Судья Лигус О.В. Дело № 33-2420
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2014 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Зубовой Т. Н., Старцевой С.А.,
при секретаре Лариной Т.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Котейко Богдана Викентьевича к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
по апелляционной жалобе Котейко Богдана Викентьевича на решение Советского районного суда г. Орла от 16 июля 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования Котейко Богдана Викентьевича к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения Котейко Б.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военного комиссара Орловской области, командующего войсками Западного военного округа и Министерства Обороны РФ Сырцевой О.А., действующей на основании доверенностей, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Котейко Б.В. обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование иска указал, что он является военным пенсионером Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст.16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» он имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе и на изготовление и ремонт зубных протезов.
Однако в нарушение положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» Министерство обороны РФ не приняло мер по реализации статьи 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» - договор с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в г. Орле не заключён. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов осуществляется в военном госпитале Курского гарнизона.
Ссылаясь на то, что им были понесены расходы по зубопротезированию в размере <...> рублей, просил суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации указанную сумму в счет компенсации затраченных денежных средств на протезирование, <...> в счет компенсации морального вреда, а также <...> рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Котейко Б.В. ставит вопрос об отмене решения суда как необоснованного и незаконного.
В обоснование доводов жалобы указывается, что суд не принял во внимание, что соответствующий договор между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения Орловской области отсутствует.
Считает, что не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Орловский областной военный комиссариат согласовывает направление на лечение военным пенсионерам Министерства обороны РФ.
Указывает также на то, что основанием заявленных им требований явилось бездействие должностных лиц Министерства обороны РФ, что не было учтено судом.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Гарантированный объем бесплатных медицинских услуг предоставляется в рамках, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074. В других случаях медицинская помощь осуществляется на возмездной основе.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
В целях реализации указанных положений закона Правительством РФ было издано постановление от 31 декабря 2004 года № 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что Котейко Б.В. является военным пенсионером Министерства обороны РФ, прослужившим в Вооруженных Силах с <дата> по <...>.
Судом установлено, что Котейко Б.В. имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и на изготовление зубных протезов.
В 2013 году Котейко Б.В. были понесены расходы по зубопротезированию в размере <...> рублей, что подтверждается договорами на оказание платных медицинских услуг БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника».
<дата> врио Военного комиссара Орловской области отказал Котейко Б.В. в возмещении расходов на изготовление и ремонт зубных протезов ввиду того, что право на компенсацию за счет средств Министерства обороны РФ действующим законодательством не предусмотрено.
Не оспаривалось сторонами по делу, что бесплатная медицинская помощь по протезированию зубов для военнослужащих, проживающих в Орловской области, осуществляется в военном госпитале г. Курска или г. Подольска Московской области.
Таким образом, истец имел возможность получить бесплатную медицинскую помощь в установленном статьей 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» порядке, однако своим правом не воспользовался. Истец Котейко Б.В. по собственной инициативе обратился в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», где ему были оказаны платные медицинские услуги.
Установив, что доказательств, подтверждающих, что истец был направлен уполномоченным лицом на лечение в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», а также то, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счёт возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно военнослужащему, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Котейко Б.В.
Довод апелляционной жалобы Котейко Б.В. о том, что должностными лицами Министерства обороны РФ было допущено бездействие в виде незаключения договора с учреждениями здравоохранения в г. Орле, в результате которого он был вынужден понести расходы по зубопротезированию, не может повлечь отмену решения суда, поскольку гарантированное положениями ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь нарушено не было- медицинская помощь могла быть оказана Котейко Б.В. в военном госпитале г. Курска.
Кроме того, при оказании медицинской помощи военнослужащим по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор на оказание медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение оформляет договор, счет-фактуру и другие документы и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим). Доказательств того, что Котейко Б.В. была оказана неотложная медицинская помощь, не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котейко Бадана Викентьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Лигус О.В. Дело № 33-2420
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2014 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Зубовой Т. Н., Старцевой С.А.,
при секретаре Лариной Т.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Котейко Богдана Викентьевича к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
по апелляционной жалобе Котейко Богдана Викентьевича на решение Советского районного суда г. Орла от 16 июля 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования Котейко Богдана Викентьевича к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения Котейко Б.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военного комиссара Орловской области, командующего войсками Западного военного округа и Министерства Обороны РФ Сырцевой О.А., действующей на основании доверенностей, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Котейко Б.В. обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФГКУ «1586 ВКГ» Министерства обороны РФ о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование иска указал, что он является военным пенсионером Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст.16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» он имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе и на изготовление и ремонт зубных протезов.
Однако в нарушение положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» Министерство обороны РФ не приняло мер по реализации статьи 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» - договор с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в г. Орле не заключён. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов осуществляется в военном госпитале Курского гарнизона.
Ссылаясь на то, что им были понесены расходы по зубопротезированию в размере <...> рублей, просил суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации указанную сумму в счет компенсации затраченных денежных средств на протезирование, <...> в счет компенсации морального вреда, а также <...> рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Котейко Б.В. ставит вопрос об отмене решения суда как необоснованного и незаконного.
В обоснование доводов жалобы указывается, что суд не принял во внимание, что соответствующий договор между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения Орловской области отсутствует.
Считает, что не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Орловский областной военный комиссариат согласовывает направление на лечение военным пенсионерам Министерства обороны РФ.
Указывает также на то, что основанием заявленных им требований явилось бездействие должностных лиц Министерства обороны РФ, что не было учтено судом.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Гарантированный объем бесплатных медицинских услуг предоставляется в рамках, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074. В других случаях медицинская помощь осуществляется на возмездной основе.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
В целях реализации указанных положений закона Правительством РФ было издано постановление от 31 декабря 2004 года № 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что Котейко Б.В. является военным пенсионером Министерства обороны РФ, прослужившим в Вооруженных Силах с <дата> по <...>.
Судом установлено, что Котейко Б.В. имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и на изготовление зубных протезов.
В 2013 году Котейко Б.В. были понесены расходы по зубопротезированию в размере <...> рублей, что подтверждается договорами на оказание платных медицинских услуг БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника».
<дата> врио Военного комиссара Орловской области отказал Котейко Б.В. в возмещении расходов на изготовление и ремонт зубных протезов ввиду того, что право на компенсацию за счет средств Министерства обороны РФ действующим законодательством не предусмотрено.
Не оспаривалось сторонами по делу, что бесплатная медицинская помощь по протезированию зубов для военнослужащих, проживающих в Орловской области, осуществляется в военном госпитале г. Курска или г. Подольска Московской области.
Таким образом, истец имел возможность получить бесплатную медицинскую помощь в установленном статьей 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» порядке, однако своим правом не воспользовался. Истец Котейко Б.В. по собственной инициативе обратился в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», где ему были оказаны платные медицинские услуги.
Установив, что доказательств, подтверждающих, что истец был направлен уполномоченным лицом на лечение в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», а также то, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счёт возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно военнослужащему, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Котейко Б.В.
Довод апелляционной жалобы Котейко Б.В. о том, что должностными лицами Министерства обороны РФ было допущено бездействие в виде незаключения договора с учреждениями здравоохранения в г. Орле, в результате которого он был вынужден понести расходы по зубопротезированию, не может повлечь отмену решения суда, поскольку гарантированное положениями ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь нарушено не было- медицинская помощь могла быть оказана Котейко Б.В. в военном госпитале г. Курска.
Кроме того, при оказании медицинской помощи военнослужащим по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор на оказание медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение оформляет договор, счет-фактуру и другие документы и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим). Доказательств того, что Котейко Б.В. была оказана неотложная медицинская помощь, не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котейко Бадана Викентьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи