Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-36741/2018 от 23.11.2018

Судья: Купцова Г.В.              дело <данные изъяты>

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Мадатовой Н.А.,

судей Хапаевой С.Б., Медзельца Д.В.,

при секретаре Шолгиной Н.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2018 года частную жалобу Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> на определение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> о прекращении производства по делу.

Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,

объяснения представителя Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> Бурцевой А.И.,

установила:

Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> обратился в суд с иском к Ковалеву В.В. об обязании освободить участок лесного фонда в квартале 73 выдела 49 Туровского участкового лесничества общей площадью 613 кв.м. в соответствующих координатах, путем демонтажа части металлического ограждения протяженностью 63,86 м. по точкам 1-2-3 протяженностью 20.35 м. и от точки 3 до точки 4.

В судебном заседании ответчиком Ковалевым В.В. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> не является органом, уполномоченным осуществлять защиту имущественных прав Российской Федерации в области лесных отношения, правом на обращение с настоящим иском не обладает.

Представитель истца Мыльников О.Н. возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

Третьи лица заявленное ходатайство поддержали.

Определением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> ходатайство удовлетворено, производство по делу прекращено.

В частной жалобе Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> ставит вопрос об отмене определения суда как незаконного и необоснованного.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения по следующим основаниям.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 134, 220 ГПК РФ, Положением о Комитете лесного хозяйства <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Правительства МО от <данные изъяты> <данные изъяты>, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, ст. 8 ЛК РФ, пришел к выводу, что требования направлены в защиту интересов собственника имущества – Российской Федерации, но в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации, такими полномочиями обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ст. 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены главой 9 ЛК РФ.

Согласно п. 6 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ст. 96 ЛК РФ).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.

В соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 115-ПГ "О структуре <данные изъяты>, исполнительных органов государственной власти <данные изъяты> и подведомственности государственных органов <данные изъяты>" образован Комитет лесного хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>).

Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 863/22, Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.

Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, которое также наделяет должностных лиц органов исполнительной власти и государственных учреждений правом обращения в суд.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <данные изъяты> N 97 утвержден перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в числе которых Комитет лесного хозяйства <данные изъяты>.

Таким образом, Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> выступает от имени субъекта Российской Федерации и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений на территории <данные изъяты> по осуществлению лесного надзора. Соответственно, наделен правом обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации в целях устранения нарушения лесного законодательства, с чем и связаны заявленные требования по настоящему делу.

С учетом изложенного, обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, в силу ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, ходатайство Ковалева В.В. – отклонению, а дело возвращению в суд для рассмотрения по существу.

Руководствуясь ст.ст. 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, разрешить вопрос по существу.

Отказать в удовлетворении ходатайства Ковалева В.В. о прекращении производства по делу.

Дело по иску Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи

33-36741/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчики
Ковалев В.В.
Другие
Ковалева Ю.В.
Администрация Серпуховского муниципального района
Администрация сельского поселения Данковское
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
28.11.2018[Гр.] Судебное заседание
30.11.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее