Дело № 2а-324/2021
УИД 10RS0003-01-2021-001224-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2021 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
с участием ст. помощника прокурора Кемского района Бессалого К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Наш город» к администрации Кемского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Наш город» обратилось в суд к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что Постановлением администрации Кемского муниципального района № 560 от 09 июня 2021 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения (Приложение 1) и схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения (Приложение 2). Постановлением администрации Кемского муниципального района № 674 от 23 июля 2021 года в Постановление № 560 от 09.06.2021 внесены изменения: Приложение №1 «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения» изложено в новой редакции. Постановлением администрации Кемского муниципального района № 764 от 16 августа 2021 года в Постановление № 560 от 09.06.2021 внесены изменения: Приложение №1 «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения» дополнено п. 156 (добавлено место накопления). Принявший Постановления № 560 от 09.06.2021, № 674 от 23.07.2021. № 764 от 16.08.2021 орган - администрация Кемского муниципального района - является исполнительно-распорядительным органом Кемского муниципального района и исполняет полномочия администрации Кемского городского поселения.
В приложении № 1 к Постановлению № 560 от 09.06.2021 в редакции Постановления № 674 от 23.07.2021 - Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения административный истец указан в качестве собственника мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов под номерами (в столбце 17): 32 (г. Кемь, ул. Мосорина, д. 6), 37 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 44А), 38 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 49А), 39 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 50), 42 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 61), 43 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 62), 46 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 10), 48 (г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15а), 49 (г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 13), 50 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 5), 53(г. Кемь, ул. Подгорная). Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых Постановлением. Указание административного истца в качестве собственника мест накопления не основано на законе, не соответствует действительности. ООО «Наш город» не является ни собственником земельных участков под местами накопления, ни самих мест накопления. Упоминание ООО «Наш город» в столбце 17 Реестра не соответствует п. 18 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 и абз.4 ч. 5 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку ООО «Наш город» не является собственником мест накопления.
Просили признать недействующим Приложение № 1 к постановлению администрации Кемского муниципального района № 560 от 09 июня 2021 года в редакции постановлений Администрации Кемского муниципального района № 674 от 23 июля 2021 года и № 764 от 16 августа 2021 года «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в части указания общества с ограниченной ответственностью «Наш город» собственником мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов в столбце 17 под номерами: 32 (г. Кемь, ул. Мосорина, д. 6), 37 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 44А), 38 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 49А), 39 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 50), 42 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 61), 43 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 62), 46 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 10), 48 (г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15а), 49 (г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 13), 50 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 5), 53 (г. Кемь, ул. Подгорная).
Определением суда от 14 октября 2021 года для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.
Представитель административного истца – директор ООО «Наш город» Гуменюк Н.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что во всех прошедших судах с участием ООО «Наш город» администрация ссылается на Реестр. До мая 2018 года они оказывали коммунальную услугу по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерной площадки в районе дома № 62 по Пролетарскому проспекту, так как у них был заключен договор с ООО «САС», которое вывозило эти отходы, а они выставляли квитанции на оплату. С мая 2018 года они таких услуг не оказывают. Эти контейнерные площадки были созданы задолго до появления ООО «Наш город».
Представитель административного ответчика – администрации Кемского муниципального района по доверенности Янушонис И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав ранее представленные суду возражения, дополнительно пояснив, что форма и порядок издания обжалуемого акта соблюдены. Считает, что обжалуемое постановление никаких прав истца не затрагивает. Сам по себе реестр мест накопления твердых коммунальных отходов никаких обязательств для истца не устанавливает. Истец сам создавал площадки для накопления твердых коммунальных отходов до 01.05.2018, но после этого в администрацию на баланс их не передавал.
Представители заинтересованных лиц: Министерства природных ресурсов и экологии РК, Министерства имущественных и земельных отношений РК и Министерства национальной и региональной политики в РК, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК по доверенности – Пупышева Т.В. в ранее представленном суду отзыве поддержала административный иск и просила удовлетворить его в полном объеме, так как, по мнению Министерства, администрация, поскольку не смогла в судебном порядке потребовать создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории многоквартирных домов, находящихся под управлением истца, решила представить истца в качестве собственника некоторых контейнерных площадок с целью снять с себя ответственность за их содержание в надлежащем виде.
Министр национальной и региональной политики РК в ранее представленных суду возражениях оставил решение по административному иску на усмотрение суда, пояснив, что при изучении оспариваемого решения Министерство национальной и региональной политики не выявило норм, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству Республики Карелия и уставу муниципального образования.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителей административного истца и ответчика, изучив материалы дела, удовлетворяет заявленные требования.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что постановлением Администрации Кемского муниципального района № 560 от 09 июня 2021 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения (Приложение 1) и схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения (Приложение 2).
Постановлением Администрации Кемского муниципального района № 674 от 23 июля 2021 года в Постановление № 560 от 09.06.2021 внесены изменения: Приложение №1 «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения» изложено в новой редакции.
Постановлением Администрации Кемского муниципального района № 764 от 16 августа 2021 года в Постановление № 560 от 09.06.2021 внесены изменения: Приложение №1 «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения» дополнено.
В приложении № 1 к Постановлению № 560 от 09.06.2021 в редакции Постановления № 674 от 23.07.2021 - Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения ООО «Наш город» указано в качестве собственника мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов под номерами (в столбце 17): 32 (г. Кемь, ул. Мосорина, д. 6), 37 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 44А), 38 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 49А), 39 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 50), 42 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 61), 43 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 62), 46 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 10), 48 (г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15а), 49 (г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 13), 50 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 5), 53 (г. Кемь, ул. Подгорная).
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что, в любом случае, этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года № 2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
На основании ч. 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых - коммунальных отходов, и ведения их реестра».
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя, в том числе, данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (абз.4 ч. 5 ст. 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ, п. 18 Правил).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с требованиями пункта 12 части III Правил № 1039 Реестр мест (площадок) накопления ТКО ведут органы местного самоуправления в отношении мест (площадок) накопления ТКО, расположенных в границах населенных пунктов отдельно по каждому населенному пункту.
Согласно пунктам 7, 8 Методических рекомендаций по определению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестров мест (площадок) накопления ТКО на территории Республики Карелия, разработанные Министерством, сведения в Реестры мест (площадок) накопления ТКО вносятся на основании: заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр, направляемой собственником места (площадки) накопления ТКО в уполномоченный орган местного самоуправления, если такое место создано заявителем; решения органа местного самоуправления, уполномоченного на создание мест (площадок) накопления ТКО, если такое место создано органом местного самоуправления.
Сведения о местах (площадках) накопления ТКО, включенные в Реестры по иным основаниям, подлежат обязательному исключению.
Согласно Правилам № 1039 в случае, если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о таком месте. Правила № 1039 не устанавливают точную или примерную форму такой заявки.
В случае же, если место (площадка) накопления ТКО создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 Правил № 1039, сведения о таком месте подлежат включению уполномоченным органом в Реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
В соответствии с п. 18 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения: для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес.
Судом установлено, что административным ответчиком в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения внесены сведения о собственнике вышеперечисленных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов количеством 11 штук, в качестве которого указана управляющая компания ООО «Наш город». Оспариваемые сведения внесены в отсутствие каких-либо на то оснований, так как доказательств того, что спорные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов были созданы административным истцом и принадлежат административному истцу на праве собственности в материалы дела административным ответчиком не представлено. Также не представлено и доказательств того, что спорные места (площадки) содержатся (обслуживаются) административным истцом в рамках договоров управления многоквартирными домами, расположенными в непосредственной близости от спорных мест (площадок). Следовательно, указание в качестве собственника спорных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ООО «Наш город» неправомерно.
Доводы представителя административного ответчика о том, что включение сведений в названный Реестр об ООО «Наш город», как о собственнике мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не затрагивает прав и законных интересов истца, суд признает несостоятельными, в связи со следующим:
В соответствии с п.1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, указание в Реестре на ООО «Наш город», как на собственника мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов влечет для административного истца обязанность по их содержанию.
Учитывая изложенное, учитывая, что административный истец не является собственником спорных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что сведения об административном истце, как о собственнике мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов внесены в Реестр в нарушение п. 18 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 и абз. 4 ч. 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд полагает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, учитывая, что заявленные административные исковые требования удовлетворены, суд взыскивает с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины, понесенные административным истцом, в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Наш город» - удовлетворить.
Признать недействующим Приложение № 1 к постановлению администрации Кемского муниципального района № 560 от 09 июня 2021 года, в редакции постановлений администрации Кемского муниципального района № 674 от 23 июля 2021 года и № 764 от 16 августа 2021 года «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в части указания Общества с ограниченной ответственностью «Наш город» (ОГРН1181001010178, адрес г. Кемь, ул. Энергетиков, д. 22, каб. 26) собственником мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в столбце 17 реестра под номерами: 32 (г. Кемь, ул. Мосорина, д. 6), 37 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 44 «А»), 38 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 49 «А»), 39 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 50), 42 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 61), 43 (г. Кемь, Пролетарский пр-кт, д. 62), 46 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 10), 48 (г. Кемь, ул. Свердлова, д. 15 «А»), 49 (г. Кемь, ул. Вокзальная, д. 13), 50 (г. Кемь, ул. Пуэтная, д. 5), 53 (г. Кемь, ул. Подгорная).
Взыскать с администрации Кемского муниципального района в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Наш город» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 14 декабря 2021 года.