№2-833/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года г. Свободный
Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,
при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей ЗАТО Циолковский Амурской области к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский
у с т а н о в и л:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц – жителей ЗАТО Циолковский Амурской области обратился с исковым заявлением к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области, в котором просит возложить на администрацию закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский в точках с географическими координатами:
--
--
--
--
Свои требования мотивирует следующим.
Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Министерства природных ресурсов Амурской области проведена проверка исполнения администрацией ЗАТО Циолковский законодательства в области обращения с отходами, в ходе которой выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов в виде свалок и непринятие мер по их ликвидации. Такие свалки расположены на территории, на которой земельные участки не сформированы, в точках с географическими координатами:
--
--
--
--
Наличие несанкционированной свалки отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.
-- Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор внес представление по фактам непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов. Вместе с тем, из ответа на акт прокурорского реагирования от -- -- следует, что последствия загрязнения территории, указанных в представлении, отходами, не устранены, в связи с чем, истец обратился с данным требованием в судебном порядке
В ходе рассмотрения дела Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор уточнил исковые требования, отказался в части исковых требований о ликвидировании свалки отходов, находящейся в точке с географическими координатами -- На остальных исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Ивкова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что земельный участок в точке --, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, согласно выписке из ЕГРП право собственности Российская Федерация, обременение в пользу ФКП «Дирекция космодрома «Восточный»» - договор безвозмездного пользования. Земельные участки в точках --, --, --, на которых расположены места несанкционированного размещения отходов, находятся в границах населенного пункта г. Циолковский.
Администрация ЗАТО Циолковский возражений относительно данных земельных участков не имеет. Несанкционированные свалки отходов в точках --, --, -- будут ликвидированы, однако для этого может понадобиться больший промежуток времени чем один месяц, так как необходимо рассчитать предполагаемые затраты на уборку территорий и заложить лимиты в местный бюджет ЗАТО Циолковский, в связи с тем, что данные расходы не были заложены в местный бюджет ЗАТО Циолковский в декабре 2017 года при формировании бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы.
В связи с вышеизложенным, просили в части ликвидации несанкционированной свалки отходов в точке -- отказать, установить трехмесячный срок для ликвидации несанкционированных свалок отходов в точках -- со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией ЗАТО Циолковский законодательства в области обращения с отходами, в ходе которой установлено, что несоответствие мест накопления отходов приведенным требованиям СанПиН свидетельствуют о несанкционированном складировании таких отходов.
Так, на органы местного самоуправления городских округов возлагаются определенные полномочия в области обращения с отходами. В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом № 89-ФЗ, как указано в преамбуле, определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях
предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. В частности, положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом из содержания Закона Амурской области от 10.05.2016 № 679-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» не следует, что органы государственной власти области уполномочены осуществлять очистку территории муниципальных образований от отходов, соответственно, решение данных вопросов отнесено к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Реализация полномочий в области обращения с отходами напрямую влияет на соблюдение права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Названное право гарантировано выполнением, в том числе установленной пунктом 1 статьи 22 данного Федерального закона обязанности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одними из таких санитарных правил являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР
--. Пунктом 1.2 этих Санитарных правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета, и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что администрацией ЗАТО Циолковский полномочия в области обращения с отходами реализованы ненадлежащим образом, выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов в виде свалок и непринятие мер по их ликвидации. Такие свалки расположены на территории, на которой земельные участки не сформированы, в точках с географическими координатами:
--
--
--
Кроме того, в системе действующего правового регулирования вопрос о вложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
В связи с тем, что территория ЗАТО Циолковский, на которой выявлено нахождение несанкционированных свалок отходов, не имеет правообладателей, земельные участки на ней не сформированы, то обязанность по ликвидации таких свалок должна быть исполнена исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления данного муниципального образования.
В материалах дела имеется представление от -- Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора по фактам непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов. Из ответа на акт прокурорского реагирования от -- -- следует, что последствия загрязнения территории, указанных в представлении, отходами, не устранены.
В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Наличие несанкционированной свалки отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения. В частности, загрязнение территории муниципального образования рассматривается Роспотребнадзором в качестве обстоятельства, создающего санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний), что отражено в постановлениях Главного государственного царственного санитарного врача РФ от -- --, -- --, -- --.
В качестве одного из принципов государственной политики в области обращения с отходами Федеральный закон № 89-ФЗ называет охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния загружающей среды (абз. 2 ч. 1 ст. 3). В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путем ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Таким образом, исковые требования об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский, в точках с географическими координатами:
--
--
--
подлежат удовлетворению.
Рассматривая заявление истца об отказе от заявленных требований Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский в точке с географическими координатами --, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в данной части.
В соответствии со ст. 220 п.4 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поступивший отказ истца от заявленного требования в части, является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и принимается судом, в соответствии с п.4 ст. 220 ГПК РФ производство следует прекратить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей ЗАТО Циолковский Амурской области к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский, удовлетворить.
Возложить на администрацию закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский, в точках с географическими координатами:
--
--
--
Производство по гражданскому делу по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей ЗАТО Циолковский Амурской области к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории ЗАТО Циолковский в точке с географическими --, прекратить в связи с отказом истца от иска.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова