Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ивановка «09» сентября 2015 г.
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.В.
при секретаре Томилиной С.В.
с участием:
истца Сучкова Павла Владимировича,
представителя истца, адвоката Кильян Валентины Яковлевны, представившей удостоверение № от 29.11.2004 г. и ордер № от 27.05.2015 г.,
представителя ответчика – ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области – Платонова Олега Юрьевича, действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании вс.Ивановка гражданское дело № по иску Сучкова Павла Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» о признаниинезаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, восстановлении нарушенного права и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Сучков Павел Владимирович обратилсявИвановский районный суд Амурской области с иском кФедеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» (далее ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области) о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, восстановлении нарушенного права и взыскании судебных расходов, обосновывая свои исковые требования тем, чтоприказом начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России Амурской области от 31.10.2011 г. №, с 31.10.2011 г. он был уволен из органов ФСИН России в звании подполковника внутренней службы в должности заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области.Общая продолжительность его службы в органах внутренних дел и в органах уголовно-исполнительной системы по состоянию на 31.10.2011 г. в календарном исчислении составила 32 года 00 месяцев 16 дней.
Его семья состоит из двух человек: он и его сын С.Р.П. - ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Брак у него расторгнут 28.11.2014 г., расторжение брака зарегистрировано отделением ЗАГС <данные изъяты> 30.11.2014 г. (запись акта №).
Его семья проживает и зарегистрирована с 24.09.2009 г. в жилом доме в <адрес>. Указанный дом принадлежит ему и его бывшей супруге - Сучковой Ольге Васильевне на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 13.03.2000 г., удостоверенного нотариусом Ивановского нотариального округа Амурской области Субботиной А.А. по реестру №, и свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> выданного Амурским областным учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.04.2000 года. Правоустанавливающие документы оформлены на имя Сучковой Ольги Васильевны.
Согласно инженерному обследованию строительных конструкций жилого дома (техническое заключение №), проведённому ООО "ПСП" по проектированию в области капитального строительства, здание дома <адрес>, находится в ограниченно работоспособном состоянии вследствие частичного снижения эксплуатационных характеристик здания и отдельных его частей в связи с физическим износом, повлекших к некоторому снижению надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Для устранения повреждений в результате обследования строительных конструкций необходимо провести ряд ремонтных работ по устранению данных нарушений, для приведения технического состояния жилого дома в работоспособное: полная замена фундаментов, замена нижнего окладного венца, замена деревянных балок пола, частичная замена дощатого настила пола с применением старого материала, ремонт/усиление деревянных балок чердачного перекрытия, ремонт штукатурного слоя отделки печи, ремонт оконных и дверных заполнений, ремонт/усиление или замена деревянных конструкций стропильной системы, частичная замена отдельных асбестоцементных листов покрытий кровли. Для приведения теплотехнических характеристик отражающих конструкций жилого дома к нормативному состоянию необходимо дополнительно выполнить утепление наружных стен и чердачного перекрытия.Приведение строительных конструкций в работоспособное состояние путём проведения капитального ремонта жилого дома возможно, но экономически нецелесообразно: затраты на ремонт, вероятно, могут превысить новое строительство.
04.02.2015 г. (вх. №) он обратился с рапортом на имя председателя жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.Решением жилищно-бытовой комиссии от 04.03.2015 г. в удовлетворении его заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения было отказано. Как на основаниеотказа было указано на то, что согласно ЖК РФ, вступившему в законную силу 01.03.2005 года, ведение учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к органам местного самоуправления (ст. 14). Определение категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъектов РФ (п. 4 ст. 13), признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъектов РФ не пригодными для проживания (п. 6 ст. 13) и т.д. относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (п. 3 ст. 52). В связи с чем, он может быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Среднебельском сельсовете.
Считает незаконным отказ ФКУ ИК-3 от 04.03.2015 г. в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе (утв. приказом ФСИН России от 16.05.2012 г. № 267) для участия в подпрограмме сотрудники уголовно- исполнительной системы (далее - УИС), указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, члены семей сотрудников УИС, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в абзаце девятом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее также - поселки), указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, в учреждение УИС по месту расположения поселка.
В соответствии с п. 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы (далее - должностные лица).
В связи с обращением в суд он вынужден был понести судебные расходы в сумме <***> рублей, в том числе: <***> рублей - госпошлина по чеку-ордеру ОАО "Сбербанк России" от 20.05.2015 г., <***> рублей - оплата за услуги адвоката за оформление искового заявления в суд по квитанции № от 20.05.2015 г. и <***> рулей - за представительство адвоката в суде по квитанции № от 22.05.2015 г. в соответствии с договором № об оказании юридической помощи.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ ФКУ ИК -3 УФСИН России по Амурской области от 04.03.2015 г. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области поставить его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 04.03.2015 года, выдать ему выписку из решенияжилищно-бытовой комиссии о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, утвержденную начальником ФКУ ИК -3 УФСИН России по Амурской области и заверенную оттиском мастичной печати, и взыскать с ответчика в его пользу понесенные им судебные расходы в сумме <***> руб., из которых: <***> рублей – госпошлина, <***> рублей - оплата за услуги адвоката за оформление искового заявления в суд, <***> рулей представительство адвоката в суде.
В возражениях на иск, ответчик - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, со ссылкой на Постановление Правительства от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы»; п.7, п.9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов; подпункт 2 п.2 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе ( утв. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 г. № 287); разъяснения УФСИН России по Амурской области от 12.09.2008 г. за № 28/13-5260; обзорное письмо ФСИН России от 03.10.2008 г. № 10/1-3313; ст.30 ЖК РСФСР; п. 3 ст.52 ЖК РФ указал на то, что действительно сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Сотрудники органов УИС, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы.
Для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС – необходимо предоставить выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения.
Согласно ранее действовавшего законодательства работники и пенсионеры УИС имели возможность вставать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по последнему месту службы (работы).
С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства, а также в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ, не по месту жительства. Однако законодательством РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы не предусмотрено, в связи с чем постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах УИС с 1 марта 2005 года была прекращена.
Единственным вариантом решения жилищных проблем сотрудников УИС, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы, является предоставление служебного жилья. Строительство служебного жилья силами ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не производится из-за отсутствия финансирования со стороны ФСИН России.
Сучков П.В. может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Среднебельском сельсовете.
Кроме того, Сучковым П.В. не были представлены все необходимые документы: договор поднайма жилья на основании которого истец вместе с сыном С.Р.П.. проживают в доме <адрес>, справка Ивановского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», подтверждающая наличие или отсутствие в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в период с 1991 г. по 1999 г.
Поэтому жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не поставила Сучков П.В. в очередь на улучшение жилищных условий.
На основании вышеизложенного просили в иске отказать в полном объеме.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика - УФСИН России по Амурской области, поступил отзыв на иск (вход №) согласно которому со ссылкой на ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч.3 ст.52 ЖК РФ указали, что ЖБК ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области на законном основании отказала Сучкову П.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, в связи с чем просили суд полностью отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
В связи с занятостью, просили рассматривать дело без участия представителя УФСИН России по Амурской области.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 03 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сучкова Ольга Васильевна.
В ходе судебного заседания 20 августа 2015 года, представитель истца – адвокат Кильян В.Я., обратилась с заявлениемоб изменении основания иска, в котором истец Сучков П.В. указывал на то, чтообратился в суд с иском о признании незаконным отказ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области от 04.03.2015 г. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. При этом в качестве правового основания, в иске он сослался на п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153), а также на Инструкцию о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе (утв. Приказом ФСИН России от 16.05.2012 г. № 267).
Он меняет правовое обоснование в связи с тем, что федеральная целевая программа «Жилище» была рассчитана на 2011-2015 годы.
В ФКУ ИК-3 создана жилищно-бытовая комиссия, задачей которой является выявление и постановка на учёт действующих сотрудников и пенсионеров ФКУ ИК-3, нуждающихся в получении жилого помещения. Как показывает практика, по окончании срока действия одной жилищной программы Правительством РФ принимается другая жилищная программа. Законодательством могут быть предусмотрены и другие основания предоставления жилья. В последующем предоставление жилья очередникам и предоставление ГЖС осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому ЖБК обязана поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента его обращения.
На основании изложенного, со ссылкой на ст.12 ГК РФ, ст.ст.3,98 ГПК РФ просит суд признать незаконным отказ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области от 04.03.2015 г. в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения; обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ «ИК-3» УФСИН России по Амурской области поставить его на учёт с 04.03.2015 г. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и выдать ему выписку из решения жилищно-бытовой комиссии о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, утвержденную начальником ФКУ ИК-3 и заверенную оттиском мастичной печати, а также просит взыскать с ответчика в его пользу понесенные судебные расходы в сумме <***> руб., из которых: <***> руб. госпошлина в суд, <***> руб. оплата адвокату за составление искового заявления и <***> руб. за представительство адвоката в суде.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 20 августа 2015 года, в порядке ст.39 ГПК РФ, изменение основания иска истцом Сучковым П.В. было принято.
В связи с принятием судом изменения основания иска истцом Сучковым П.В., от ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области поступили письменные возражения (вход. № от 01.09.2015 г.), аналогичные ранее поданным возражениям на иск.
В судебном заседании истец Сучков П.В. и его представитель - адвокат Кильян В.Я., на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме, по основаниям, первоначально указанным в исковом заявлении. Полагали, что отказ в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, со ссылкой на Жилищный кодекс Российской Федерации и указание на то, что с введением в действие данного кодекса ответчик утратил полномочия по принятию сотрудников на жилищный учет, является незаконным, так как Сучков П.В. обратился с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося вполучении жилого помещения, в целях получения жилья в рамках участия в программе "Жилище", действующей до конца 2015 г., и которая в настоящее время Премьер-министром Дмитрием Медведевым утверждена в новой редакции, со сроком действия до 2020 г., а формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС.
Указали на наличие у Сучкова П.В. предусмотренных законодательством условий дляполучения жилищного сертификата, а именно: прохождение Сучковым П.В. службы в органах УИС, содержащихся за счет средств федерального бюджета и уволенного по состоянию здоровья с общей продолжительностью службы в календарном исчислении более 10 лет, нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что согласно обследованию ООО «ПСП» дом в котором проживает Сучков П.В. с сыном не пригоден для проживания, находится в ограничено работоспособном состоянии в связи с физическим износом конструкций, и его ремонт нецелесообразен. При этом, иного жилья в собственности Сучков П.В. не имеет. В период прохождения службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоял, так как в этом не было необходимости, в настоящее время обратиться с рапортом о постановке на учет вынудило то обстоятельство, что ухудшились его жилищные условия.
Представитель ответчика – ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области – Платонов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском был не согласен по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Пояснил, что в соответствии с п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется только органом местного самоуправления.У них в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области создана жилищно-бытовая комиссия, разработано Положение о жилищно-бытовой комиссии, основной задачей которой является решение вопросов по улучшению жилищных условий сотрудников и работников ФКУ ИК-3, но с 01.03.2005 г. они не осуществляют постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как это не предусмотрено нормами Жилищного кодекса РФ, и не входит в их компетенцию, а ведут учёт уволенных сотрудников, которые уже поставлены на учет и включены в списки на улучшение жилищных условий в основном по решению суда.
Указал на то, что кроме того, при обращении с рапортом о принятии его на учет для получения жилья, Сучковым П.В. не был представлен весь пакет документов, необходимых для рассмотрения его вопроса по существу, в частности отсутствовали документы подтверждающие, либо опровергающие приобретение в собственность Сучковым П.В. или членами его семьи жилых помещений, в период с 1991 г. по 1999 г. Из-за отсутствия документов нельзя было сделать вывод о наличии либо отсутствии у Сучкова П.В. оснований для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Поэтому, можно сказать, что фактически рапорт Сучкова П.В. по существу рассмотрен не был.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика –УФСИН России по Амурской области, будучи надлежащим образом извещено о дате, месте и времени судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направили, просили рассмотреть данное дело в отсутствие представителя УФСИН России по Амурской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное к участию в процессе - Сучкова О.В., будучи надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного заседания, в него не явилась, сведений об уважительности причин не явки суду не представила как и мнения относительно заявленных исковых требований, об отложении судебного заседания не просила.
Суд, с учетом мнения истца, его представителя, а также представителя ответчика, в силу ч. 3,5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – УФСИН России по Амурской области и Сучковой О.В.
Изучив доводы искового заявления и заявления об изменении основания иска, приняв во внимание письменные возражения и отзыв на иск, выслушав пояснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Сучкова П.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Сучков П.В. был уволен из органов УФСИН России по Амурской области, в должности заместителя начальника колонии по кадрам и воспитательной работе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области 31.10.2011 года.
Согласно копии выписки из приказа УФСИН России по Амурской области № от 31.10.2011 г., непрерывный стаж службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе у Сучкова П.В. на день увольнения составил: в календарном исчислении – 32 года, 00 месяцев, 16 дней; в льготном исчислении – 47 лет, 11 месяцев, 06 дней.
