№ 2-8054/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.
при секретаре Магаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кичерова М. А., Кичерова Ю. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Таурус» об установлении факта трудовых отношения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, понуждении к совершению определённых действий,
у с т а н о в и л :
Кичеров Ю.А. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что с 30 января 2015 года по 29 июля 2015 года работал в ООО «Таурус» в должности машиниста экскаватора без оформления трудового договора. При увольнении ответчик не произвёл с истцом полный расчёт. Истец просил взыскать с ответчика заработную плату за период с 01 июля 2015 года по 24 июля 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, обязать ответчика произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за весь период работы, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.
В дальнейшем Кичеров Ю.А. исковые требования изменил, просит взыскать с ответчика заработную плату за период с 30 января 2015 года по 29 июля 2015 года согласно штатному расписанию в размере <данные изъяты> рублей за 6 месяцев в сумме <данные изъяты> рублей, премию за июль в размере <данные изъяты> рублей в час за 257,5 часов работы в сумме <данные изъяты> рублей.
Кичеров М.А. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что с 01 марта 2015 года работал в ООО «Таурус» по совместительству в должности машиниста экскаватора без оформления трудового договора. При увольнении ответчик не произвёл с истцом полный расчёт. Истец просил признать трудовыми отношения сторон, взыскать с ответчика заработную плату за период с 01 июля 2015 года по 18 июля 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, обязать ответчика произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за весь период работы, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.
В дальнейшем Кичеров М.А. исковые требования изменил, просит взыскать с ответчика заработную плату за период с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года согласно штатному расписанию в размере <данные изъяты> рублей за 3 месяца в сумме <данные изъяты> рублей, премию за июль в размере <данные изъяты> рублей в час за 180 часов работы в сумме <данные изъяты> рублей.
Гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Техстройконтракт», данную организацию истец указал в качестве работодателя по основному месту работы в спорный период, однако в дальнейшем судом установлено, что в данной организации истец в указанный период не работал.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УПФ РФ в г.Петрозаводске.
Истцы и их представитель, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержали, ранее в судебном заседании Кичеров М.А. свои требования уточнил, просил установить факт трудовых отношений с ответчиком с 01 марта 2015 года по 18 июля 2015 года.
Представитель ответчика ООО «Таурус», полномочия которого подтверждены решением учредителя от 05 августа 2014 года, в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривал факт наличия трудовых отношений с Кичеровым М.Ю. в период с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года, также пояснил, что заработная плата истцам выплачивалась на их банковские карточки в размере согласно штатному расписанию и премии, в июле 2015 года премии истцам не начислялись в связи с нарушением ими трудовой дисциплины.
Третье лицо УПФ РФ в г.Петрозаводске о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Кичеров Ю.А. работал в ООО «Таурус» в должности машиниста экскаватора в период с 30 января 2015 года по 29 июля 2015 года. Трудовые отношения сторон подтверждаются записью в трудовой книжке. Трудовой договор в установленном законом порядке работодателем не оформлен.
Также судом установлено, что Кичеров М.А. в период с 10 ноября 2014 года по 05 мая 2015 года работал в ООО «Техстройконтракт-Сервис» в должности машиниста экскаватора, с 06 мая 2015 года по настоящее время в ООО «КонтрактСервис» в должности машиниста экскаватора с окладом <данные изъяты> рублей в месяц.
В период с 01 июля 2015 года по 31 июля 2015 года Кичеров М.А. по основному месту работу находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Кичеров М.А. настаивает на том, что в период с 01 марта 2015 года по 18 июля 2015 года состоял в ответчиком в трудовых отношениях, работал по совместительству, при этом из пояснения истца следует, что в должности машиниста экскаватора он стал работать с 26 мая 2015 года, до этого периодически приходил в ООО «Таурус» помогал ремонтировать технику.
Представитель ответчика не оспаривает факт работы Кичерова М.А. в ООО «Таурус» в должности машиниста экскаватора в период с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года. Факт работы истца в ООО «Таурус» подтверждается путевыми листами за период с 01 июля 2015 года по 18 июля 2015 года.
Кичеров М.А. и Кичеров Ю.А. настаивают на том, что стороны устно согласовывали размер оплаты труда истцов в размере <данные изъяты> рублей в час.
Представитель ответчика данный факт оспаривает, в подтверждение своих доводов представил суду трудовые договоры других сотрудников ООО «Таурус» по аналогичной должности и штатные расписания за 2014 и 2015 годы, согласно которым на период:
с 01 октября 2014 года в ООО «Таурус» оклад машиниста экскаватора составлял <данные изъяты> рублей, с учётом 15% районного коэффициента и 50% северной надбавки – <данные изъяты> рублей;
с 01 апреля 2015 года оклад машиниста экскаватора составлял <данные изъяты> рублей, с учётом 15% районного коэффициента и 50% северной надбавки – <данные изъяты> рублей;
с 01 июля 2015 года оклад машиниста экскаватора составлял <данные изъяты> рублей, с учётом 15% районного коэффициента и 50% северной надбавки – <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В ст.16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая исковые требования Кичерова М.А. в части установления факта трудовых отношений между сторонами, суд, принимая во внимание пояснения истца, учитывая позицию ответчика, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что Кичеров М.А. состоял с ООО «Таурус» в трудовых отношениях с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года, работал по совместительству в должности машиниста экскаватора. Иск Кичерова М.А. в данной части подлежит частичному удовлетворению, следует признать трудовыми отношения сторон в указанный период. При этом Кичеров М.А. не представил суду каких-либо доказательств наличия трудовых отношений между сторонами в период с 01 марта 2015 года по 25 мая 2015 года, более того из пояснений Кичерова М.А. следует, что в указанный период он периодически оказывал ответчику услуги по ремонту техники, «приходил по звонку и не каждый день». С учётом изложенного в удовлетворении иска Кичерова М.А. в части установления факта трудовых отношений в период с 01 марта 2015 года по 25 мая 2015 года суд считает необходимым отказать.
В силу ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что истцы не представили суду допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что стороны согласовали размер оплаты труда истцов в ООО «Таурус» в сумме <данные изъяты> рублей в час.
При наличии письменных доказательств, а именно штатного расписания, не принимаются как допустимые и достоверные доказательства – свидетельские показания Мезрина М.Ю., который был принят на работу в данной организации с 07 ноября 2014 года с окладом <данные изъяты> рублей, Коронена Е.А., заработная плата которого в трудовом договоре от 17 сентября 2014 года указана <данные изъяты> рублей, включая районный коэффициент и северную надбавку, а также свидетелей Мамедова Я.Го.
С учётом изложенного при расчёте заработной платы истцов в данной организации суд исходит из письменных документов, представленных работодателем за спорный период.
Так, Кичеров Ю.А. в период с 30 января 2015 года по 29 июля 2015 года должен был получить без учёта премий - <данные изъяты> рублей.
За январь 2015 года зарплата составляла согласно штатному расписанию <данные изъяты> рублей, что меньше минимального размера оплаты труда (далее МРОТ) по РК, следовательно, расчёт суд производит из МРОТ по Республике Карелия, кроме северной части, - <данные изъяты> рублей (постановление Правительства РК от 13.11.2014 N 335-П). За 30 января 2015 года истец должен был получить <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> дней).
За февраль 2015 года – <данные изъяты> рублей.
За март 2015 года – <данные изъяты> рублей.
За апрель 2015 года - <данные изъяты> рублей согласно штатному расписанию, действующему с 01.04.2015.
За май 2015 года – <данные изъяты> рублей
За июнь 2015 года – <данные изъяты> рублей
За июль 2015 года за 21 рабочий день <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей согласно штатному расписанию, действующему с 01.07.2015 /23 * 21).
Итого за весь период работы <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>).
Кичеров М.А. в период с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года должен был получить без учёта премий - 23659 рублей.
За май 2015 года за 4 рабочих дня – <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей/18*4);
За июнь 2015 года – <данные изъяты> рублей;
За июль 2015 года за 18 рабочих дней <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей согласно штатному расписанию, действующему с 01.07.2015 /23 * 18).
Итого за весь период работы <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>).
Судом установлено и истцами не оспаривается то, что заработную плату истцы получали на банковские карты, в том числе зарплата Кичерова Ю.А. перечислялась на карту Кичерова М.А.
Из выписок по счетам банковских карт истцов следует, что Кичеров М.А. получил денежные средства с карты сотрудника ООО «Таурус» Наумовой В.А. 27.06.2015 в сумме <данные изъяты> рублей, 17.07.2015 в сумме <данные изъяты> рублей. Кичеров Ю.А. получил денежные средства с банковских карт сотрудников ООО «Таурус» Наумовой В.А. и Никифорова А.А. 03.03.2015 в сумме <данные изъяты> рублей, 30.04.2015 в сумме <данные изъяты> рублей, 30.08.2015 в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>+<данные изъяты>).
В отсутствие иных доказательств размера заработной платы, установленной истцам в период работы в ООО «Таурус», суд исходит из изложенного выше расчёта и считает доказанным факт того, что в период работы в данной организации Кичеров Ю.А. должен был получить заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей, Кичеров М.А. должен был получить заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>). Сведений о размере премий и иных выплат, начисленных истцам, суду не представлено.
Ответчиком утверждено Положение по формированию оплаты труда экскаваторщиков, согласно которому работникам начисляется премия из расчёта <данные изъяты> руб/мотто/час. при отсутствии замечаний по работе, нарушении трудовой дисциплины, отсутствии ремонтных работ по вине экскаваторщика и др.
Исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что положение о премировании не предусматривает обязанности работодателя выплачивать премии работнику пропорционально отработанному времени, суд пришел к выводу о том, что выплата премий не относится к гарантированной системе оплаты труда, когда премиальное вознаграждение является результатом деятельности работника за полный отчётный период. Премирование в данном случае носит стимулирующий характер, зависит от вклада каждого работника в деятельность компании, оценка которого является прерогативой работодателя.
Таким образом, право начисления премии принадлежит исключительно работодателю, который оснований для начисления истцам премии за июль 2015 года не усмотрел, поэтому в удовлетворении исков Кичеровых в части взыскания с ответчика премии за июль 2015 года суд полагает необходимым отказать.
С учётом перечисленной сотрудниками ответчика на банковские карты истцов суммы <данные изъяты> рублей и подлежащей выплате истцам заработной платы в общей сумме <данные изъяты> рублей, суд пришёл к выводу о том, что задолженности по выплате истцам заработной платы у ответчика не имеется, поэтому в удовлетворении требований истцов о взыскании с ответчика заработной платы за весь период работы суд считает необходимым отказать.
В соответствии со ст. 18, 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, в том числе организации, обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и др.
Истцы просят обязать ответчика перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за весь период работы в ООО «Таурус».
С учётом вышеизложенных норм права требования Кичерова М.А. суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчика следует обязать уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за весь период работы Кичерова М.А. в ООО «Таурус» - с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года. Частично подлежат удовлетворению исковые требования Кичерова Ю.М., поскольку из представленных ответчиком документов следует, что за период работы истца в данной организации страховые взносы в ПФ РФ перечислены, однако исходя из заработной платы, согласно штатному расписанию. С учётом того, что в течение периода с 30 января 2015 года по 31 марта 2015 года размер заработной платы истца был менее МРОТ, ответчика следует обязать доначислить и уплатить страховые взносы в ПФ РФ из расчёта заработной платы Кичерова Ю.А. установленной судом в указанный период – <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 237 ТК РФ с учётом установленного факта нарушения трудовых прав истцов, с ответчика ООО «Таурус» в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, с учётом объёма и характера причинённых истцам нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, полагает обоснованным определить ко взысканию в пользу каждого из истцов по <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Таурус» в доход Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Кичерова М. А., Кичерова Ю. А. удовлетворить частично.
Признать трудовыми отношения, сложившиеся между Кичеровым М. А. и обществом с ограниченной ответственностью «Таурус» в период с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Таурус» уплатить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы за период работы Кичерова М. Ю. в ООО «Таурус» с 26 мая 2015 года по 18 июля 2015 года, за период работы Кичерова Ю. А. с 30 января 2015 года по 31 марта 2015 года, исходя из размера заработной платы <данные изъяты> рублей в месяц.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Таурус» в пользу Кичерова М. А. и Кичерова Ю. А. компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Таурус» в доход Петрозаводского городского округа государственную пошлину <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2015 года