Гражданское дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шалинское
Красноярского края 15 января 2013 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Мамоля К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» к Макаренко Марии Владимировне о взыскании средств субсидии на осуществление предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Манского района» (далее - ЦЗН Манского района) обратилось в суд с иском к Макаренко М.В. о взыскании средств субсидии на осуществление предпринимательской деятельности.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с долгосрочной целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края на 2009 - 2011 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Порядка и условий предоставления субсидии на осуществление предпринимательской деятельности, договора № от ДД.ММ.ГГГГ приказа ЦЗН Манского района от ДД.ММ.ГГГГ № Макаренко М.В. предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб., предназначенная для осуществления ею предпринимательской деятельности. Макаренко М.В., согласно условиям п. 2.1.3 договора, взяла на себя обязательства не позднее 3-х месяцев с момента перечисления финансовых средств, предоставить в центр занятости документы о целевом использовании полученной субсидии, однако эти документы Макаренко М.В. представила частично, с грубым нарушением сроков. Исходя из положений п. 2.1.2 договора, Макаренко М.В. обязана была организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес-планом «открытие парикмахерской, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты», осуществлять эту деятельность не менее 12 месяцев, однако в нарушение этих требований Макаренко М.В. предпринимательскую деятельность не осуществляет, отчетность в налоговую инспекцию ею не сдается. Материалы с просьбой о проверке целевого использования выделенной субсидии направлены ДД.ММ.ГГГГ в ОП № МО МВД России «Уярский». ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением условий договора, с целью досудебного урегулирования спора исходящим № в адрес ответчика направлено уведомление о возврате суммы субсидии в полном объеме. Макаренко М.В. одновременно с этим также была уведомлена по телефону о необходимости возврата субсидии, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возврат субсидии Макаренко М.В. в краевой бюджет не произвела
Применительно изложенным обстоятельствам ЦЗН Манского района, ссылаясь на положения ст. ст. 309, 310, 393 ГК РФ, просит взыскать в ответчика Макаренко М.В. в доход федерального бюджета средства субсидии в сумме <данные изъяты> руб. и в доход краевого бюджета средства субсидии в сумме <данные изъяты> руб.
Представитель истца ФИО3, будучи извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явилась, подала ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствия, указал на отсутствие возражений против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Макаренко М.В., будучи извещенной о дате и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не подала, что расценивается судом как злоупотребление своими процессуальными правами, однако согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ злоупотребление правом не допускается и в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Исходя из требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в РФ», к полномочиям РФ в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относится разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также самозанятости безработных граждан.
Исходя из п. 2 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила предоставления субсидий), субсидии предоставляются на софинансировании региональных программ, утвержденных в установленном законом порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, в том числе содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Положениями п. 15 Правил предоставления субсидий, предусмотрено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В соответствии Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 30-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края на 2009 - 2011 гг.» (далее - Долгосрочная целевая программа) источником финансирования данного мероприятия являются средства краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета. Содействие занятости безработных граждан осуществляются путем предоставления безработным гражданам субсидии на организацию самозанятости.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетная система РФ основана на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств, адресного и целевого характера бюджетных средств. Положениями п. 1 ст. 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Требованиями п. 2.3.7 Долгосрочной целевой программы предусмотрено, что субсидия на самозанятость подлежит возврату в полном объеме в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности для получателя субсидии на самозанятость - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии на самозанятость в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого выступил получатель субсидии на самозанятость.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, между Макаренко М.В. и ЦЗН Манского района заключен договор № о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработному гражданину, и согласно пп. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4. этого договора Макаренко М.В. приняла на себя обязательства: в течение 20 дней зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрировать юридическое лицо, учредителем которого она будет являться, по виду деятельности, указанной гражданином в бизнес-плане самозанятости (предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты), и предоставить в центр занятости выписку из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) или ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; в течение 03 месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет предоставить в центр занятости заваренные надлежащим образом копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии; предоставить в центр занятости в течение 30 дней после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП выписку из ЕГРЮЛ или выписку из ЕГРИП (с датой выдачи после истечения 12 месяцев с момента указанной государственной регистрации) для подписания акта выполнения условий настоящего соглашения.
ЦЗН Манского района, согласно пп. 2.2.1, 2.2.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, взял на себя обязательства в течение 5 рабочих дней после предоставления гражданкой в центр занятости выписки из ЕГРЮЛ или выписки из ЕГРИП, издать приказ о предоставлении субсидии гражданке; в течение 10 рабочих дней после издания приказа о предоставлении субсидии перечислить гражданке на лицевой счет субсидию за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., в том числе: за счет средств краевого бюджета, представленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., за счет средств краевого бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Исходя из условий подп. В п. 4.1. договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Макаренко М.В. обязалась возвратить суммы субсидии краевого бюджета в полном объеме при невыполнении обязанности по предоставлению выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ, выданной после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства или односторонние изменение его условий, согласно ст. 310 ГК РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и односторонние изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из договора или существа обязательства.
ДД.ММ.ГГГГ Макаренко М.В. постановлена на учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № и Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Приказом ЦЗН Манского района от ДД.ММ.ГГГГ № Макаренко М.В. выплачена субсидия на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости) в качестве индивидуального предпринимателя в сумме <данные изъяты> руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета, представленной краевому бюджету, в размере <данные изъяты> руб., за счет средств краевого бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ЦЗН Манского района выполнила взятые на себя обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН Манского района проинформировал ОП № МО МВД России «Уярский» о том, что Макаренко М.В. в нарушение условий договора не отчиталась за целевое использование выделенных ей денежных средств в качестве субсидии не позднее трехмесячного периода, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с отчетными документами не приходила.
ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН Манского района информационным письмом уведомил Макаренко М.В. о нарушении ею условий указанного договора, а именно п. 2.1.2. (осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации) и п. 2.1.3 (предоставление в течение 03 месяцев с момента перечисления субсидии копий документов, подтверждающих целевое расходование этой субсидии). Макаренко М.В. этим же письмом также уведомлена о необходимости возврата субсидии в размере <данные изъяты> руб. в доход государства в течение 20 дней, до ДД.ММ.ГГГГ
Названное письмо получено Макаренко М.В. ДД.ММ.ГГГГ лично, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении. Предъявленные Макаренко М.В. требования, как следует из представленных материалов, оставлены ответчиком без удовлетворения. Макаренко М.В. лишь представила счет-фактуру и товарную накладную от ДД.ММ.ГГГГ о закупке оборудования и товаров для парикмахерской на сумму <данные изъяты> руб. Других документов, в том числе Выписку из ЕГРИП, датированная июлем-августом 2012 г., Макаренко М.В. в ЦЗН Манского района не представила. Доказательств надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ Макаренко М.В., зная о предстоящем судебном разбирательстве, в суд не направила, что расценивается судом как отсутствие у ФИО4 возражений по существу заявленных требований. Положения ст. 56 ГПК РФ обязывают стороны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Применительно к указанным обстоятельствам суд приходит к выводу, что обязательства по заключенному между сторонами договору № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в одностороннем порядке не выполняются, следовательно, заявленные исковые требования о взыскании выделенной Макаренко М.В. субсидии на осуществление предпринимательской деятельности подлежат удовлетворению в полном объеме. Разрешая исковые требования, суд также учитывает и то, что взыскиваемые с Макаренко М.В. денежные средства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачисленные на расчетные счета ЦЗН Манского района, а потому суд приходит к выводу, что эти денежные средства подлежат взысканию в пользу ЦЗН Манского района, как распределителя субсидий краевого и федерального бюджета.
Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, с учетом подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 61.1 БК РФ, с Макаренко М.В. в доход муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, которую ЦЗН Манского района не оплатил при подаче искового заявления со ссылкой на нормы подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Расчет государственной пошлины определяется судом, с учетом положений подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. Х 3%).
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Манского района» к Макаренко Марии Владимировны - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Макаренко Марии Владимировны в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Манского района» средства субсидии федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей , средства субсидии краевого бюджета в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Макаренко Марии Владимировны в доход муниципального района государственную пошлину в размере 2 316 рублей 80 копеек.
Ответчик вправе подать в Манский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения им копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд также и в апелляционном порядке в течение месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.П. Мордвинов