Судом установлено, что Сучков П.В. на момент увольнения со службы не стоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения службы.С рапортом в жилищно – бытовую комиссию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, Сучков П.В. обратился 04.02.2015 г.
Согласно протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 от 04.03.2015 г., по результатам рассмотрения заявления, Сучкову П.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, со ссылкой на п.3 ст.52 ЖК РФ, согласно которому принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органом местного самоуправления. После 1 марта 2005 г. УФСИН утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. Кроме того, указывалось на то, что Сучков П.В. не представил договор поднайма жилого помещения на основании которого он вместе с сыном – С.Р.П.. проживает в доме <адрес>, и справку Ивановского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», подтверждающую наличие или отсутствие в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в период с 1991 по 1999 г.г.
Истец оспаривает законность отказа в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Указу Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825 приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В целях реализации данного указа постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, а постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 г. № 889), утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Как следует из материалов дела, и было подтверждено в ходе судебного заседания Сучковым П.В. и его представителем, истцом ставится вопрос об участии в государственной программе "Жилище" в рамках ее Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В настоящее время действуют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее Правила).
В соответствии с п.2 вышеуказанных Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно пп. «а» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют указанные в данном пункте категории граждан Российской Федерации, в том числе, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Порядок участия в подпрограмме, направленной на обеспечение сотрудников уголовно- исполнительной системы, жилым помещением посредством выдачи социальной выплаты по государственному жилищному сертификату (далееГЖС), регламентирован пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС.
Так в соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) обучастии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов: справки об общей продолжительности военной службы (службы); выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справки о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" п.5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Таким образом, одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы» и от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы», в целях организации работы по формированию списков получателей государственных жилищных сертификатов иих выдаче в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267 (с изм. от 23.10.2013 г.) утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п. 3 Инструкции, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, члены семей сотрудников УИС, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в абзаце девятом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее также - поселки), указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, в учреждение УИС по месту расположения поселка.
Заявление (рапорт) регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о включении в состав участников подпрограммы.
В соответствии с п. 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы.
Согласно п. 7 Инструкции должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано в признании участником подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения, органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы. Учетное дело гражданина, признанного участником подпрограммы, хранится в соответствующем учреждении, органе УИС, принявшем такое решение.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 11,12 Инструкции).
В соответствии с п.13 Инструкции должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России в течение 20 дней рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников подпрограммы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.
При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, а в случае переселения граждан из поселков - учреждения УИС по месту расположения поселка.
Согласно п.14 Инструкции по результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России (далее - сводный список участников).
Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.
Сводные списки участников составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе ФСИН России или учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России.
Внесение дополнительно лиц в утвержденные сводные списки участников не допускается.
Все экземпляры сводных списков участников должны быть прошиты, пронумерованы и заверены оттиском мастичной печати. В случае отсутствия какого-либо из указанных требований сводные списки участников считаются недействительными (п.15 Инструкции).
В соответствии с п.16 Инструкции ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Согласно п.2 разд. 1 Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ИК УФСИН России по Амурской области», которая устанавливает единый порядок учета,сотрудники признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством. Учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведение учетного делопроизводства, установление очередности, а так же снятие с учета осуществляется жилищной комиссией ИК (п.3 раздел I Инструкции). В разделе 2 Инструкции приведены основания признания сотрудников нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Наличие у жилищно – бытовой комиссии (далееЖБК) ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области полномочий по принятию сотрудников на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме того подтверждается Положением о жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, утвержденнымприказом начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области от 20 марта 2014 г. № 141.Согласно раз.1 п.2 и разд.2 п.1, п.3 которого, ЖБК решает вопросы по улучшению жилищных условий сотрудников и работников ФКУ ИК-3, рассматривает проекты планов распределения жилых помещений, вопросы о выделении государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы обладает жилищно-бытовая комиссия учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах, истец в целях получения жилья в рамках участия в программе "Жилище", имеет право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий по месту службы, поскольку в данном случае постановка на учет осуществляется не по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, а в соответствии с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Как установлено судом истцу было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения,со ссылкой на нормы жилищного законодательства, которые не предусматривают обязанности учреждения по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не полным предоставлением Сучковым П.В. необходимых документов.
