Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3930/2019 ~ М-3315/2019 от 08.07.2019

Дело №2а-3930/19                                                                                                                Строка 3.048

УИД №36RS0004-01-2019-003898-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.09.2019 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по ордеру от 17.09.2019 года и по доверенности от 21.03.2019 года Сарычева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Булатова Шовката Шакуровича к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконными действий связанных с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Булатов Шовкат Шакурович обратился в суд с административным иском к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконными действий связанных с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной квартиры.

В иске указано, что Булатов Ш.Ш. проходил военную службу в должности командира отделения комендантской роты войсковой части 51532.

Первый контракт о прохождении военной службы заключен до 1 января 1998 года. Выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет более 20 лет.

Приказом командира войсковой части 51532 (по личному составу) от 24 мая 2010 года №31 административный истец был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Приказом командующего войсками южного военного округа (по строевой части) от 15 октября 2013 года №178-кс истец с 30 сентября 2013 года был исключен из списков личного состава войсковой части 51532 и направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК Краснодарского края по городу Горячий Ключ.

В период прохождения военной службы по контракту административному истцу совместно с супругой, Булатовой Екатериной Станиславовной и двумя дочерьми: ФИО4 и ФИО5 на основании договора краткосрочного найма была предоставлена служебная однокомнатная <адрес>.

27 августа 2001 года брак между административным истцом и его супругой расторгнут, после чего 02 декабря 2004 года истец освободил вышеуказанное жилое помещение и снялся с регистрационного учета.

Поскольку брак между истцом и Булатовой Е.С. был расторгнут, то последняя по смыслу ч.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» утратила статус члена семьи административного истца как военнослужащего, на которую распространяются соответствующие такому статусу социальные гарантии и компенсации.

В настоящее время административный истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

29 мая 2019 года истец обратился к начальнику 2 отдела (г.Воронежа) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о выдаче справки о сдаче вышеуказанного служебного жилья (однокомнатной <адрес>).

Ответом от 03 июня 2019 года №01-11/1954 начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. административному истцу в выдаче справки отказано.

Основанием отказа является то обстоятельство, что истцом не представлены документы: акт приема-передачи служебного жилого помещения; акт технического состояния служебного жилого помещения; выписка из домовой книги сдаваемого жилья; выписка из финансово-лицевого счета (с информацией о закрытии лицевого счета и об отсутствии задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги).

Административный истец указывает, что данные действия являются незаконными, поскольку с момента его снятия с регистрационного учета в декабре 2004 года, он перестал являться нанимателем вышеуказанной служебной квартиры, в связи с чем, договор краткосрочного найма жилого помещения между истцом и уполномоченным на тот момент жилищным органом в лице Богучарской КЭЧ района в соответствии со ст.683 части второй ГК РФ прекратил свое действие и, соответственно, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанная квартира выбыла из собственности государства в результате действий истца, не имеется.

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 06 ноября 2018 года было прекращено право пользования истца, ФИО3, ФИО8 и ФИО4 вышеуказанной квартирой, истец и указанные граждане были выселены из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Как указывает административный истец, отказывая ему в выдаче справки о сдаче служебного помещения, административный ответчик нарушает его жилищные права, а именно препятствует истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как в соответствии с п.17 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобожденного жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу.

В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд и просит: признать незаконными действия начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., связанные с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес>; обязать начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес>.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру и по доверенности Сарычев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный истец, административный ответчик начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунов А.В., представитель административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

           С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 08.07.2019 года, в пределах трехмесячного срока с даты вынесения обжалуемого отказа, изложенного в ответе от 03.06.2019 года №01-11/1954

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Богучарского районного суда Воронежской области от 06.11.2018 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 05.03.2019 года, прекращено право пользования Булатова Шовкат Шакуровича, ФИО6, ФИО2, ФИО4, ФИО7 и ФИО8 квартирой по адресу: <адрес>

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 06.11.2018 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 05.03.2019 года установлено, что 31.10.1996 года на основании ордера №1193 ФИО2 и его семье было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Брак между Булатовым Ш.Ш. и ФИО15 расторгнут 27.08.2001 г. на основании решения Богучарского районного суда Воронежской области.

Согласно справке капитана войсковой части 51532 от ДД.ММ.ГГГГ старшина ФИО2 уволен приказом командира войсковой части 51532 (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 51532 и направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК <адрес> по городу Горячий Ключ.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно копии паспорта административный истец Булатов Ш.Ш. зарегистрирован по адресу: <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ.

29.05.2019 года истец обратился к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунову А.В. с заявлением о выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения – служебной однокомнатной <адрес> (л.д.9).

Письмом начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. за №01-11/1954 от 03.06.2019 года (л.д.10) Булатову Ш.Ш. сообщено, что правовых оснований для оформления справки о сдаче служебного жилого помещения не имеется, поскольку необходимые документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения, указанные в п.5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ №1133 от 12.07.2011 г., как военнослужащим, так и членами его семьи, в том числе бывшими, Булатовым Ш.Ш. не представлены. Также в письме указано, что для принятия решения об оформлении соответствующей справки документы запрошены в управляющей компании. По факту получения ответа, будет рассмотрен вопрос об оформлении справки.

Согласно ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Абзацем 12 п.1 ст.15 Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Приказом Министра обороны №1280 от 30.09.2010 г. утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Согласно п.17 указанной Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N10 к настоящей Инструкции.

Приказом Министра обороны РФ от 12.07.2011 г. №1133 утверждена инструкция о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений.

В силу указанной Инструкции справка о сдаче жилого помещения (далее именуется - справка) является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими (п.1)

Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции (п.3).

В соответствии с п.5 Инструкции уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 15 рабочих дней с даты получения от организаций, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, сведений о сдаче жилого помещения в целях оформления справки:

запрашивает у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет;

запрашивает в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом, административным истцом не представлено доказательств, в чем именно выражается незаконность отказа, изложенного в письме за №01-11/1954 от 03.06.2019 года, и какой нормативно-правовой акт и его отдельные положения в данном случае нарушил начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунов А.В., поскольку в письме за №01-11/1954 от 03.06.2019 года указано, что для принятия решения об оформлении соответствующей справки документы запрошены в управляющей компании. По факту получения ответа, будет рассмотрен вопрос об оформлении справки, как и не представлено доказательств невозможности со стороны административного истца получить необходимые для выдачи справки документы самостоятельно.

Кроме того, сам по себе факт направления административным ответчиком письма за №01-11/1954 от 03.06.2019 года, в котором говорится об отсутствии правовых оснований для оформления справки о сдаче служебного жилого помещения, не указывает о наличии для административного истца Булатова Ш.Ш. правовых последствий в виде нарушения его жилищных прав в будущем.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку действиями начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., направившего Булатову Ш.Ш. письмо №01-11/1954 от 03.06.2019 года, права и законные интересы административного истца, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Булатова Шовката Шакуровича о признании незаконными действия начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., связанные с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес> и обязании начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес> отказать.

       Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.09.2019 года

Дело №2а-3930/19                                                                                                                Строка 3.048

УИД №36RS0004-01-2019-003898-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.09.2019 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по ордеру от 17.09.2019 года и по доверенности от 21.03.2019 года Сарычева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Булатова Шовката Шакуровича к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконными действий связанных с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Булатов Шовкат Шакурович обратился в суд с административным иском к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконными действий связанных с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной квартиры.

В иске указано, что Булатов Ш.Ш. проходил военную службу в должности командира отделения комендантской роты войсковой части 51532.

Первый контракт о прохождении военной службы заключен до 1 января 1998 года. Выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет более 20 лет.

Приказом командира войсковой части 51532 (по личному составу) от 24 мая 2010 года №31 административный истец был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Приказом командующего войсками южного военного округа (по строевой части) от 15 октября 2013 года №178-кс истец с 30 сентября 2013 года был исключен из списков личного состава войсковой части 51532 и направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК Краснодарского края по городу Горячий Ключ.

В период прохождения военной службы по контракту административному истцу совместно с супругой, Булатовой Екатериной Станиславовной и двумя дочерьми: ФИО4 и ФИО5 на основании договора краткосрочного найма была предоставлена служебная однокомнатная <адрес>.

27 августа 2001 года брак между административным истцом и его супругой расторгнут, после чего 02 декабря 2004 года истец освободил вышеуказанное жилое помещение и снялся с регистрационного учета.

Поскольку брак между истцом и Булатовой Е.С. был расторгнут, то последняя по смыслу ч.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» утратила статус члена семьи административного истца как военнослужащего, на которую распространяются соответствующие такому статусу социальные гарантии и компенсации.

В настоящее время административный истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

29 мая 2019 года истец обратился к начальнику 2 отдела (г.Воронежа) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о выдаче справки о сдаче вышеуказанного служебного жилья (однокомнатной <адрес>).

Ответом от 03 июня 2019 года №01-11/1954 начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. административному истцу в выдаче справки отказано.

Основанием отказа является то обстоятельство, что истцом не представлены документы: акт приема-передачи служебного жилого помещения; акт технического состояния служебного жилого помещения; выписка из домовой книги сдаваемого жилья; выписка из финансово-лицевого счета (с информацией о закрытии лицевого счета и об отсутствии задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги).

Административный истец указывает, что данные действия являются незаконными, поскольку с момента его снятия с регистрационного учета в декабре 2004 года, он перестал являться нанимателем вышеуказанной служебной квартиры, в связи с чем, договор краткосрочного найма жилого помещения между истцом и уполномоченным на тот момент жилищным органом в лице Богучарской КЭЧ района в соответствии со ст.683 части второй ГК РФ прекратил свое действие и, соответственно, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанная квартира выбыла из собственности государства в результате действий истца, не имеется.

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 06 ноября 2018 года было прекращено право пользования истца, ФИО3, ФИО8 и ФИО4 вышеуказанной квартирой, истец и указанные граждане были выселены из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Как указывает административный истец, отказывая ему в выдаче справки о сдаче служебного помещения, административный ответчик нарушает его жилищные права, а именно препятствует истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как в соответствии с п.17 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобожденного жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу.

В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд и просит: признать незаконными действия начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., связанные с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес>; обязать начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес>.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру и по доверенности Сарычев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный истец, административный ответчик начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунов А.В., представитель административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

           С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 08.07.2019 года, в пределах трехмесячного срока с даты вынесения обжалуемого отказа, изложенного в ответе от 03.06.2019 года №01-11/1954

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Богучарского районного суда Воронежской области от 06.11.2018 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 05.03.2019 года, прекращено право пользования Булатова Шовкат Шакуровича, ФИО6, ФИО2, ФИО4, ФИО7 и ФИО8 квартирой по адресу: <адрес>

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 06.11.2018 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 05.03.2019 года установлено, что 31.10.1996 года на основании ордера №1193 ФИО2 и его семье было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Брак между Булатовым Ш.Ш. и ФИО15 расторгнут 27.08.2001 г. на основании решения Богучарского районного суда Воронежской области.

Согласно справке капитана войсковой части 51532 от ДД.ММ.ГГГГ старшина ФИО2 уволен приказом командира войсковой части 51532 (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 51532 и направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК <адрес> по городу Горячий Ключ.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно копии паспорта административный истец Булатов Ш.Ш. зарегистрирован по адресу: <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ.

29.05.2019 года истец обратился к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунову А.В. с заявлением о выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения – служебной однокомнатной <адрес> (л.д.9).

Письмом начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. за №01-11/1954 от 03.06.2019 года (л.д.10) Булатову Ш.Ш. сообщено, что правовых оснований для оформления справки о сдаче служебного жилого помещения не имеется, поскольку необходимые документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения, указанные в п.5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ №1133 от 12.07.2011 г., как военнослужащим, так и членами его семьи, в том числе бывшими, Булатовым Ш.Ш. не представлены. Также в письме указано, что для принятия решения об оформлении соответствующей справки документы запрошены в управляющей компании. По факту получения ответа, будет рассмотрен вопрос об оформлении справки.

Согласно ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Абзацем 12 п.1 ст.15 Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Приказом Министра обороны №1280 от 30.09.2010 г. утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Согласно п.17 указанной Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N10 к настоящей Инструкции.

Приказом Министра обороны РФ от 12.07.2011 г. №1133 утверждена инструкция о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений.

В силу указанной Инструкции справка о сдаче жилого помещения (далее именуется - справка) является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими (п.1)

Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции (п.3).

В соответствии с п.5 Инструкции уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 15 рабочих дней с даты получения от организаций, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, сведений о сдаче жилого помещения в целях оформления справки:

запрашивает у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет;

запрашивает в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом, административным истцом не представлено доказательств, в чем именно выражается незаконность отказа, изложенного в письме за №01-11/1954 от 03.06.2019 года, и какой нормативно-правовой акт и его отдельные положения в данном случае нарушил начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунов А.В., поскольку в письме за №01-11/1954 от 03.06.2019 года указано, что для принятия решения об оформлении соответствующей справки документы запрошены в управляющей компании. По факту получения ответа, будет рассмотрен вопрос об оформлении справки, как и не представлено доказательств невозможности со стороны административного истца получить необходимые для выдачи справки документы самостоятельно.

Кроме того, сам по себе факт направления административным ответчиком письма за №01-11/1954 от 03.06.2019 года, в котором говорится об отсутствии правовых оснований для оформления справки о сдаче служебного жилого помещения, не указывает о наличии для административного истца Булатова Ш.Ш. правовых последствий в виде нарушения его жилищных прав в будущем.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку действиями начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., направившего Булатову Ш.Ш. письмо №01-11/1954 от 03.06.2019 года, права и законные интересы административного истца, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Булатова Шовката Шакуровича о признании незаконными действия начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В., связанные с отказом выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес> и обязании начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. выдать справку о сдаче служебной однокомнатной <адрес> отказать.

       Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.09.2019 года

1версия для печати

2а-3930/2019 ~ М-3315/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булатов Шовкат Шакурович
Ответчики
Начальник 2 отдела ФКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
08.07.2019Регистрация административного искового заявления
09.07.2019Передача материалов судье
11.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2019Предварительное судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее