Дело №2-623(1)/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2013 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Голыдьбиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леоновой Е.А. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании решения заседания жилищной комиссии незаконным, о предоставлении социальной выплаты,
установил:
Леонова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование своих требований указывает, что она состоит в браке с Леоновым С.С. с ДД.ММ.ГГГГ, имеют двух несовершеннолетних детей: Леонов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Леонов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 6 декабря 2007 года на основании ее заявления районная жилищная комиссия признала ее нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий. 6 декабря 2007 года на основании ее обращения с заявлением в администрацию Базарно-Карабулакского района Саратовской области ее семью включили в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (затем в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы). В связи с рождением детей в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в состав семьи. С момента постановки ее на учет никаких изменений в первоначально представленных сведениях не произошло: они проживают в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., которая принадлежит на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ее отцу ФИО1 (1/3 доля), ее сестре ФИО2 (1/3 доля) и ей Л. (до заключения брака) Е.А. (1/3 доля), с другими собственниками они ведут раздельное хозяйство, на каждого человека приходится менее учетной нормы жилой площади, то есть менее 14 кв.м. 23 июля 2013 года администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области направила в ее адрес уведомление исх.№ о снятии ее семьи в составе 4 человек с учета в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии администрация Базарно-Карабулакского муниципального района №110 от 23 июля 2013 года на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. С указанным решением жилищной комиссии от 23 июля 2013 года она не согласна, просит признать его незаконным и обязать администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно письменным объяснениям Леоновой Е.А. она с семьей проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, на которую она имеет 1/3 долю в праве общей долевой собственности. Законного права на проживание в другом жилом помещении (собственность, договор найма, аренда, иное основание) у нее и ее семьи не имеется. ФИО3 в период, когда семья истицы была признана нуждающейся в жилом помещении, проживала в квартире истицы в связи с ухудшением состояния здоровья, отсутствием элементарных условий в ее квартире, отсутствием других родственников в поселке, а также намерением продать квартиру. ФИО3 была вселена отцом истицы ФИО1 в качестве члена его семьи, проживала в течение 1-2 лет, получала пенсию по этому адресу, а в 2009 году еще раз была зарегистрирована и проживала в данном жилом помещении, когда ее регистрация не имела значения для признания семьи истицы нуждающейся, что свидетельствует о том, что истица не ухудшала намеренно жилищные условия. К тому же истек пятилетний срок с момента подачи заявления. В марте 2008 года она зарегистрировалась с ребенком в жилом помещении, принадлежащем отцу ее супруга ФИО4, при этом по соглашению между ними ее регистрация в помещении была без права вселения и приобретения права на проживания и не может означать обеспеченность ее жильем, в июле 2008 года она снялась с регистрации. К бабушке супруга Леонова С.С. на <адрес> они приезжают достаточно часто, так как бабушка пожилая, и ей необходима помощь, у нее есть еще пять внуков, которые также приезжают к ней. Они все поочередно помогают по хозяйству, летом остаются на более длительный срок. Все вещи семьи истицы находятся по месту жительства по <адрес>. При обращении истицы к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы ею были представлены необходимые документы. Выявленное Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области отсутствие в учетном деле некоторых документов возможно восполнить, однако уведомления о необходимости представления документов она не получала.
В судебном заседании истица Леонова Е.А. поддержала исковое заявление, уточнив требования, просила также взыскать с ответчика судебные расходы. Пояснила, что после замужества переехали жить к ней, прописали мужа, оплачивали коммунальные услуги, жили в отдельной комнате. ФИО3 – родная тетя ее отца ФИО1, которого она воспитывала с восьми месяцев, так как мамы не было, то есть родной человек. Она в холода проживает у них, есть своя квартира <адрес>. С сентября-октября 2007 года она проживала у них, так как было холодно, в ее доме туалет на улице, она делала уколы. Поэтому прописалась у них. Жила в отдельной комнате у сестры ФИО2, когда ФИО2 приезжала, спали вместе. Когда родился ребенок, она прописалась с ним по другому адресу, но как проживала на <адрес>, так и жила, поэтому для нее никаких изменений не произошло. Потом выписалась, так как попросила свекровь, и сама она захотела. ФИО3 проживала с ними год или два года, потом ей стало тяжело, ребенок был беспокойный, не спал, она ушла к себе в квартиру, поставила туалет.
Представитель истицы Леоновой Е.А. адвокат Рахматулина А.Ж. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по доверенности Митюрева Е.Г. с иском не согласна, представила письменный отзыв, согласно которому 6 декабря 2007 года Леонова Е.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ходе проверки личных дел Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области установлено, что семья Леоновых для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий зарегистрировала 27 ноября 2007 года по адресу <адрес> ФИО3, родство с которой не установлено. Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ семья Леоновых могла быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанного намеренного действия. Согласно ст.8 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», ежегодно в четвертом квартале проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете. 29 июля 2008 года Леонова Е.А. представила заявление-расписку, подтверждающую неизменность ранее представленных ею сведений, однако на момент представления расписки Леонова Е.А. и ее сын Леонов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не были зарегистрированы по адресу: р.<адрес> согласно справке о составе семьи № от 31 июля 2008 года, то есть Леонова Е.А. намеренно скрыла этот факт.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по доверенности Митюрева Е.Г. пояснила, что семье Леоновых было отказано в участии в подпрограмме из-за двух фактов, выявленных Министерством ЖКХ. Во-первых, семья не должна была быть поставлена на учет, так как ФИО3 была прописана за месяц до обращения Леоновой Е.А. Во-вторых, на момент подачи расписки 29 июля 2008 года Леонова Е.А. и ее сын не были прописаны. Просит в удовлетворении иска Леоновой Е.А. отказать.
Третье лицо Леонов С.С. и как законный представитель несовершеннолетних Леонова В.С. и Леонова А.С. в судебном заседании пояснил, что после регистрации брака стали жить у жены. Выписалась жена с ребенком формально. Когда они встали на программу, ФИО3 уже жила у них. Двухэтажная постройка на <адрес>, где живет его бабушка, это хозпостройка, там можно жить, они там не живут, приезжают в гости.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Сергеев Д.А., надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, представил возражения, согласно которым в ходе проверки учетного дела истицы было установлено, что отсутствует заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по форме, установленной приложением №1 к Закону Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», также отсутствуют копии свидетельств о рождении Леоновой Е.А., Леонова С.С. Семья Леоновой Е.А. поставлена на учет составом семьи 2 человека, впоследствии не представлены документы, подтверждающие изменения в составе семьи, а также решение о внесении изменений в состав семьи Леоновой Е.А. также не представлен документ, подтверждающий признание молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Просит в удовлетворении иска Леоновой Е.А. отказать.
Свидетель ФИО3 пояснила, что имеет квартиру на <адрес>, жила там с семьей, дочь уехала в Саратов, потом муж умер. После операции переехала к племяннику и прописалась там, второй раз опять переехала к племяннику, прописалась, хотела продать свою квартиру и переехать в Саратов, но передумала, так как там жили три семьи в двух комнатах, опять ушла в свою квартиру. К племяннику прописалась в 2007 году, так как болела, в квартире холодно, удобств не было. Она спала в зале на диване, ФИО3 иногда с ней спала. Дети ей мешали, и она им мешала, поэтому выписалась. В ее доме сделали туалет.
Свидетель ФИО5 пояснил, что как член районной жилищной комиссии ставил семью Леоновой Е.А. на учет.
Свидетель ФИО6 пояснил, что как член районной жилищной комиссии снимал семью Леоновой Е.А. с учета на основании Саратовской жилищной комиссии, выявили предоставление недостоверных, неполных сведений. Когда ставили семью на учет, было специальное ухудшение условий, прописали бабушку.
Свидетель ФИО7 пояснила, что как член районной жилищной комиссии снимала семью с учета в июле 2013 года, секретарь комиссии ФИО8 сообщила, что неполный пакет документов, при постановке были нарушения, Леонова Е.А. давала расписку о том, что изменений не было, а изменения были.
Свидетель ФИО8 пояснила, что с самого начала семья не подходила под программу, так как прописали бабушку ФИО3, норматив стал менее 14 кв.м., то есть намеренное ухудшение жилищных условий, могли встать на учет через пять лет. Также не хватало документов, отсылали Леоновой уведомление заказным письмом о представлении документов, она устно объясняла Леоновой каких документов не хватает, нужна была справка о составе семьи по <адрес>. Если бы 29 июля 2008 года Леонова предоставила документы о собственности на дом по <адрес>, ее бы сняли с учета, так как там большой дом, хватает квадратных метров, но она вместо этого предоставляет справку о составе семьи, где она уже зарегистрирована на <адрес>.
Свидетель ФИО9 пояснил, что он как участковый опрашивал соседей по <адрес>, где проживает бабушка ФИО10 по поручению администрации. Соседи пояснили, что видят там семью Леоновых почти каждый день.
Свидетель ФИО11 пояснил, что ФИО10 его мать, действительно во дворе ее дома имеется двухэтажная хозпостройка. Когда к матери приезжают гости, они там ночуют. Чаще всех приезжает племянник Леонов С.С. со своей семьей, помогает бабушке по хозяйству, сажает огород, но живет он по <адрес> у жены.
Свидетель ФИО12 пояснил, что он живет по соседству с ФИО10 и видит, что внук Леонов С.С. часто приезжает помогать бабушке по хозяйству, но там не живет. Летом почти постоянно там находится вместе с семьей, сажает огород.
Суд, заслушав объяснения сторон, представителя истицы, третьего лица, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статья 52 ЖК РФ устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 года №638 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», начало действия программы с 08 февраля 2011 года.
Постановлением администрации ОМО Базарно-Карабулакского района Саратовской области от 14 января 2011 года №36 (с изменениями) утверждена муниципальная целевая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы по Базарно-Карабулакскому району.
Пунктом 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 июля 2011 года №575) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы определены условия, в соответствии с которыми молодая семья может быть участником подпрограммы, а именно участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, 6 декабря 2007 года районной жилищной комиссией при администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Леонова Е.А. была признана нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий (протокол № от 6 декабря 2007 года), поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
6 декабря 2007 года Леонова Е.А. обратилась в администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы молодой семьи в составе супруга Леонова С.С. и супруги Леоновой Е.А.
9 августа 2011 года Леонова Е.А. обратилась в администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи в составе супруга Леонова С.С., супруги Леоновой Е.А., детей Леонова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Леонова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением районной жилищной комиссии при администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2013 года (протокол №110 от 23 июля 2013 года) молодая семья Леоновой Е.А. в составе из 4 человек на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ снята с учета нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий и исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Указанное решение от 23 июля 2013 года о снятии семьи Леоновой Е.А. с учета нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий не содержит ссылку на обстоятельства, послужившие основанием для снятия семьи с учета.
Как установлено в судебном заседании, обстоятельствами, послужившими основанием для снятия семьи Леоновой Е.А. с учета нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий явилось то, что истица зарегистрировала 27 ноября 2007 года по месту жительства ее семьи по адресу р.<адрес> ФИО3, родство с которой не установлено и в силу ст.53 ЖК РФ могла быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанного намеренного действия. Кроме того, при ежегодной перерегистрации 29 июля 2008 года, в соответствии со ст.8 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО, было выявлено изменение ранее представленных Леоновой Е.А. сведений, а именно Леонова Е.А. и ее сын Леонов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не были зарегистрированы по адресу: <адрес> однако Леонова Е.А. намеренно скрыла этот факт.
Наличие у семьи Леоновой Е.А. других необходимых условий, предусмотренных п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», в соответствии с которыми молодая семья может быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, ответчиком не оспаривается.В соответствии с ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч.2 ст.56 ЖК РФ).
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года №258-0-0, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Леонова Е.А. на момент признания ее районной жилищной комиссией при администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области 6 декабря 2007 года нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий была зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> принадлежащей ей (до регистрации брака Л.) на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (1/3 доля в праве общей долевой собственности) (л.д.54).
Другими собственниками указанной квартиры являются: отец истицы ФИО1 (1/3 доля) и сестра истицы ФИО2 (1/3 доля).
В указанной квартире на 6 декабря 2007 года были зарегистрированы 5 человек: истица Леонова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ; ее муж Леонов С.С. с ДД.ММ.ГГГГ; ее отец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ; ее сестра ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3 с 27 ноября 2007 года. То есть на каждого проживающего приходится 11,64 кв.м. общей площади, что менее учетной нормы по Базарно-Карабулакскому муниципальному району, которая составляет 14 кв.м. (постановление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области №1113а от 25 октября 2012 года).
До регистрации ФИО3 на каждого проживающего приходилось 14,55 кв.м. общей площади.
Доводы стороны ответчика о том, что Леонова Е.А. совершила действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий, зарегистрировав 27 ноября 2007 года на указанную жилую площадь ФИО3, не могут быть приняты во внимание.
Как пояснили истица Леонова Е.А., третье лицо Леонов С.С., свидетель ФИО3, регистрация и фактическое вселение с осени 2007 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в квартиру по адресу: <адрес> были обусловлены состоянием ее здоровья, нуждаемостью в постороннем уходе после перенесенной операции, в связи с чем ей тяжело было бы проживать в холодное время года по прежнему месту жительства в доме, где отсутствуют удобства (санузел), а также отсутствием родственников в поселке Б.Карабулак, сложившимися близкими родственными отношениями между ней и ФИО1, приходящимся ей племянником, которым она и была вселена в жилое помещение. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя месяц после регистрации ФИО3 в квартире <адрес>, у истицы родился сын Леонов В.С., поэтому факт регистрации ФИО3 на указанной жилой площади не может расцениваться как искусственное ухудшение жилищных условий, а также совершение Леоновой Е.А. умышленных действий, направленных на снижение уровня обеспеченности жилыми помещениями.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в связи с намерением продать принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес>., еще раз была зарегистрирована в квартире <адрес>, где на тот момент уже было зарегистрировано 5 человек, и факт ее регистрации не имел значения для обеспеченности семьи Леоновых жилой площадью менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с учетом возраста и состояния здоровья ФИО3 ее переезд из квартиры по адресу р.<адрес>, где она одиноко проживала в неблагоустроенном жилом помещении, и регистрация 27 ноября 2007 года в квартире своих родственников не свидетельствует о совершении Леоновой Е.А. умышленных действий с целью ухудшения жилищных условий для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года №258-0-0, применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) (указана в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 года №302-ФЗ), согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно п.5 ст.10 ГК РФ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 года №302-ФЗ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Довод ответчика о том, что семья Леоновой Е.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия, вселив и зарегистрировав по месту жительства Леоновой Е.А. ее супруга Леонова С.С., не основан на законе.
