Судья: Купцова Г.В. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Мадатовой Н.А.,
судей Хапаевой С.Б., Медзельца Д.В.,
при секретаре Шолгиной Н.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2018 года частную жалобу Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> на определение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> о прекращении производства по делу.
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> Бурцевой А.И.,
установила:
Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> обратился в суд с иском к Ковалеву В.В. об обязании освободить участок лесного фонда в квартале 73 выдела 49 Туровского участкового лесничества общей площадью 613 кв.м. в соответствующих координатах, путем демонтажа части металлического ограждения протяженностью 63,86 м. по точкам 1-2-3 протяженностью 20.35 м. и от точки 3 до точки 4.
В судебном заседании ответчиком Ковалевым В.В. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> не является органом, уполномоченным осуществлять защиту имущественных прав Российской Федерации в области лесных отношения, правом на обращение с настоящим иском не обладает.
Представитель истца Мыльников О.Н. возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Третьи лица заявленное ходатайство поддержали.
Определением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> ходатайство удовлетворено, производство по делу прекращено.
В частной жалобе Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> ставит вопрос об отмене определения суда как незаконного и необоснованного.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения по следующим основаниям.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 134, 220 ГПК РФ, Положением о Комитете лесного хозяйства <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Правительства МО от <данные изъяты> <данные изъяты>, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, ст. 8 ЛК РФ, пришел к выводу, что требования направлены в защиту интересов собственника имущества – Российской Федерации, но в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации, такими полномочиями обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст. 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены главой 9 ЛК РФ.
Согласно п. 6 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ст. 96 ЛК РФ).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
В соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 115-ПГ "О структуре <данные изъяты>, исполнительных органов государственной власти <данные изъяты> и подведомственности государственных органов <данные изъяты>" образован Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> (с <данные изъяты>).
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 863/22, Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, которое также наделяет должностных лиц органов исполнительной власти и государственных учреждений правом обращения в суд.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <данные изъяты> N 97 утвержден перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в числе которых Комитет лесного хозяйства <данные изъяты>.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> выступает от имени субъекта Российской Федерации и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений на территории <данные изъяты> по осуществлению лесного надзора. Соответственно, наделен правом обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации в целях устранения нарушения лесного законодательства, с чем и связаны заявленные требования по настоящему делу.
С учетом изложенного, обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, в силу ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, ходатайство Ковалева В.В. – отклонению, а дело возвращению в суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, разрешить вопрос по существу.
Отказать в удовлетворении ходатайства Ковалева В.В. о прекращении производства по делу.
Дело по иску Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи