ФДело № 2-128/2015
2-129/2015
2-130/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кириллов 23 апреля 2015 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе судьи Афаныгина А.Н., при секретаре Бурлаковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озеровой П.В., О., Озерова Ю.В., Тельновой В.В. к администрации Талицкого поселения о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и по встречному иску администрации Талицкого поселения к Озеровой П.В., Озерову Ю.В., Тельновой В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, к О. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Озеров Ю.В., Тельнова В.В. и Озерова П.В., действующая в своих интересах и интересахнесовершеннолетней дочери О., обратились в суд с иском, требования по которому уточнены в судебном заседании, к администрации Талицкого поселения и администрации Кирилловского муниципального района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование иска указали, что они были зарегистрированы по месту жительства в предоставленной по договору найма квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая являлась собственностью муниципального образования Талицкое. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, и дом сгорел. Администрацией Талицкого поселения истцы приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просят обязать ответчиков предоставить жилое помещение на всю их семью в составе 4 человека по нормам, предусмотренным действующим законодательством, отвечающее установленным требованиям.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Сизый Е.Ф. от требований к администрации Кирилловского муниципального района отказался.
ДД.ММ.ГГГГ ответчики - администрация Талицкого поселения и администрация Кирилловского муниципального района обратилась в суд со встречным иском к Озеровой П.В., Озерову Ю.В., Тельновой В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением и к О. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением. В обоснование указали, что жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> находилось в муниципальной собственности. Истцы в утраченной квартире не проживали с 1998 года, а несовершеннолетняя О. в квартиру не вселялась, ее регистрация в жилом помещении носила фиктивный характер. Живут отдельными семьями, Озеров Ю.В. - в <адрес>, а Тельнова В.В. и Озерова П.В. с дочерью О. – в <адрес> в съемном жилье, имеют постоянную работу, намерений вернуться на место жительства в Талицкое поселение не имеют. В квартире кроме истцов был зарегистрирован В., который на момент пожара проживал в квартире один. Отношений с ним истцы не поддерживали, платежей за квартиру не вносили, иных обязательств по договору найма не осуществляли, вещей в квартире не имели. Полагают, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ являлась ошибочной.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу требований ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
По общему правилу, в соответствии со ст. 57 ч.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно справке Отделения надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № б/н ДД.ММ.ГГГГ в 6 часов 43 минуты произошло загорание жилого двухквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате пожара дом полностью уничтожен огнем.
В материалах дела имеются акт обследования указанного жилого помещения и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым жилой дом по адресу: <адрес> непригоден для постоянного проживания.
Постановлениями администрации Талицкого поселения № 19, 20, 21 от ДД.ММ.ГГГГ истцы приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального акта.
При этом, в заявлениях о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях они указали сгоревший в д. Титово дом, где были зарегистрированы по месту жительства.
Вместе с тем, собранными по делу доказательствами подтверждается, что по адресу: <адрес> ответчики не проживали, их регистрация в данном жилом помещении носила фиктивный характер.
Из материалов дела, объяснений Озеровой П.В., Тельновой В.В., показаний свидетеля Ш. следует, что истцы в спорном жилом помещении не проживают длительный период времени. С 1998 года они жили с бабушкой Ш., отношений с проживавшим в квартире отцом В., лишенным родительских прав, не поддерживали. В период с 2009 – 2011 год истцы выбыли за пределы <адрес>. Проживают отдельными семьями в съемном жилье: Тельнова В.В. и Озерова П.В. - в Вологде, Озеров Ю.В. – в <адрес>. Истцы трудоустроены, имеют постоянный заработок и стабильный доход. Озеров Ю.В. состоит в браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеет дочь А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Тельнова В.В. состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет дочь Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Озерова П.В. имеет дочь О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 20 ч. 1 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» также предусмотрено, что местом жительства гражданина является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.
При этом по смыслу действующего законодательства, регистрация возможна лишь по месту фактического проживания.
Также, согласно разъяснению Конституционного Суда РФ (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ) – регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и, согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить условием реализации права на жилое помещение.
Истцы воспользовались своим конституционным правом и добровольно избрали для себя другое место жительства.
Все перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о добровольном отказе Озеровой П.В. Тельновой В.В. и Озерова Ю.В. от права пользования спорным жилым помещением. При этом длительный период их непроживания в данном жилом помещении суд не может расценить как временное отсутствие в квартире.
Отсутствие истцов в д. Титово по месту регистрации носило постоянный, а не временный характер, о чем свидетельствуют указанные выше обстоятельства.
При этом, суд не может согласиться с доводами истцов о том, что их непроживание в сгоревшей квартире носило вынужденный характер, так как доказательств того, что В. чинил препятствия в пользовании жилым помещением в материалах дела не имеется. Требований о вселении в квартиру на протяжении многих лет никто из истцов не заявлял.
Из материалов дела, объяснений Озеровой П.В., Тельновой В.В., показаний свидетеля Ш. следует, что платежей за квартиру истцы не вносили, иных обязательств по договору найма не осуществляли, вещей в квартире не имели.
Таким образом, квартира, уничтоженная пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, не являлась жилым помещением истцов.
В связи с этим, с учетом изложенных выше обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Озерова Ю.В., Тельновой В.В. и Озеровой П.В., действующей в своих интересах и интересахнесовершеннолетней дочери О. о предоставлении имжилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 83 ч. 3 Жилищного кодекса РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», если отсутствие в жилом помещении нанимателя и членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Также, согласно этому же пункту Постановления Пленума при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
При принятии решения судом учтено, что согласно п.32 Постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Следовательно, встречные требования администрации Талицкого поселения законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что несовершеннолетняя дочь Озеровой П.В. – О. в спорную квартиру не вселялась, она подлежит признанию не приобретшей права на жилую площадь.
Настоящее решение будет являться основанием для снятия истцов с регистрационного учета в спорном жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Озеровой П.В., О., Озерова Ю.В., Тельновой В.В. к администрации Талицкого поселения о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать
Встречный иск администрации Талицкого поселения к Озеровой П.В., Озерову Ю.В., Тельновой В.В. и О. удовлетворить
Признать Озерову П.В., Озерова Ю.В. и Тельнову В.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать О. не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, д. <адрес>.
Настоящее решение является основанием для снятия Озеровой П.В., О., Озерова Ю.В., Тельновой Валентины В.В. с регистрационного учета по месту жительствав жилом помещении по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н.Афаныгин
Решение изготовлено (составлено) в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н.Афаныгин
Копия верна
Судья А.Н.Афаныгин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>