Согласно ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст.1 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Как установлено судом, Леонова Е.А. и Леонов С.С. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. До брака Леонов С.С. проживал в квартире своих родителей по адресу: р.<адрес>. В связи с образованием семьи Леонов С.С. стал проживать в квартире своей супруги Леоновой Е.А. (<адрес>), где она имеет 1/3 долю в праве общей долевой собственности, 14 ноября 2007 года Леонов С.С. зарегистрировался по месту жительства в указанной квартире. После вселения в указанную квартиру Леонова С.С. площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан (4 человека), составила 14,55 кв.м., что более учетной нормы, которая составляет 14 кв.м.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у семьи Леоновой Е.А. в связи с вселением в указанную квартиру Леонова С.С. не возникло.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Жилищные условия семьи Леоновой Е.А. на момент рассмотрения дела в суде не изменились, семья в количестве 4 человек (Леонова Е.А., ее супруг Леонов С.С. и несовершеннолетние дети Леонов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Леонов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, где Леонова Е.А. имеет 1/3 долю в праве общей долевой собственности, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где всего зарегистрировано 6 человек, и доля приходящейся на каждого проживающего общей площади составляет 9,70 кв.м., что менее учетной нормы по Базарно-Карабулакскому муниципальному району – 14 кв.м.
Сведениями регистрирующих органов подтверждено отсутствие у Леонова С.С., Леонова В.С. и Леонова А.С. в собственности жилых помещений, а у Леоновой Е.А. иных жилых помещений. Наличие у них законного права пользования другими жилыми помещениями судом не установлено.
Факт не проживания семьи истицы в квартире по адресу: <адрес> ответчиком не доказан.
Факт снятия 11 марта 2008 года истицы Леоновой Е.А. с регистрационного учета по адресу <адрес> и регистрация по адресу <адрес> на момент рассмотрения дела судом не может служить основанием для снятия семьи Леоновой Е.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 31 ЖК РФ предусматривает, что право пользования жилым помещением наравне с его собственником имеют также проживающие совместно с ним в данном жилом помещении члены семьи собственника, к которым относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, возникновение равного с собственником права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживанием в нем. Сам факт прописки либо регистрации лица на жилой площади с согласия проживающих на ней является административным актом и не означает право на жилую площадь.
Допрошенные в судебном заседании Леонова Е.А. и Леонов С.С. подтвердили, что истица с ребенком Леоновым В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилую площадь по адресу р.<адрес> не вселялись, там не проживали, согласно расписке Леоновой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировалась в указанном жилом помещении без права вселения и проживания, то есть они не приобрели право пользования данным жилым помещением.
30 июля 2008 года Леонова Е.А. с ребенком Леоновым В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения были зарегистрированы по адресу <адрес>.
Сам факт представления Леоновой Е.А. 29 июля 2008 года в соответствии со ст.8 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года №39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" заявления-расписки не может являться основанием для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем более что согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решение о снятии с учета могло быть принято не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.
Что касается требования Леоновой Е.А. обязать администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 (далее Правила) право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
В силу п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п.п.22, 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, поступивших из органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы и предоставляет его государственному заказчику подпрограммы, а в дальнейшем на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В силу п.29 вышеуказанных Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы содержит положение, указывающее на то, что жилищная проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет. В соответствии с действующим законодательством право на получение социальной выплаты в текущем году имеют не все молодые семьи, признанные участниками подпрограммы, а только те, которые были включены в списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат и в связи с этим получили свидетельство. А поэтому обязательства по реализации подпрограммы по выдаче социальной выплаты возникают только после выдачи свидетельства молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат.
Как следует из материалов дела, семья Леоновой Е.А. в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат не включалась и была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Кроме того, администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области не является надлежащим ответчиком по исковому требованию о понуждении предоставить семье Леоновой Е.А. социальную выплату.
При таких обстоятельствах суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ в случае частичного удовлетворения иска судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Леоновой Е.А. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании решения заседания жилищной комиссии незаконным, о предоставлении социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать незаконным решение районной жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2013 года (протокол №110 от 23 июля 2013 года) о снятии молодой семьи Леоновой Е.А. с учета нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Возвратить Леоновой Е.А. из бюджета Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 200 рублей.
В остальной части иска Леоновой Е.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда – 29 ноября 2013 года.
Председательствующий судья О.Н. Левошина