Дело № 2а-57/2021
УИД 28RS0013-01-2020-000013-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Поярково 15 февраля 2021 года
Судья Михайловского районного суда Амурской области Ершова К.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Мальцева А.Я. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и пени. В обоснование требований административный истец указал, что согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ, административный ответчик в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 владел на праве собственности транспортными средствами: <данные изъяты>, 1993 г.в., гос. рег.знак №, дата регистрации права 16.09.2008, <данные изъяты>, 1990 г.в., гос. рег.знак №, дата регистрации права 21.11.2017, следовательно, на основании положений ст. 357 НК РФ, является плательщиком транспортного налога. За 2018 г. налоговый орган, руководствуясь чч.2,3 ст. 52, ст. 362 НК РФ и положениями Закона Амурской области от 18.11.2002 №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области», исчислил в отношении указанных транспортных средств налог в размере 5355 руб. Кроме того, административный истец указывает, что Мальцев А.Я. в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 владел на праве собственности земельным участком, расположенным по <адрес>, дата регистрации права 01.01.2001, и долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Михайловском районе Амурской области, дата регистрации права 08.05.2014, следовательно, в силу ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога. Налоговый орган, руководствуясь чч.2,3 ст. 52, ст. 396 НК РФ исчислил в отношении земельного участка налогоплательщика сумму земельного налога за 2018г. в размере 1137 руб. Исчислив соответствующие суммы налогов, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № от 25.07.2019, в котором сообщалось о необходимости уплатить налоги в установленный в уведомлении срок. Поскольку в установленный срок налогоплательщик указанные в налоговом уведомлении суммы налога в полном объеме не уплатил, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога были начислены пени по земельному налогу в сумме 13,86 руб. Кроме того, административный истец указывает, что налогоплательщиком нарушена обязанность по уплате в срок до 15.07.2016 НДФЛ за 2015 год в размере 1469 руб., уплаченных за пределами установленных сроков, что явилось основанием для начисления за период просрочки пени в размере 44,54 руб. Впоследствии налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требования № от 10.007.2019, № от 30.01.2020 об уплате недоимки по налогам и пени. Однако налогоплательщик требования налогового органа не исполнил, не уплатив при этом в бюджет задолженность по налогам и пени в общей сумме 6550,40 руб. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налогов. Определением мирового судьи 19.05.2020 в принятии заявления о выдаче судебного приказ отказано. В связи с чем, административный истец в порядке искового производства просил взыскать с административного ответчика задолженность в виде неуплаченных сумм имущественных налогов за 2018 год, а также начисленные на сумму недоимки по налогам, в т.ч. прошлых лет пени. Одновременно налоговый орган ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суда с настоящими требованиями.
Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям взыскиваемая с Мальцева А.Я., не превышает двадцать тысяч рублей, суд, руководствуясь п.п. 3 п. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, назначил настоящее административное дело к рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) предусмотрено взыскание налоговым органом, направившим требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов задолженности по налогам, сборам, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган). Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 19.05.2020 в принятии заявления налогового органа о взыскании с Мальцева А.Я. недоимки и пени по налогам отказано.
Срок исполнения требования № от 30.01.2020 об уплате задолженности по налогам и пени был установлен налоговым органом до 13.03.2020.
Настоящее административное исковое заявление административным истцом подано в Михайловский районный суд Амурской области 17.12.2020, то есть по истечении срока (не позднее 13.09.2020) обращения в суд с соответствующим административным иском.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу настоящего административного иска, налоговый орган в качестве уважительности причин пропуска срока указал на реализацию права на взыскание указанных платежей в бюджет в порядке приказанного производства, и на состоявшийся отказ мирового судьи в принятии заявления о вынесении соответствующего судебного приказа в отношении Мальцева А.Я., последующее обжалование определения мирового судьи, и как следствие, недостаточности срока на подготовку мотивированного административного иска и направление его в установленный срок в адрес суда.
Изучив доводы, изложенные административным истцом в ходатайстве о восстановлении процессуального срока, в обоснование уважительности причин его пропуска, исследовав приложенные к ходатайству письменные доказательства, свидетельствующие о соблюдении налоговым органом срока, установленного ст. 48 НК РФ, для обращения с заявлением о взыскании с должника Мальцева А.Я. задолженности по платежам в бюджет в порядке приказного производства, вынесение мировым судьей 19.05.2020 определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, что и явилась причиной пропуска процессуального срока на обращение в суд в порядке искового производства, поэтому, учитывая, что право на обращение с настоящим административным иском налоговый орган реализовал в течение незначительного промежутка времени после истечения процессуального срока, суд полагает признать причину пропуска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области на подачу настоящего административного иска уважительной, тем самым, восстановив налоговому органу срок на его подачу.
Исследовав письменные материалы дела, судья находит требования административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области, обращённые к Мальцеву А.Я. подлежащими удовлетворению, исходя из следующих установленных обстоятельств.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статей 357, 358 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом Мальцев А.Я. в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 г. значился собственником транспортных средств: <данные изъяты>, 1993 г.в., гос. рег.знак №, дата регистрации права 16.09.2008, <данные изъяты>, 1990 г.в., гос. рег.знак №, дата регистрации права 21.11.2017 и, следовательно, плательщиком транспортного налога.
Согласно абз.3 п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как следует из положений ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, административный ответчик с 01.01.2018 по 31.12.2018, являлся правообладателем земельного участка, расположенного по <адрес>, дата регистрации права 01.01.2001, и доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Михайловском районе Амурской области, дата регистрации права 08.05.2014.
В силу требований ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании изложенного, судом установлено, что административный ответчик, является лицом, обязанным к уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущества, в том числе исчисленных за 2018 год.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Часть 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из налогового уведомления № от 25.07.2019 следует, что Мальцев А.Я., являясь плательщиком налогов должен был в срок до 02.12.2019 уплатить транспортный налог и земельный налог за 2018 год, в размере 5334 руб. и 1137 руб., соответственно.
Поскольку, выставленные к уплате Мальцеву А.Я. суммы налогов в установленный срок в бюджет внесены не были, в адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено требование № от 30.01.2020, в т.ч., об уплате имущественных налогов.
Согласно расшифровке задолженности за Мальцевым А.Я. в настоящее время числится задолженность по транспортному налогу в размере 5355,00 руб., земельному налогу в размере 1137,00 руб., то есть обязанность по уплате налогов им в установленный законом срок в полном объёме надлежащим образом не исполнена, в связи с чем, проверив расчет взыскиваемой недоимки по указанным имущественным налогам, исчисленным за 2018 год, суд находит его правильным, а требование иска в отсутствие доказательства надлежащего исполнения административным ответчиком указанной обязанности в данной части - обоснованным.
Кроме того, как следует из поданного административного иска, налоговый орган просит взыскать с ответчика пени за несвоевременную уплату земельного налога в общей сумме 13,86 руб. на недоимку за 2018гг., и по НДФЛ в сумме 44,54 руб. на недоимку за 2015 году, уплаченную Мальцевым А.Я. самостоятельно, однако за пределами установленных сроков.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пп. 1, 2 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
В обоснование требования о взыскании задолженности пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу административным истцом представлены требования № от 30.01.2020, № от 10.07.2019, а также расчеты пени, проверив которые суд полагает признать их правильными, а с учетом отсутствия доказательств надлежащего исполнения административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога и НДФЛ за соответствующие налоговые периоды, также полагает признать данные расчеты пени обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца, полагая необходимым взыскать с Мальцева А.Я. задолженность по платежам в бюджет, а именно: недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 5355,00 руб., недоимку по земельному налогу за 2018 года в размере 1137 руб., пени на задолженности по земельному налогу в сумме 13,86 руб., пени на задолженность по НДФЛ в сумме 44,54 руб.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ МИФНС России № 6 в Амурской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска.
В случае если истец освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (п. 8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика Мальцева А.Я. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход федерального бюджета.
Доказательств, подтверждающих основания для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, зарегистрированного по адресу: <адрес> кв.:
- недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 5355 (пять тысяч триста пятьдесят пять) рублей;
- недоимку по земельному налогу с физических лицу, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, за 2018 г. в размере 1137 (одна тысяча сто тридцать семь) рублей, и пени на задолженность по земельному налогу в размере 13 (тринадцать ) рублей 86 копеек;
- пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в сумме 44 (сорок четыре) рубля 54 копейки.
Перечисления производить по реквизитам: № 40101810000000010003 в БИК: 041012001 ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, УФК МФ РФ по Амурской области (МИ ФНС РФ № 6 по Амурской области), код ОКТМО 10635436:
для транспортного налога КБК 18210604012021000110,
для земельного налога КБК 18210606043101000110;
для пени по земельному налогу КБК 18210606043102000110;
для пени по НДФЛ КБК 18210102030012100110.
Взыскать с ФИО3 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья К.В. Ершова