Согласно п.22 Правилоснованием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
В силу п.22 Правил отказ по основанию не полного предоставления Сучковым П.В. необходимых документов, является правомерным. Вместе с тем, отказ жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области от 04.03.2015 г. в постановке Сучкова П.В. на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, со ссылкой на п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, согласно которому принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органом местного самоуправления, является незаконным, так как указанное основание для отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Доводы, изложенные в возражениях и отзыве на иск, и озвученные представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, о том, что с 01 марта 2005 года принятие на учет гражданв качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, в связи, с чем на органы уголовно- исполнительной системы не может быть возложена такая обязанность, основаны на ошибочномтолковании норм материального права, поскольку надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, является орган исполнительной власти, где проходит (проходила) соответствующая служба, в том числе, и служба сотрудника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области.
Поскольку Сучкову П.В. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в том числе, и по основанию отнесения с 1 марта 2005 года полномочий по постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий к ведению органов местного самоуправления, которое по выше приведенным доводам признано судом незаконным, то нарушенное право истца подлежитвосстановлению.
В связи с тем, что жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области рапортСучкова П.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", фактически по существу не рассмотрен,с учетом вышеприведенных норм закона, принимая во внимание неполное предоставление Сучковым П.В. необходимых документов в ЖБК, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Сучкова П.В. путем возложения на жилищно-бытовую комиссию ответчика обязанности повторно рассмотреть рапорт истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, по существу.
При этом, суд учитывает, что жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не принимала решение об отказе в постановке на учет Сучкова П.В. по основанию отсутствия у него права на признание в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении,в связи с чем, суд не может при реализации возложенных на него Законом функций подменять иные органы государственной власти в рамках осуществления им соответствующим образом определенной государственной функции, в частности полномочия ЖБК ИК-3 по принятию решения о признании сотрудников нуждающимся в улучшении жилищных условий, а так же заменять предусмотренный порядок, используя обстоятельства, не установленные ЖБК ИК-3 и не заложенные в основу принятия решения об отказе истцу в постановке на соответствующий учет. В связи с чем, требование Сучкова П.В. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и выдаче соответствующей выписки из решения жилищно- бытовой комиссии, не подлежат удовлетворению.
Что касается требования Сучкова П.В. о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в сумме <***> рублей и по оплате государственной пошлины в сумме <***> рублей суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <***> рублей, несение которых подтверждается чеком ордером ОАО Сбербанк России от 20.05.2015 г.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся в том числе и расходы на оплату услуг представителя (п.4 ст.94 ГПК РФ).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом Сучковым П.В. подтверждаются договором об оказании юридической помощи от 22.05.2015 г., а также имеющимися в материалах дела квитанциями № серии «<***>» от 20.05.2015г. на сумму <***> рублей за оформление искового заявления в суд и № серии «<***>» от 20.05.2015 г. на сумму <***> рублейза представительство адвоката в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, подлежащей применению при возмещении расходов на оплату услуг представителя, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу названной нормы разумные пределы являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе.
В силу вышеуказанных требований закона, суд считает, что расходы по оплате услуг представителя подлежат возмещению Сучкову П.В. фактически понесшему по делу расходы, в полном объеме, в сумме <***> рублей, поскольку данную сумму с учетом характера и сложности спора, обоснованности заявленных требований, суд считает разумной и соразмерной объему работы, потребовавшемуся для составления искового заявления, сбора документов приложенных к указанному заявлению, как доказательств, обосновывающих заявленные исковые требования,количества судебных заседаний (3).
При этом, суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 г. N 361-О-О и от 17.07.2007 г. N 382-О-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Ответчик - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской областине представил суду доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов, в сумме <***> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сучкова Павла Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» о признаниинезаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, восстановлении нарушенного права и взыскании судебных расходов, - удовлетворить частично.
Признать отказ жилищно-бытовой комиссии Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» от 04 марта 2015 года, в постановке на учёт Сучкова Павла Владимировича в качестве нуждающегося в получении жилого помещения – незаконным, в части ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ.
Обязать жилищно-бытовую комиссию Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» рассмотреть по существу рапорт Сучкова Павла Владимировича от 04 февраля 2015 года о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» в пользу Сучкова Павла Владимировича понесённые судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме <***> рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме <***> рублей, а всего в сумме <***> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Баженова Е.В.
В окончательной форме решение принято 14 сентября 2015 года.