Дело № 2-482/2019
УИД 24RS0034-01-2019-000420-74
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2019 года с. Шалинское
Красноярского края
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
при секретаре Денисенко О.Я.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Манского района Красноярского края – Сахаровой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ детский сад «Колосок» о возложении обязанности привести в соответствие санитарным нормам помещение медицинского кабинета и обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам помещения медицинского кабинета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Манского района Красноярского края обратился в Манский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБДОУ детский сад «Колосок» о возложении обязанности на МБДОУ Детский сад «Колосок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие санитарным нормам помещение медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16, а также обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам помещения медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16.
Исковые требования аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, у медицинского кабинета, расположенного в МБДОУ детский сад «Колосок» отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, также ответчиком в нарушение требований законодательства не соблюдена обязанность по безвозмездному предоставлению медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, указанные недостатки, выявленные проверкой, влекут нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, прокурор просит суд: обязать МБДОУ Детский сад «Колосок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие санитарным нормам помещение медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16, а также обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам помещения медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16.
Представитель истца Сахарова Д.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Колосок», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, путем направления заказной корреспонденции по адресу указанному в исковом заявлении, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении заседания не ходатайствовал.
Принимая во внимание требования ст. ст. 113, 117 ГПК РФ, наличие в деле данных о судебном извещении, суд приходит к выводу, что неявка ответчика, представляет собой его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому с учетом положений ст. ст. 167 ГПК РФ не является преградой для рассмотрения дела в его отсутствие. В связи с чем суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации Манского района Красноярского края, Министерства образования и науки Красноярского края, КГБУЗ «Манская РБ» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщил, об отложении заседания не ходатайствовали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, с учетом уточненных заявленных исковых требований, суд находит их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
Кроме того, в ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также указано, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Также в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации "Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, согласно п.п.2,3 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 11.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Приказом Минздрава РФ от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пунктам 7, 8 указанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).
Пунктом 11 указанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку).
В соответствии ч. 1 п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
В соответствии с п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно подп. «г» п. 7 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).
Совместным Письмом министерства здравоохранения Красноярского края от 29.06.2012 № 03-07/10711, министерства образования и науки Красноярского края от 09.07.2012 № 4934/11 «О медицинском обслуживании учащихся» установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение получает образовательное учреждение, а медицинское учреждение обеспечивает его лицензирование в установленном порядке.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований законодательства обязанность предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, ответчиком не соблюдена.
Несоответствием медицинского кабинета образовательной организации требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательной организации нарушаются права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по изложенным в решении основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ детский сад «Колосок» о возложении обязанности привести в соответствие санитарным нормам помещение медицинского кабинета и обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам помещения медицинского кабинета – удовлетворить.
Обязать МБДОУ детский сад «Колосок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие санитарным нормам помещение медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16 и обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам помещения медицинского кабинета, расположенного в здании МБДОУ Детский сад «Колосок» по адресу: Красноярский край, Манский район, п. Первоманск, ул. Микрорайон, 16.
Ответчик вправе подать в Манский районный суд Красноярского края заявление об отмене настоящего заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения при наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд Красноярского края в течение 30 дней с момента вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий Тыченко С.В.