Дело № 2-4179/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2017 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
при секретаре Тимирхановой Р.Т.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Уфы РБ Кулясовой Р.Я.,
представителя ответчика Мишиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГИА к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ГИА обратился в суд с иском к УФК России по РБ о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приговором Калининского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении преступления по ст. 330 ч. 2, ст.131 ч.1 УК РФ, на основании ст.69 ч.3 УК РФ, в соответствии со ст.69 ч.5 УК РФ назначено наказание по приговору Надымского городского суда ЯНАО 6 лет 8 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима. По приговору Калининского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ он был оправдан по обвинению в совершении преступления по ст.126 ч.2 п. «в», ч.3 УК РФ с правом на реабилитацию, компенсацию морального и материального вреда, а обвинение по ст.163 ч.2 п. «в» УК РФ переквалифицировано на ст.330 ч.2 УК РФ. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлен окончательный приговор и ему назначено 6 лет лишения свободы в колонии строго режима. Просит взыскать с ответчика УФК России по РБ в его пользу компенсацию морального вреда за причиненные ему нравственные и физические страдания в размере 1 00 000 рублей.
Определением суда от 09 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ МСВ исковые требования не признала, просила отклонить.
Прокурор КРЯ, участвующая в деле, в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в части. В пользу ГИА предложила взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Истец ГИА, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, находится в местах лишения свободы.
Представитель ответчика УФК России по РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебно заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
Реализуя указанные принципы, законодатель в п. 1 ст. 1070 ГК РФ установил, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 133-139, 397 и 399 УПК РФ).
Согласно положениям статей 133 и 136 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статей 1099 - 1101 ГК РФ и пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (статья 1099 ГК РФ).
В силу статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, что приговором Калининского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ ГИА признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.330, ч.1 ст.131 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №420-ФЗ) и назначено ему наказание: по ч.2 ст.330 УК РФ в виде лишения свободы сроком 2 года; по ч.1 ст.131 УК РФ в виде лишения свободы сроком 3 года 8 месяцев.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно определено наказание в виде 4 лет 5 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы.
В соответствии со ст.69 ч.5 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного по приговору Надымского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, с наказанием, назначенным по настоящему приговору, определено наказание в виде лишения свободы сроком 6 лет 8 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
Мера пресечения ГИА в виде содержания под стражей оставлена без изменения до вступления приговора суда в законную силу. Осужденного этапировать в ФКУ СИЗО-1 ГКФСИН России по РБ <адрес>. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Зачтен в срок отбывания наказания период содержания ГИА под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ГИА оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. «в», «з» ч.2 ст.126 УК РФ, ввиду отсутствия события преступления, на основании п.1 ч.2 ст.302 УПК РФ.
ГИА разъяснено право на реабилитацию и право обращения в суд с требованием о возмещении имущественного вреда в соответствии со ст. 135 УПК РФ и компенсации морального вреда, в соответствии со ст.136 УПК РФ, связанного с уголовным преследованием, согласно положениям, установленным главой 18 УПК РФ.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ назначено наказание в виде лишения свободы сроком 6 лет без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
В остальной части этот же приговор оставлен без изменения, апелляционное представление и жалобы без удовлетворения.
Таким образом, факт оправдания ввиду отсутствия события преступления указывает на незаконность уголовного преследования в отношении ГИА
Поскольку привлечение ГИА к уголовной ответственности по п.п. «в», «з» ч.2 ст.126 УК РФ, возбуждение в отношении него уголовного дела и совершение процессуальных действий в ходе производства по уголовному делу, нарушило его личные неимущественные права, то в силу пункта 1 ст.1070 ГК РФ ГИА имеет право на денежную компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, в частности, тяжесть предъявленного ГИА обвинения, длительность уголовного преследования, объем наступивших для истца последствий, характер причиненного истцу морального вреда, данные о его личности и обстоятельства причинения ему морального вреда.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание степень и характер причиненных истцу страданий, требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца в 17 000 рублей.
В силу статей 165, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. А потому взысканная сумма подлежит возмещению с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Требования истца к УФК России по РБ подлежат отклонению в связи с необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ГИА к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ГИА компенсацию морального вреда в размере 17 000 (семнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении требований ГИА к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Башкортостан в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Председательствующий