Дело № 2-169/2015
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой О.В., при секретаре судебного заседания Бузыревой Г.С., с участием старшего помощника прокурора Дворянинова Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной <данные изъяты> д. Заречная Мокшанского района Пензенской области,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района 12.03.2015 была проведена проверка соблюдения на территории администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 указанных правил, <данные изъяты> д. Заречная организована несанкционированная свалка бытовых отходов размером <данные изъяты> (пластик, полиэтилен, стеклянные и пластиковые бутылки, мусор, консервные банки). Таким образом, на территории администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не организована система рационального сбора, удаления, надежного обезвреживания бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2 СанПиН № 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» и п. 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999. Органами местного самоуправления – администрацией Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а именно право на благоприятную окружающую среду. Администрация Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не принимают действенных мер к содержанию мест складирования бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неприятии действенных мер по содержанию территории Юровского сельсовета Мокшанского района, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов, расположенной <данные изъяты> д. Заречная; обязать администрацию Юровского сельсовета Мокшанского района организовать выполнение работ по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мокшанского района Дворянинов Я.Ю. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме.
Администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть без участия ее представителя, требования прокурора признает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий, населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, в <данные изъяты> д. Заречная Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области организована несанкционированная свалка бытовых отходов размером <данные изъяты> (пластик, полиэтилен, стеклянные и пластиковые бутылки, мусор, консервные банки).
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрацией Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области суду не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки.
Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации свидетельствует о бездействии со стороны администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Юровского сельсовета Мокшанского района граждан.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной <данные изъяты> д. Заречная Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 28 апреля 2015 года организовать выполнение работ по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной <данные изъяты> д. Заречная Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.