2-287/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации<адрес> 01 марта 2018 года
Кочубеевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербакова С.А.
при секретаре судебного заседания Краченко И.И.,
с участием:
истцов Караевой О.И., Караева Р.В., Караевой В.В.,
представителя истцов Караевой О.И., Караева Р.В., Караевой В.В., Караева В.В. – адвоката Чаблиной Л.А., представившей удостоверение № и ордер №С 049910 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – администрации муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес> Перевертайло Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Порохонько Е.С., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица – главного управления МЧС России по <адрес> Удовенко С.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Караевой О.И., Караева В.В., Караева Р.В., Караевой В.В. к администрации муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес>, министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по <адрес> о признании утратившим жилье в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
Караева О.И., Караев Р.В., Караева В.В., Караев В.В.обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес>, министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по <адрес> о признании утратившим жилье в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
В обоснование исковых требований истцами указано следующее.
Караева О.И., является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована и постоянно проживала в указанном доме вместе со своим супругом Караевым В.В. и их детьми Караевым Р.В. и Караевой В.В. - остальными истцами по делу, что подтверждаем прилагаемой копией домовой книги, копиями паспортов.
В конце мая 2017 года на территории <адрес> из-за обильных осадков случилось подтопление и постановлением АКМР СК от ДД.ММ.ГГГГ № был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления была утрачена часть их имущества: был затоплен огород, уничтожен весь урожай, подтопило дом и он пришел в аварийное и непригодное для проживания состояние.
ДД.ММ.ГГГГ они написали заявление в администрацию о включении их в списки на получение материальной помощи как пострадавших в результате ЧС природного характера.
В силу юридической неграмотности они полагали, что этим заявлением они просят материальную помощь, как за пришедшее в аварийное состояние жилье, то есть, выплату на приобретение нового, либо жилищный сертификат, так и за утраченный урожай с огорода.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации МО Заветненского сельсовета было осмотрено их домовладение, хоз. постройки и земельный участок и был составлен акт обследования имущества, которым было установлено, что «при визуальном осмотре пострадала придомовая территория».
Вскоре они получили единовременную материальную помощь в сумме 80 000 рублей.
Однако, как им пояснили в администрации это была материальная помощь за то, что у них «затопило огород», но у них также пришел в аварийное состояние жилой дом, в котором они проживали.
В администрации они объяснили, что домовладение у них пришло в непригодное для проживания состояние, может рухнуть в любой момент, жить там опасно, они хотят получить жилищный сертификат на приобретение нового жилья и ДД.ММ.ГГГГ им в администрации выдали бланк заявления (как они полагали на оформление жилищного сертификата, либо получения финансовой помощи за утраченной жилье на приобретение нового) и сказали заполнить его, чтобы комиссия обследовала их жилой дом и составила новый акт уже непосредственно по дому.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации МО Заветненского сельсовета еще раз обследовала их домовладение и составила новый акт, в котором указали, что «в результате обследования домовладения, а также фиксации фотосъемки отмечено: подмокание внутреннего слоя штукатурки на 30 см от пола, полное разрушение и разбухание деревянных полов, отслоение обоев, треснула балка. Комиссией не представляется возможным определить степень нанесения ущерба ливневыми дождями 24-ДД.ММ.ГГГГ, так как перечисленные явления свидетельствуют о многолетнем влиянии подпочвенных вод на домовладение. Единовременная материальная помощь в размере 80000 рублей данной семьей получена».
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Заветненского сельсовета их семье было отказано во включении в списки.
Они не согласны с данным решением администрации, полагают, что их права ответчиком были нарушены.
Они все были зарегистрированы и постоянно проживали в указанном домовладении, оно было для них единственным жильем.
Вышеуказанным актом обследования имущества от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в домовладении треснула несущая балка.Вследствие того, что балка треснула, дом представлял опасность для проживания и мог в любой момент рухнуть, поэтому они, не дожидаясь пока он завалится сам и после того, как комиссией был составлен акт, снесли его, чтобы пока было лето и стоит теплая погода на его месте построить хоть какое-то жилье, чтобы было где жить их семье, поскольку не были уверены, получат ли помощь от государства.
ДД.ММ.ГГГГ по их повторному заявлению была создана межведомственная комиссия, которая составила акт, в котором указала, что жилое помещение снесено.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7; статья 18; части 1 и 2 статьи 19). Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1). Согласуясь с этими конституционными положениями, статья 26.3 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Статьей 1 федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. В соответствии со ст.5 федерального закона №68-ФЗ, границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Согласно п.1 ст.18 федерального закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 указанной статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее постановление Правительства РФ №) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан РФ, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно данному постановлению Правительства РФ (пункт 2), ГЖС выдаются гражданам РФ при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. ГЖС выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
ДД.ММ.ГГГГ Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром строительства РФ, министром финансов РФ утвержден порядок и условия выдачи ГЖС (во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в соответствии с которым, ГЖС выдаются гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В целях определения потребности в ГЖС органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов, либо уполномоченным им органом субъекта РФ, составляются списки пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение этого сертификата.
Согласно п.3 данного порядка, для включения в списки пострадавших граждан РФ эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче ГЖС; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи ГЖС гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом, жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение ГЖС, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № сертификат удостоверяет право гражданина РФ на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
В соответствии с главой 4 «Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление от гражданина, чье жилое помещение повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, собственноручно написанное и подписанное заявителем; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма); в) заключение специализированной, проектно-изыскательской организации (обязательно). Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
Таким образом, положения вышеприведенных нормативных правовых актов направлены на защиту прав собственников жилых помещений (включая членов их семьи), которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).
На этом этапе подготавливаются и передаются в Минстрой России документы. На каждый жилой дом формируется отдельный комплект документов, который содержит: личное заявление гражданина; копию свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом; копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок; копию технического паспорта на жилой дом; копию заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование; акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения; акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации; особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть); заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места). Таким образом, оформляются документы на каждый заявленный дом.
По общему правилу, методические рекомендации не являются прямо обязывающим нормативно – правовым актом, они лишь создают алгоритм исполнения того или иного нормативного акта. Упомянутые выше методические рекомендации разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ, постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ).
Нормы федерального закона №, постановление Правительства РФ №, направлены на защиту прав собственников или нанимателей жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией. При этом указанными нормами предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение ГЖС.
Вышеуказанное жилое помещение по адресу: <адрес>, где они зарегистрированы и в котором постоянно проживали, утрачено в результате чрезвычайной ситуации. Другого жилья, пригодного для проживания они не имеют.
Полагают, что действиями ответчиков были нарушены их права и решить вопрос иначе, кроме как в судебном порядке не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, абзацами 1 и 6 пункта 1 ст.18 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», просят суд признать их, Караеву О.И.., Караева В.В., Караева Р.В., Караеву В.В., лишившимися жилья в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>; признать за ними, Караевой О.И., Караевым В.В., Караевым Р.В., Караевой В.В., право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, в соответствии с порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать администрацию муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес> в соответствии с порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, включить их, Караеву О.И.., Караева В.В., Караева Р.В., Караеву В.В. в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
В судебном заседании истцы Караева О.И., Караев Р.В., Караева В.В. дали пояснения аналогичные, изложенным в иске, просили суд удовлетворить их требования в полном объеме.
Представитель истцов – адвокат Чаблина Л.А. в судебном заседании поддержала требования истцов и просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Караев В.В. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес> Перевертайло Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, так как ущерб домовладению был причинен не в результате указанной чрезвычайной ситуации, а связан с многолетним влиянием подпочвенных вод.
Представитель ответчика – министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Порохонько Е.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель ответчика – министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени судебного заседания, о причинах не явки суд не известил, ходатайств об отложении дела не представил.
Представитель третьего лица - главного управления МЧС России по СКУдовенко С.А. в судебном заседании не смог выразить свою позицию по существу рассматриваемого вопроса.
Представитель третьего лица – главного управления МВД России по СК в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени судебного заседания, о причинах не явки суд не известил, ходатайств об отложении дела не представил.
Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
На основании ст.167 ГПК РФ и с учетом представленных ходатайств, дело рассмотрено в отсутствии истца Караева В.В., представителя ответчика министерства финансов РФ, представителя третьего лица главного управления МВД России по СК.
Свидетели ФИО1 и ФИО1 в судебном заседании подтвердили обстоятельства, изложенные истцами в своем исковом заявлении.
Выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика муниципального образования Вревского сельсовета <адрес>, представителя ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, представителя третьего лица - главного управления МЧС России по СК, допросив свидетелей, изучив материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.18 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Данное право основано на гарантиях, закрепленных в статье 29 федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии со ст. 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся, в том числе, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Караева О.И., является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована и постоянно проживала в указанном доме вместе со своим супругом Караевым В.В. и их детьми Караевым Р.В. и Караевой В.В. - остальными истцами по делу, что подтверждаем прилагаемой копией домовой книги, копиями паспортов.
В конце мая 2017 года на территории <адрес> из-за обильных осадков случилось подтопление и постановлением АКМР СК от ДД.ММ.ГГГГ № был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления была утрачена часть их имущества: был затоплен огород, уничтожен весь урожай, подтопило дом и он пришел в аварийное и непригодное для проживания состояние.
ДД.ММ.ГГГГ они написали заявление в администрацию о включении их в списки на получение материальной помощи как пострадавших в результате ЧС природного характера.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации МО Заветненского сельсовета было осмотрено их домовладение, хоз. постройки и земельный участок и был составлен акт обследования имущества, которым было установлено, что «при визуальном осмотре пострадала придомовая территория».
Далее, истцы получили единовременную материальную помощь в сумме 80 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации МО Заветненского сельсовета повторно обследовано указанное домовладение и составлен акт, в котором указано, что «в результате обследования домовладения, а также фиксации фотосъемки отмечено: подмокание внутреннего слоя штукатурки на 30 см от пола, полное разрушение и разбухание деревянных полов, отслоение обоев, треснула балка. Комиссией не представляется возможным определить степень нанесения ущерба ливневыми дождями 24-ДД.ММ.ГГГГ, так как перечисленные явления свидетельствуют о многолетнем влиянии подпочвенных вод на домовладение. Единовременная материальная помощь в размере 80000 рублей данной семьей получена».
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Заветненского сельсовета их семье было отказано во включении в списки.
Не согласившись с указанным решением администрации МО Заветненского сельсовета Караева О.В. вновь обращается в администрацию с заявлением о повторном обследовании домовладения.
Согласно акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, провести обследование домовладения не представилось возможным, так как оно снесено.
Данные правоотношения урегулированы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» во исполнение данного постановления министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов зарегистрированный в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которыми, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Таким образом, включение в список пострадавших носит заявительный характер. Как видно из материалов дела, с заявлением в администрацию муниципального образования Заветного сельсовета <адрес> о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата составом семьи Караева О.И. не обращалась.
Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, согласно раздела II вышеуказанного порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по установленной форме, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями и направляется в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №, содержат предложения по оформлению дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно данных методических рекомендаций, на каждый жилой дом формируется и передается в Минстрой России отдельный комплект, который содержит:
- личное заявление гражданина;
- копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом;
- копия свидетельства государственной регистрации права на земельный участок;
- копия технического паспорта на жилой дом;
- копия заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование;
- акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения;
- акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации (далее - БТИ);
- особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть);
- заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места).
После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма и эти два документа представляются в МЧС России.
В материалах дела отсутствует необходимое заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории <адрес>.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования домовладения, а также фиксации фотосъемки отмечено: подмокание внутреннего слоя штукатурки на 30 см от пола, полное разрушение и разбухание деревянных полов, отслоение обоев, треснутая балка.
Межведомственная комиссия пришла к выводу, что выявленные дефекты и повреждения в жилом доме возможны от длительного негативного воздействия окружающей среды и многолетних влияний подводных вод на данный жилой дом.
Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств не установлено, что причиной данных разрушений являются чрезвычайная ситуация, связанная с выпадением обильных осадков в виде сильного дождя и подтопления жилых домов в период 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. При этом, решение о признании дома непригодным для проживания не принималось, данное заключение межведомственной комиссии не оспорено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истцами не представлено каких-либо доказательств причинно-следственной связи между произошедшими ливневыми дождями и причиненным ущербом.
Каких-либо ходатайств о проведении экспертизы с целью установления размера причиненного ущерба и причинно-следственной связи между произошедшими ливневыми дождями и причиненным ущербом, сторонами в судебном заседании, не заявлялось.
Доводы истцов о том, что в доме невозможно было жить, в связи с чем, он был снесен и на его месте построен новый, приняты судом во внимание, однако, наряду с этим принято во внимание и то, что ДД.ММ.ГГГГ Караева О.И. обратилась в суд с заявлением о повторном обследовании своего домовладения и уже ДД.ММ.ГГГГ оно было проведено, в то время как, осмотреть дом и составить требуемое, согласно действующего законодательства заключение, не представилось возможным, в виду сноса дома истцами. То есть, из этого следует, что истцами не соблюден порядок и не выполнены все действия, предусмотренные законом.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Караевой О.И., Караева В.В., Караева Р.В., Караевой В.В. к администрации муниципального образования Заветненского сельсовета <адрес>, министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по <адрес> о признании утратившим жилье в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут.
Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков