Решение по делу № 2-181/2012 ~ М-115/2012 от 14.02.2012

Дело № 2-181/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Мишариной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

14 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой Виктории Николаевны к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма

установил:

Попова В.Н. обратилась в суд к АМО МР «Прилузский» с иском об обязании в срок до 01 апреля 2012 года предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м. Заявленные требования мотивированы тем, что истец, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, На основании приказа Агентства РК по социальному развитию от 08.09.2009 года № 1362 была поставлена в очередь на получение жилого помещения государственного жилищного фонда по<адрес>. В связи с изменением в действующего законодательства постановлением администрации МР «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда РК до ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>. Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Поповой не предоставлено; в настоящее время истец вынуждена проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании Попова В.Н. не присутствует, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще. До начала судебного заседания направила в суд заявления, в которых просит дело рассмотреть в ее отсутствие, указав, что на исковых требованиях настаивает, при этом уточняя их в части обязания АМО МР «Прилузский» в срок до 01 июля 2012 года предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма.

Представитель ответчика, АМО МР «Прилузский» в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, направлено заявление о рассмотрении дела без их участия. При этом в представленном суду письменном отзыве указывает, что Попова В.Н., относясь к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью 33 кв.м.; в части срока предоставления жилого помещения истцу, просит его увеличить до 01 сентября 2012 года.

Суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев гражданское дело , суд приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и жилищных.

В ходе судебного заседания установлено, что Попова Виктория Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ у родителей ФИО2 и ФИО10, что подтверждается копией свидетельства о рождении , выданным бюро ЗАГС <адрес> г.ФИО3.

Решением Прилузского федерального районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ Попова А.А. лишена родительских прав в соотношении дочери Виктории, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Отец истца - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем загсом <адрес> РК (<адрес>) составлена актовая запись о смерти .

Постановлением главы администрации МО «Эжвинский район» г. Сыктывкара от ДД.ММ.ГГГГ Поповой А.А. разрешен обмен неприватизированной квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес>, <адрес>4, в которой прописаны несовершеннолетние дети, в т.ч. Попова В.Н. на трехкомнатную приватизированную <адрес>, в <адрес>.

Вышеуказанная квартира закреплена за Поповой В.Н. (постановление главы администрации Летского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ).

Из справки администрации СП «Часово» установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Решением государственной аттестационной комиссии ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» от ДД.ММ.ГГГГ Поповой В.Н. присвоена квалификация «продавец, контролер-кассир» по профессии продавец продовольственных товаров - 4 разряда; контролер-кассир – 4 разряда, в чем выдан диплом , копия которого имеется в материалах дела.

Согласно решения Агентства РК по социальному развитию (выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ), Попова В.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК.

Между тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

Согласно материалов дела, имея регистрацию по адресу: <адрес>, в настоящее время Попова В.Н. проживает по адресу: <адрес>.

По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права истца на недвижимое имущество не зарегистрированы, какого-либо жилья в собственности Поповой не числится.

При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию сторон, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьёй 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, соответственно являются расходными обязательствами РФ.

В силу пункта 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно пункту 2 указанной статьи, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 3 этой статьи определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Статьёй 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" установлены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма.

Согласно пункту 9 указанной статьи (в редакции действовавшей до 1 января 2011 года), право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 1 января 2011 года данный пункт исключён Законом Республики Коми от 13 декабря 2010 года № 141-РЗ.

Частью 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", определено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 указанного Закона категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 указанной статьи, жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина; 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек.

Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путём предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьёй 3 установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления:

1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения;

2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;

3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми пункт 1 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1). Пункт 2 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ был признан соответствующим Конституции РФ.

Между тем, как следует из постановления и.о. руководителя администрации МР «Прилузский» от 22 апреля 2011 года № 548 «О включении граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», начиная с ДД.ММ.ГГГГ Попова В.Н. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда РК до ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>.

Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Попова В.Н. имеет право на получение жилья, на семью, состоящую из одного человека, не менее 33 кв.м. общей площади.

При этом довод истца о том, что жилое помещение должно быть предоставлено ей с учетом членов семьи (сына Попова К.И., ДД.ММ.ГГГГ) отклонен судом как несостоятельный, в силу следующего.

Заявленные требования истец мотивирует нарушением ее прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Как указывалось выше, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям сиротам исходит и ст. 57 ЖК РФ и положения Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Наличие у истца на иждивении малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

Таким образом, учитывая, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК прошло значительное время, однако жилое помещение Поповой так и не было не предоставлено,по мнению суда, срок, испрашиваемый истцом для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора, является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

Соответственно, суд считает необходимым заявленные истцом требования удовлетворить и обязать АМО МР «Прилузский» в срок до 01 июля 2012 года предоставить Поповой В.Н. вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Поповой Виктории Николаевны к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в срок до 01 июля 2012 года предоставить Поповой Виктории Николаевне вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

2-181/2012 ~ М-115/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Виктория Николаевна
Ответчики
АМР "Прилузский"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Шишелова Т.Л.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
14.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2012Передача материалов судье
14.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2012Судебное заседание
15.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2013Дело оформлено
06.02.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее