Дело № 2-3609/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
16 августа 2018 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Калининой Е.И.,
при секретаре Булавиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ширяева Леонида Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки,
УСТАНОВИЛ:
Ширяев Л.А. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки, ссылаясь на то, что он как инвалид 2 группы имеет право на набор социальных услуг, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ.09.02.2015г. обратился в КУВО «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» с заявлением о приеме документов на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, уведомлением от 11.02.2015г. извещен о включении в электронный реестр граждан ожидающих путевку. Решением Департамента социальной защиты от 10.05.2017г. № 82-11/4542 был исключен из реестра граждан, ожидающих путевку. Ранее, 15.01.2013г. обращался в Департамент социальной защиты с заявлением о приеме документов на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, путевка предоставлена не была, решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.05.2015г. принято решение о предоставлении путевки за 2013г., с датой заезда не ранее 10.01.2016г., учитывая, что ранее санаторно-курортное лечение проходил с 17.02.2014г. по 09.01.2015г. Заявление о предоставлении путевки подано в Департамент социальной защиты 09.02.2015г. с соблюдением регламента, ему не может быть отказано в предоставлении социальной помощи в виде обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение. Гражданин, имеющий право на обеспечение санаторно-курортным лечением вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение каждый год до 01 декабря текущего года вне зависимости от того, исполнена предыдущая заявка на санаторно-курортное лечение или нет, что влечет за собой начало новой административной процедуры. Считает, что проходя санаторно-курортное лечение с 10.01.2016г. по 02.11.2016г. он реализовал свое право по решению суда от 18.05.2015г. на санаторно-курортное лечение за 2013г., написание заявлений о предоставлении санаторно-курортного лечения за 2016, 2017г., 2018г. не имеет значения, он должен быть восстановлен в очереди по заявлению от 09.02.2015г., так как к очередности предоставления путевок реализованное им право на санаторно-курортное лечение по решению суда значения не имеет.
Истец Ширяев Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Томилина Г.Д. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, поддержала представленные письменные возражения на иск.
Представитель ответчика Государственного Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования России Губарева В.С. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражений на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела достоверно подтверждено, что истец Ширяев Л.А. является инвалидом второй группы, о чем свидетельствует справка об инвалидности серии МСЭ-2009 № 3768760 (л.д. 10).
Как следует из представленных доказательств истец обращался в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о предоставлении ему бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, 09.02.2015г.,01.03.2016г.,28.09.2016г., 04.04.2017г., 18.01.2018г. (л.д. ).
В принятии заявления от 09.02.2015г. истцу выдано уведомление о принятии заявления(л.д. 16).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.05.2015г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах Ширяева Л.А. к Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении путевки за 2013г. удовлетворены, суд обязал Департамент социальной защиты населения предоставить Ширяеву Л.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013г. но не ранее срока 10.01.2016г. При определении срока предоставлении путевки суд учел, что санаторно-курортное лечение Ширяеву Л.А. предоставлялось в период с 17.12.2014г. по 09.01.2015г. по решению суда от 21.08.2014г.
Ответом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10.01.2018г. №82-15/18 по вопросу обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от 09.02.2015г. Ширяеву Л.А. сообщено, что в соответствии с п. 1.9 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение формировался в хронологическом порядке, исходя из даты подачи заявления и предоставления санаторно-курортной путевки. Ежегодное обеспечение граждан санаторно-курортным лечением в рамках набора социальных услуг законом не предусмотрено. В связи с тем, что за период с 2010г. по 2016г. заявитель обеспечивался путевками 4 раза, в том числе по заявлению от 05.06.2012г. по решению суда от 21.08.2014г. (период лечения с 17.12.2014 по 09.01.2015г.) и по заявлению от 09.02.2015г. по решению суда от 28.05.2015г. (период лечения с 10.10.2016г. по 02.11.2016г.), заявитель исключался из реестра граждан, ожидающих путевки, по предоставлению путевок по заявлению от 09.02.2015г. На основании заявления от 04.04.2017г. и соответствующей медицинской справки заявитель вновь включен в реестр граждан, ожидающих путевку. В рамках выделенных субвенций, путевки на санаторно-курортное лечение по профилю лечения инвалидов с последствиями травм головного мозга распределены гражданам, ставшим на учет до 06.11.2014г. (л.д. 12-13).
Таким образом, судом установлено, что истец после прохождения санаторно-курортного лечения в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. по вновь поданному им заявлению от 04.04.2017г. поставлен в реестр граждан, ожидающих путевку по профилю имеющегося у истца заболевания.
В силу п.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что содержится в ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородной транспорте к мест лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2102-р, с 01.01.2010г. федеральные полномочия переданы Правительству Воронежской области, с 2018г. полномочия переданы Фонду социального страхования.
Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 (утратил силу с 01.01.2018г., действовавшего на момент спорных правоотношений) утвержден порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.п. 1.8, 1.9 Порядка предоставления отдельными категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение граждане, имеющие право на предоставление санаторно-курортной путевки включаются в электронный реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение. Реестр граждан формируется Департаментом социальной защиты населения в хронологическом порядке, исходя из даты полдачи заявления на предоставление санаторно-курортной путевки.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее – Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения, пункт 13 которого содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ указывает на то, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294.
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Указанное отражено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
При разрешении заявленных требований, суд исходит из того, что действующее законодательство не исключает очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное обеспечение, учитывает права граждан, вставших на соответствующий учет ранее истца, поэтому путевка должна предоставляться истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления. Поскольку при предоставлении путевки истцу в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг была предоставлена, гражданин реализовал свое право на получение государственной услуги по заявлению 09.02.2015г. выбыв из электронного списка граждан, ожидающих в порядке очередности предоставления указанных услуг. Написанием нового заявления от 04.04.2017г. истец вновь подтвердил свое право на получение государственной социальной помощи, поставлен в электронный реестр граждан и сохраняет свое право на ее предоставление до того момента, пока не будет обеспечен санаторно-курортным лечением независимо от написания последующих заявлений о предоставлении указанной услуги. Указание в решении суда от 09.02.2015г. о предоставлении путевки истцу за 2013г., но в период не ранее 2016г. само по себе не свидетельствует о том, что истец после реализации своего права на предоставление государственной социальной помощи не должен исключаться из электронной очереди граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение. Получив государственную социальную помощь в виде санаторно-курортного лечения в 2016г. истец поставлен в электронный реестр граждан в 2017г.
В соответствии с п. 1.11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 (действовавшего на момент спорных правоотношений) лица, имеющие федеральную льготу исключаются из реестра граждан, в том числе в случае предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Как установлено решением суда от 18.05.2015г., на основании заявления от 09.02.2015г. и медицинской справки форма № 070-у-04 Ширяев Л.А. был включен в реестр граждан, ожидающих путевку по профилю заболевания «болезни нервной системы», о чем ему сообщено письмом от 11.023.2015г., и уведомлением о постановке на учет в очереди граждан. Во исполнение решения суда Ширяеву Л.А. путевка на санаторно-курортное лечение в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. была предоставлена, право на социальную государственную услугу реализовано, поэтому истец был обоснованно исключен из очереди граждан, не реализовавших свое право на получение аналогичной услуги.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ширяеву Леониду Александровичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным исключения из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 09.02.2015г., признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки на основании заявления от 09.02.2015г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.И. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 20.08.2018г.
Дело № 2-3609/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
16 августа 2018 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Калининой Е.И.,
при секретаре Булавиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ширяева Леонида Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки,
УСТАНОВИЛ:
Ширяев Л.А. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки, ссылаясь на то, что он как инвалид 2 группы имеет право на набор социальных услуг, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ.09.02.2015г. обратился в КУВО «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» с заявлением о приеме документов на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, уведомлением от 11.02.2015г. извещен о включении в электронный реестр граждан ожидающих путевку. Решением Департамента социальной защиты от 10.05.2017г. № 82-11/4542 был исключен из реестра граждан, ожидающих путевку. Ранее, 15.01.2013г. обращался в Департамент социальной защиты с заявлением о приеме документов на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, путевка предоставлена не была, решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.05.2015г. принято решение о предоставлении путевки за 2013г., с датой заезда не ранее 10.01.2016г., учитывая, что ранее санаторно-курортное лечение проходил с 17.02.2014г. по 09.01.2015г. Заявление о предоставлении путевки подано в Департамент социальной защиты 09.02.2015г. с соблюдением регламента, ему не может быть отказано в предоставлении социальной помощи в виде обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение. Гражданин, имеющий право на обеспечение санаторно-курортным лечением вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение каждый год до 01 декабря текущего года вне зависимости от того, исполнена предыдущая заявка на санаторно-курортное лечение или нет, что влечет за собой начало новой административной процедуры. Считает, что проходя санаторно-курортное лечение с 10.01.2016г. по 02.11.2016г. он реализовал свое право по решению суда от 18.05.2015г. на санаторно-курортное лечение за 2013г., написание заявлений о предоставлении санаторно-курортного лечения за 2016, 2017г., 2018г. не имеет значения, он должен быть восстановлен в очереди по заявлению от 09.02.2015г., так как к очередности предоставления путевок реализованное им право на санаторно-курортное лечение по решению суда значения не имеет.
Истец Ширяев Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Томилина Г.Д. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, поддержала представленные письменные возражения на иск.
Представитель ответчика Государственного Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования России Губарева В.С. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражений на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела достоверно подтверждено, что истец Ширяев Л.А. является инвалидом второй группы, о чем свидетельствует справка об инвалидности серии МСЭ-2009 № 3768760 (л.д. 10).
Как следует из представленных доказательств истец обращался в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о предоставлении ему бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, 09.02.2015г.,01.03.2016г.,28.09.2016г., 04.04.2017г., 18.01.2018г. (л.д. ).
В принятии заявления от 09.02.2015г. истцу выдано уведомление о принятии заявления(л.д. 16).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.05.2015г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах Ширяева Л.А. к Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении путевки за 2013г. удовлетворены, суд обязал Департамент социальной защиты населения предоставить Ширяеву Л.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013г. но не ранее срока 10.01.2016г. При определении срока предоставлении путевки суд учел, что санаторно-курортное лечение Ширяеву Л.А. предоставлялось в период с 17.12.2014г. по 09.01.2015г. по решению суда от 21.08.2014г.
Ответом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10.01.2018г. №82-15/18 по вопросу обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от 09.02.2015г. Ширяеву Л.А. сообщено, что в соответствии с п. 1.9 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение формировался в хронологическом порядке, исходя из даты подачи заявления и предоставления санаторно-курортной путевки. Ежегодное обеспечение граждан санаторно-курортным лечением в рамках набора социальных услуг законом не предусмотрено. В связи с тем, что за период с 2010г. по 2016г. заявитель обеспечивался путевками 4 раза, в том числе по заявлению от 05.06.2012г. по решению суда от 21.08.2014г. (период лечения с 17.12.2014 по 09.01.2015г.) и по заявлению от 09.02.2015г. по решению суда от 28.05.2015г. (период лечения с 10.10.2016г. по 02.11.2016г.), заявитель исключался из реестра граждан, ожидающих путевки, по предоставлению путевок по заявлению от 09.02.2015г. На основании заявления от 04.04.2017г. и соответствующей медицинской справки заявитель вновь включен в реестр граждан, ожидающих путевку. В рамках выделенных субвенций, путевки на санаторно-курортное лечение по профилю лечения инвалидов с последствиями травм головного мозга распределены гражданам, ставшим на учет до 06.11.2014г. (л.д. 12-13).
Таким образом, судом установлено, что истец после прохождения санаторно-курортного лечения в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. по вновь поданному им заявлению от 04.04.2017г. поставлен в реестр граждан, ожидающих путевку по профилю имеющегося у истца заболевания.
В силу п.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что содержится в ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородной транспорте к мест лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2102-р, с 01.01.2010г. федеральные полномочия переданы Правительству Воронежской области, с 2018г. полномочия переданы Фонду социального страхования.
Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 (утратил силу с 01.01.2018г., действовавшего на момент спорных правоотношений) утвержден порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.п. 1.8, 1.9 Порядка предоставления отдельными категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение граждане, имеющие право на предоставление санаторно-курортной путевки включаются в электронный реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение. Реестр граждан формируется Департаментом социальной защиты населения в хронологическом порядке, исходя из даты полдачи заявления на предоставление санаторно-курортной путевки.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее – Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения, пункт 13 которого содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ указывает на то, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294.
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Указанное отражено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
При разрешении заявленных требований, суд исходит из того, что действующее законодательство не исключает очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное обеспечение, учитывает права граждан, вставших на соответствующий учет ранее истца, поэтому путевка должна предоставляться истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления. Поскольку при предоставлении путевки истцу в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг была предоставлена, гражданин реализовал свое право на получение государственной услуги по заявлению 09.02.2015г. выбыв из электронного списка граждан, ожидающих в порядке очередности предоставления указанных услуг. Написанием нового заявления от 04.04.2017г. истец вновь подтвердил свое право на получение государственной социальной помощи, поставлен в электронный реестр граждан и сохраняет свое право на ее предоставление до того момента, пока не будет обеспечен санаторно-курортным лечением независимо от написания последующих заявлений о предоставлении указанной услуги. Указание в решении суда от 09.02.2015г. о предоставлении путевки истцу за 2013г., но в период не ранее 2016г. само по себе не свидетельствует о том, что истец после реализации своего права на предоставление государственной социальной помощи не должен исключаться из электронной очереди граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение. Получив государственную социальную помощь в виде санаторно-курортного лечения в 2016г. истец поставлен в электронный реестр граждан в 2017г.
В соответствии с п. 1.11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010г. №71 (действовавшего на момент спорных правоотношений) лица, имеющие федеральную льготу исключаются из реестра граждан, в том числе в случае предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Как установлено решением суда от 18.05.2015г., на основании заявления от 09.02.2015г. и медицинской справки форма № 070-у-04 Ширяев Л.А. был включен в реестр граждан, ожидающих путевку по профилю заболевания «болезни нервной системы», о чем ему сообщено письмом от 11.023.2015г., и уведомлением о постановке на учет в очереди граждан. Во исполнение решения суда Ширяеву Л.А. путевка на санаторно-курортное лечение в период с 10.10.2016г. по 02.11.2016г. была предоставлена, право на социальную государственную услугу реализовано, поэтому истец был обоснованно исключен из очереди граждан, не реализовавших свое право на получение аналогичной услуги.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения по исключению из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ширяеву Леониду Александровичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Государственному учреждению Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным исключения из реестра граждан ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 09.02.2015г., признании права на получение государственной услуги по заявлению от 09.02.2015г. по предоставлению путевки, обязании начать административную процедуру предоставления государственной услуги по предоставлению путевки на основании заявления от 09.02.2015г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.И. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 20.08.2018г.