Решение по делу № 2-468/2012 ~ М-430/2012 от 23.11.2012

Дело № 2-468/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Першиной Л.И.,

с участием прокурора Скворцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 03 декабря 2012 года заявление прокурора Усть-Куломского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Нижний Воч»,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд к администрации СП «Нижний Воч» с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, о признании незаконным бездействия в части не утверждения отчета об исполнении бюджета за <данные изъяты>, а также в части не опубликования сведений за <данные изъяты> о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. С целью устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию сельского поселения утвердить указанные отчеты и официально опубликовать указанные сведения.

В обоснование заявления прокурор указал, что в результате проведенной проверки исполнения требований бюджетного законодательства в деятельности указанного органа местного самоуправления выявлены указанные нарушения. Несоблюдение органом местного самоуправления принципа прозрачности бюджетной системы создает препятствия для реализации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, создает предпосылки для коррумпированных проявлений в действиях должностных лиц, создающих условия «закрытости» для населения информации о ходе исполнения бюджета.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Глава сельского поселения «Нижний Воч» - руководитель администрации ФИО1 доводы заявления в целом признал, пояснив, что запрашиваемые прокурором сведения размещены на информационном стенде в здании администрации сельского поселения и официальном сайте муниципального образования.

Заслушав доводы стороны, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Согласно частям 3 и 4 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

Согласно части 6 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Статьей 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации провозглашен принцип прозрачности (открытости) бюджета, который, в том числе, означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий представительный орган и созданный им орган муниципального финансового контроля (часть 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Разъяснения, данные в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» позволяют уяснить смысл понятия официального опубликования правового акта, под которым понимается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Согласно пункту 2 статьи 43 Устава муниципального образования СП «Нижний Воч» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации и обнародование (пункт 5 статьи 43 Устава).

Таким образом, самим муниципальным образованием официальное опубликование муниципального правового акта сведено к совершению двух обязательных действий - публикации полного текста муниципального правового акта в печатном средстве массовой информации и его обнародовании в формах, определенных пунктом 6 статьи 43 Устава МО СП «Нижний Воч». Таким образом, пункт 6 статьи 43 Устава регламентирует только формы обнародования муниципальных актов, т.е. второго из двух обязательных действий муниципального образования по опубликованию муниципальных правовых актов. Указанная норма корреспондирует пункту 8 статьи 43 Устава, согласно которой определены разные действия главы поселения, необходимые для официального опубликования муниципального акта и отдельно для его обнародования.

Поэтому доводы главы поселения - руководителя администрации о том, что обязанность по официальному опубликованию запрашиваемых прокурором сведений была выполнена, поскольку эти сведения размещены на информационном стенде администрации сельского поселения, судом признаются необоснованными.

Упомянутая в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 возможность признания рассматриваемого случая исключительным, позволяющим публичному образованию не публиковать полный текст муниципального правового акта в печатном издании, судом не установлена. Препятствий для обращения публичного образования в периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование правовых актов публичного образования, не названо и судом не установлено. В учредительных документах официальное опубликование муниципального правового акта предполагаются в виде совершения двух обязательных действий, одно из которых (публикация полного текста муниципального правового акта в печатном средстве массовой информации) администрацией поселения не совершено. Правовое положение информационного стенда администрации поселения как средства официального опубликования правовых актов муниципального образования, не определено. Администрацией поселения не представлено доказательств тому, что информационный стенд расположен в видном и доступном месте, что располагаемые на нем документы представлены в полном объеме и на достаточное для ознакомления граждан время. При таких обстоятельствах, оснований для вывода о том, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, у суда не имеется.

Доводы администрации сельского поселения о том, что запрашиваемые прокурором сведения размещены на информационном ресурсе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а значит официально опубликованы, также несостоятельны, поскольку принятые муниципальным образованием учредительные документы эту форму обеспечения возможности ознакомления населения с муниципальными актами определяет как обнародование, и не исключает обязанности публикации полного текста муниципального правового акта в печатном средстве массовой информации. Такая правовая позиция соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства отчет об исполнении местного бюджета за <данные изъяты> местной администрацией не утверждался, ежеквартальные сведения за указанный период времени о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание администрацией сельского поселения официально не публиковались, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по исполнению требований федерального законодательства. Представленное суду решение Совета СП «Нижний Воч» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении отчета об исполнении бюджета за 9 ДД.ММ.ГГГГ года, судом принято быть не может, поскольку согласно части 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, такие отчеты утверждаются администрацией поселения (исполнительно-распорядительным органом), а не Советом поселения (представительным органом муниципального образования).

Несоблюдение органом местного самоуправления принципа прозрачности бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений в действиях должностных лиц в условиях «закрытости» для населения информации о ходе исполнения бюджета, о количестве муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 24 и 39 Устава МО СП «Нижний Воч» в структуру органов местного самоуправления поселения входит администрация сельского поселения как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Администрация сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом. Руководит администрацией поселения его глава, который является руководителем администрации.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков. Поэтому администрация сельского поселения подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Усть-Куломского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Нижний Воч», признать обоснованным.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Нижний Воч» в части не утверждения отчета об исполнении бюджета за <данные изъяты>, а также в части не опубликования сведений за <данные изъяты> о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Нижний Воч» в течение <данные изъяты>) дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить отчет об исполнении бюджета за <данные изъяты>.

Обязать администрацию сельского поселения «Нижний Воч» в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу официально опубликовать сведения за <данные изъяты> о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 04 декабря 2012 г. в Усть-Куломском районном суде.

2-468/2012 ~ М-430/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор района в интересах неопределенного круга лиц
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Попов В.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
23.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2012Передача материалов судье
26.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2012Судебное заседание
14.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее