублей, согласно локальной сметы № от ДД.ММ.ГГГГ, счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ и справка о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что у администрации имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанного исполнительного документа. На основании ст.ст. 112, 118 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" просит суд освободить администрацию Большесазанского сельсовета ФИО2 <адрес> от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области Каракон Т.И. настаивала на доводах административного искового заявления, просила требования административного искового заявления удовлетворить. Суду показал, что решение суда исполнено в полном объеме.
Заинтересованное лицо помощник прокурора Серышевского района Амурской области Гринева М.В. не возражала против удовлетворения административного иска администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области и освобождении её от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. В представленном заявлении и.о. начальника отделения ОСП по Серышевскому району Лобанов А.В. просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В судебном заседании 25 августа 2020 года представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Лобанов А.В. суду показал, что постановление о взыскании исполнительного сбора судебным приставом-исполнителем вынесено законного и обоснованно
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в адрес суда не поступало.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и исполнительного производства №-ИП, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
Администрация Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением ФИО2 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу на администрацию Большесазанского сельсовета ФИО2 <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приобретению прибора учета тепловой энергии на котельную, расположенную по <адрес>, б/н, с. ФИО1 <адрес>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Серышевским районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу №, предмет исполнения: обязать должника в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приобретению прибора учета тепловой энергии на котельную с. ФИО1 <адрес> б/н ФИО2 <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Из указанного постановления следует, что должнику - администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление получено представителем администрации Большесазанского сельсовета Большаковым А.П.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
По заявлению администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района, поданному в суд ДД.ММ.ГГГГ, определением ФИО2 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в силе апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления администрации Большесазанского сельсовета ФИО2 <адрес> о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № было отказано.
Требованием судебного пристава - исполнителя, врученным представителю должника Большакову А.П. 24 сентября 2019 года, администрация Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области уведомлена о необходимости в срок до 26 сентября 2019 года исполнить решение суда в полном объеме и предоставить документы, подтверждающие данное исполнение. При этом должник был предупрежден, что в случае неисполнения настоящего требования должник будет привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Поскольку, администрацией Большесазанского сельсовета Серышевского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, то постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 16 сентября 2019 года с должника - администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 рублей. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из представленных суду стороной административного истца документов ДД.ММ.ГГГГ администрация ФИО2 <адрес> выделила денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на приобретение и монтаж прибора учета тепловой энергии на котельную в с. ФИО1, в этот же день был размещен план-график. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Большесазанского сельсовета ФИО2 <адрес> заключен договор с <данные изъяты>» на монтаж узла учета тепловой энергии в помещении, расположенном по адресу: с. ФИО1, <адрес>, б/н (здание котельной). ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт о приемке выполненных работ № и ДД.ММ.ГГГГ проведена оплата за монтаж прибора учета тепловой энергии в сумме <данные изъяты> рублей. Из представленных административным истцом документов установлено, что в бюджете Большесазанского сельсовет ФИО2 <адрес> на 2019 год не предусмотрен такой вид расходов, который позволил бы исполнить решение суда.
Суд принимает во внимание, что исполнение судебного решения по установке прибора учета тепловой энергии связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности ограничена бюджетным финансированием и установленным порядком проведения конкурсных процедур.
Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Большесазанского сельсовета Серышевского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на котельных, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Большесазанского сельсовета Серышевского района следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области к УФССП по Амурской области, Отделу судебных приставов по Серышевскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Большесазанского сельсовета Серышевского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава - исполнителя ОСП по Серышевскому району УФССП по Амурской области от 16 сентября 2019 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 1 сентября 2020 года.
Судья И.А. Кузнецова