РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2014 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием представителя ответчика Безродного Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Краевому государственному казенному учреждению «Лесосибирский отдел ветеринарии» Красноярского края о возложении обязанности провести обучение специалиста по обращению с опасными отходами, назначить лицо, ответственное за допуск к работе с опасными отходами, организовать учет образующихся отходов, произвести поквартально расчет платежей, произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилась в суд с иском о возложении на Краевое государственное казенное учреждение «Лесосибирский отдел ветеринарии» Красноярского края обязанности в двухмесячный срок провести обучение специалиста по обращению с опасными отходами; назначить лицо, ответственное за допуск к работе с опасными отходами, данному лицу пройти профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами; организовать учет образующихся на предприятии отходов; произвести поквартально расчет платежей за 2012 год, за 1 и 2 квартал 2013 года за негативное воздействие на окружающую среду, произвести согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчетов платежей, произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Свои требования мотивируют тем, что Краевое государственное казенное учреждение «Лесосибирский отдел ветеринарии» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 07.02.2011.
Объект учреждения находится на двух промышленных площадках, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>.
На промышленной площадке по <адрес> расположено нежилое здание общей площадью 320.3 кв.м, переданное в оперативное управление Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №). Также в постоянном (бессрочном) пользовании (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №) находится земельный участок общей площадью 1127 кв.м.
На промышленной площадке в <адрес> расположено нежилое здание общей площадью 97,5 кв,5 кв.м. принадлежит Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска. Здание предоставлено на условиях договора безвозмездного пользования (соглашение о внесении изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от 06.09.2010. срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2013).
На предприятии работает 26 человек (штатное расписание приложение № 9).
Основной вид деятельности Предприятия: оказание ветеринарных услуг (предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, проведение лабораторных исследований, направленных на профилактику болезней животных).
По результатам проверки составлен Акт № 3-Л от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что предприятие не имеет разрешительных документов на право осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Передвижные источники загрязнения атмосферы представлены единицами техники в виде легковых автомобилей в количестве 2 штук: УАЗ-31512 и ГАЗ-3102. Контроль токсичности и дымности в отработанных газах двигателей автомобилей осуществлялся в период технического осмотра. Расходы ГСМ за 2012 год составил: бензин - 3.92 т.
На Предприятие отсутствует утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООРЛ). отсутствует разрешение (лимиты) на размещение отходов производства и потребления (нарушение статьи 11 и статьи 18 Закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Ответственного за природоохранную деятельность на Предприятие нет. Паспорта отходов не оформлены. В результате деятельности Предприятия возможно образование отходов производства и потребления всех классов опасности (1-5 класс опасности). Наименование отходов:
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержашие трубки отработанные и бракованные (353 301 00 13 01 1);
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (912 004 00-01 00 4);
- отходы хлопчатобумажные одноразовые обеззараженные медицинских учреждений (971025 00 13 014);
- мусор от уборки территории учреждения (990 000 00 01 00 4);
- резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства (575 001 01 13 00 5);
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (187 103 00 01 00 5).
На момент проведения обследования объектов Предприятия установлено, что отработанные ртутьсодержащие лампы в заводской упаковке временно накапливаются в картонной коробке (вместимостью до 40 ламп), установленном в помещении холодного склада. Договор на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп не представлен. На момент обследования данных отходов нет.
Для сбора и временного накопления мусора от уборки территории Предприятия используется установленный на асфальтобетонном основании стандартный металлический контейнер (вместимостью 0.75 м""). Отходы вывозятся на полигон твердых бытовых отходов г. Лесосибирска по договору с ООО «Чистый город». Журнал учета отходов не ведется. Отсутствует учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц. а также размещенных отходов (п.1 ст.19 Закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Обследованием в учреждении установлены следующие нарушения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- не проведена инвентаризация мест размещения, хранения и захоронения отходов;
- не разработан и не утвержден в установленном порядке проект нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение;
- не разработаны паспорта опасных отходов;
- в учреждении отсутствует специалист, прошедший обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- не назначено ответственное лицо по работе с отходами производства и потребления;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду производится с нарушением установленных сроков оплаты.
Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее - Методическое пособие).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 части 1 Методического пособия инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Согласно подпункта 2 пункта 1.1 части 1 Методического пособия при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа: источники с организованным выбросом; источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы.
В соответствии с основными понятиями, используемыми в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 30 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
- I класс - чрезвычайно опасные отходы;
- II класс - высокоопасные отходы;
- III класс - умеренно опасные отходы;
- IV класс - малоопасные отходы;
- V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены -следующие основные понятия:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов.
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на отходы 1 - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов U- IV класса опасности составляется на основании, данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно Порядку предназначенному для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3), паспортизация опасных отходов осуществляется Ростехнадзором на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 2.3); деятельность по паспортизации опасных отходов включает, в том числе подготовку заявителями сведений об отходах, и завершается согласованием паспортов опасных отходов (пункта 2.4).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Такой порядок утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, "использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
В соответствии с п. 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Согласно п.п. 4. 5 Порядка отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Таким образом, обследованием установлено, что Краевое государственное казенное учреждение «Лесосибирский отдел ветеринарии» района Красноярского края не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не оформлены и не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности.
В учреждении отсутствует ответственное лицо за сбор, сдачу отходов производства и потребления. Учет образующихся в учреждении отходов не ведется.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов представляется не предоставляется.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не производятся.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» по доверенности Безродный Д.А. с заявленными требованиями согласился, пояснив, что на сегодняшний день почти все нарушения устранены, не произведена только оплата за негативное воздействие на окружающую среду.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Статьей 14 указанного закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу требований ст. 19 закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» предусмотрено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Согласно Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Минприроды России от 02 декабря 2002 г. № 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) от 15 августа 2007 г. № 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов. Согласно Порядку, предназначенному для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3), паспортизация опасных отходов осуществляется Ростехнадзором на основании информации, предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (пункт 2.3); деятельность по паспортизации опасных отходов включает, в том числе подготовку заявителями сведений об отходах, и завершается согласованием паспортов опасных отходов (пункт 2.4).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Пунктом 1 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 г. № 30, установлено, что порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок) устанавливает требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее - Отчетность).
Согласно пунктов 3-5 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В судебном заседании установлено, что КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» находится на двух промышленных площадках, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>.
На промышленной площадке по <адрес> расположено нежилое здание общей площадью 320.3 кв.м, переданное в оперативное управление Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №). Также в постоянном (бессрочном) пользовании (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №) находится земельный участок общей площадью 1127 кв.м.
На промышленной площадке <адрес> расположено нежилое здание общей площадью 97,5 кв,5 кв.м. принадлежит Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска. Здание предоставлено на условиях договора безвозмездного пользования (соглашение о внесении изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ г., срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.).
Основной вид деятельности учреждения: оказание ветеринарных услуг (предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, проведение лабораторных исследований, направленных на профилактику болезней животных).
ДД.ММ.ГГГГ в учреждении проведено экологическое обследование, в результате которого были выявлены нарушения природоохранного законодательства: учреждение не имеет разрешительных документов на право осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; отсутствует утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. отсутствует разрешение (лимиты) на размещение отходов производства и потребления; не разработаны паспорта опасных отходов; в учреждении отсутствует специалист, прошедший обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами; не назначено ответственное лицо по работе с отходами производства и потребления; плата за негативное воздействие на окружающую среду производится с нарушением установленных сроков оплаты (л.д. 13-18).
В настоящее время в учреждении приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначено лицо, ответственное за работу с отходами производства и потребления – начальник хозяйственного отдела ФИО3, который прошел обучение в филиале «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» по программе: «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами»; ведется Журнал учета твердых бытовых отходов.
В связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок провести обучение специалиста по обращению с опасными отходами; назначить лицо, ответственное за допуск к работе с опасными отходами, данному лицу пройти профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами; организовать учет образующихся на предприятии отходов не подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения настоящего иска данные требования ответчиком добровольно исполнены.
Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, за 1 и 2 кварталы 2013 г. произведен, но оплата до настоящего времени не произведена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Лесосибирский отдел ветеринарии» Красноярского края произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, 1 и 2 кварталы 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2014 года