Дело № 2-25/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2016 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Королевой К.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
истца ФИО2,
при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности предоставить жилое помещение и заключить договор найма на предоставленное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным иском, указав в нем, что по результатам проведенной проверки установлено, что ФИО2 до достижения ею 18-летнего возраста относилась к детям, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать была ограничена в родительских правах, последствии была лишена родительских прав, отец юридически отсутствует, вследствие чего ФИО2 была передана под опеку. Постановлением главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, но и по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено. Прокурор просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом на территории городского округа <адрес>, для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2, возложить на государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» обязанность по подготовке договора найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО2, возложить на Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2 в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения и подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 и истец ФИО2 настаивали на удовлетворении иска, ссылались на доводы, изложенные в нем.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Из представленного письменного отзыва следует, что на основании приказа начальника Управления социальной политики по городу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО6 лишена родительских прав, отец юридически отсутствует, вследствие чего, действуя в интересах ФИО2, поддерживают требования прокурора <адрес>.
Представитель ответчика – Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание также не явился, о времени и месте проведения судебного слушания был извещен надлежащим образом. Согласно представленному письменному отзыву просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, также указывают, что в соответствии с Порядком обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Министерство в предоставлении жилья указанной категории лиц не участвует, так как оно определено в качестве уполномоченного органа по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот, по ведению Реестра государственного имущества <адрес>, а также управлению данными жилыми помещениями, относящимися к государственной казне <адрес>.
Представитель ответчика – Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом. Согласно представленному письменному отзыву просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, также указав, что в данном случае нарушений прав ФИО2 не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещение возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО5, а также ФИО7, рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к следующим выводам.
В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
На основании ст., ст. 16, 17 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года, которой определяется законодательство государств, признающих верховенство данной Конвенции, к которым относится и ФИО1, гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье, а также в зависимость от ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами, как и в зависимость от иных обстоятельств, которые влияют на исполнение требований законодательства в нарушение прав ребенка.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Так, из материалов гражданского дела следует, что на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения передана под опеку ФИО8, так как мать ФИО6 на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует. При этом, за несовершеннолетней ФИО2 какое-либо жилое помещение не закреплялось, на опекуна возложена обязанность осуществить постановку несовершеннолетней на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Исходя из этого, истец ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом также установлено, что постановлением главы городского округа Карпинск № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан. Приказом начальника Управления социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
При этом, согласно уведомлениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и отделом «<адрес> технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО2 отсутствуют.
В соответствии со справкой Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения <адрес> «<адрес>» ФИО2 является студентом 1 курса очной формы обучения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались, что свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца ФИО2 жилого помещения для проживания.
Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Так, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям - сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям - сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).
В силу п. 9 указанного Порядка на управления социальной политики возложена обязанность обеспечить подписание договоров детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения и возвратить подписанные договоры в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты их подписания.
Так, ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО2 права на предоставление ей жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ей жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО2 в настоящее время не имеет законных прав на жилое помещение, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечена, хотя в силу закона ей принадлежит такое право.
Давая оценку доводам ответчика Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» о нарушении прав иных лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, то суд находит их несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Согласно действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования предоставления такой категории граждан жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал на очередь, как это было предусмотрено статьями 52, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этом случае, согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, подлежащими удовлетворению, так как право лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.
При этом, ФИО2 после окончания ею учебного учреждения подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением Главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 кв.м общей площади.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Тем самым ответчики, являясь государственными органами <адрес>, освобождены от уплаты государственной пошлины и с них не может быть взыскана государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░.