Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чемерисовой О.В.
при секретаре Черновой Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» о признании незаконным бездействие, обязании провести технический осмотр двигателя
УСТАНОВИЛ:
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» о признании незаконным бездействие, обязании провести технический осмотр двигателя.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в <данные изъяты> в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» проведена проверка соблюдения экологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, подлежащие устранению. Проверкой установлено, что ФКУ «Центр ГИМС России по Самарской области» проведено освидетельствование маломерного судна (моторная лодка <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 18 л.с., принадлежащего Агафонову О.Ю.. В процессе нормальной эксплуатации подвесных моторов с течением времени уровень выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может измениться и превысить допустимые значения. Установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна с подвесным мотором в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства инспекторами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не осуществлялось. При этом, несмотря на обязательное требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, по результатам проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в заключении № и в судовом билете <данные изъяты> проставлена отметка о годности к эксплуатации. Указанный судовой билет является документом, подтверждающим правомерность и законность эксплуатации маломерного судна без каких-либо ограничений. В соответствии с информацией ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» газоанализаторы при проведении освидетельствований маломерных судов в <данные изъяты> не использовались. Экологическая безопасность маломерного судна (моторная лодка «Викинг «Касатка 350») с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 18 л.с., принадлежащего Агафонову О.Ю., не подтверждена, следовательно, эксплуатация указанного суда при таких обстоятельствах, до проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, невозможна. Полагает, что при таких обстоятельствах, имеет место нарушение действующего законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточненных административных исковых требований, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура просит суд признать незаконным бездействие ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца Агафонова О.Ю., - моторной лодки моторная лодка <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты> 18 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) <данные изъяты>, 18 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года.
Представитель административного истца – помощник прокурора Панасов Н.М. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования в полном объеме, поддержал пояснения, изложенные в уточненном административном иске. Пояснил, что уточнение административных исковых требований связано с тем, что исковые требования могут быть исполнены только, когда судно будет на плаву. Прокурорской проверкой установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Центр ГИМС России по Самарской области» проведено освидетельствование маломерного судна, принадлежащего Агафонову О.Ю. Установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования судна с подвесным мотором в нарушение норм действующего законодательства инспекторами не осуществлялось. Однако, при этом в заключении и в судовом билете проставлена отметка о годности к эксплуатации. В соответствии с информацией административного ответчика газоанализаторы при проведении освидетельствований судов не использовались. Таким образом, экологическая безопасность маломерного судна Агафонова О.Ю. не подтверждена, следовательно, эксплуатация судна при таких обстоятельствах, до проведения тестирования указанного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, невозможна. При таких обстоятельствах имеет место нарушение действующего законодательства и права граждан на благоприятную среду, гарантированного Конституцией РФ.
Представитель административного ответчика в судебном заседании по доверенности ФИО4 уточненные административные исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что административный ответчик готов провести технический осмотр двигателя подвесного мотора на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ в период навигации 2019 года.
Заинтересованное лицо Агафонов О.Ю. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако о причинах неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не предоставил.
Выслушав представителя административного истца, пояснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В силу подпункта 8 пункта 5 указанного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет, в том числе функции по регулярной проверке в установленном порядке маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Правительство РФ постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки) путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.
Согласно подпункта «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" проверки судов, кроме спортивных судов, с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, используемых в целях мореплавания, осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п.4 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835, основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием во внутренних водах и в территориальной море Российской Федерации, а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно подп.8 п. 5 указанного Положения Государственная инспекция по маломерным судам, в том числе проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам.
В силу подпункта 1.2 названных Правил, данные Правила технического надзора устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС.
Согласно п. 2.1 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных Приказом МЧС от 29.06.2005 N 501, технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами.
На основании пункта 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС от 29.06.2005 N 501, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.
По результатам технического состояния маломерного судна предусмотрено три оценки состояния такого маломерного судна: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию" (абзац 1 пункта 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами).
Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 608 утвержден Административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС (далее - Административный регламент).
При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - маломерное судно), заявителями являются собственники маломерных судов или их законные представители (пункт 1.3 Административного регламента).
Предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России, которое реализует свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России (пункт 2.2 Административного регламента).
Конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки (пункт 2.5 Административного регламента).
Согласно пункту 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в том числе оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.
В силу пункта 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в процессе эксплуатации (п. 3.20, 3.21), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.
Основанием для начала административной процедуры по тестированию маломерного судна в процессе эксплуатации, зарегистрированного в ГИМС МЧС России, является определение должностным лицом подразделения ГИМС последовательности, времени и места проведения освидетельствования маломерного судна, оформленное в заявлении (пункт 3.18 Административного регламента).
Пункт 3.20 Административного регламента предписывает освидетельствование, в процессе которого производится тестирование маломерных судов, каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
Административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры (пункт 3.21 Административного регламента).
Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора (пункт 3.25 Административного регламента).
В соответствии с п.3.1. Регламента освидетельствование маломерного судна проводится в любом по выбору заявителя подразделении ГИМС, вне зависимости от места регистрации и стоянки маломерного судна. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: подача заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и осуществление их приема; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества; тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации; тестирование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону); тестирование маломерного судна после ремонта; оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию; получение сведений о маломерном судне.
Согласно п. 3.19 Регламента тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Маломерное судно на освидетельствование предъявляется в технически исправном состоянии.
Пунктом 3.20. Регламента предусмотрено, что маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
Согласно пункта 3.21. Административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры.
Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора (п. 3.25 Регламента).
В отношении маломерного судна, получившего оценку состояния "годное", должностное лицо ГИМС проставляет отметку в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию (п. 3.46 Регламента).
В соответствии с п. 3.48. Регламента на маломерное судно, получившее оценку состояния маломерного судна "непригодно к плаванию", по результатам освидетельствования оформляется в заключении с указанием мотивированных причин отказа в проставлении в судовом билете отметки о допуске маломерного судна к плаванию. Копия заключения о непригодности маломерного судна к плаванию передается заявителю. Одновременно заявителю возвращаются документы, необходимые для предоставления государственной услуги, под роспись в книге учета заявлений о проведении освидетельствования маломерных судов. Заключение с результатами освидетельствования маломерного судна хранится в подразделении ГИМС МЧС России. Срок хранения заявления - до очередного освидетельствования маломерного судна.
Из анализа приведенных правовых актов следует, что проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного суда и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена.
Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в <данные изъяты> в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» проведена проверка соблюдения экологического законодательства.
Согласно ответа на запрос суда ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» сообщил, что судовладельцем Моторной лодки <данные изъяты>» регистрационный номер <данные изъяты>, двигатель <данные изъяты>, мощность 15 л.с. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) является Агафонов О.Ю..
Проверкой Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» проведено освидетельствование маломерного судна – моторной лодки <данные изъяты>» регистрационный номер <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, мощность 15 л.с., принадлежащего Агафонову Л.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ проведено освидетельствование вышеуказанного маломерного судна, по результатам которого составлено заключение по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного суда № от ДД.ММ.ГГГГ, которым маломерное судно <данные изъяты>» регистрационный номер <данные изъяты>, с подвесным лодочным мотором YAMAHA №, мощность 15 л.с., признано годным к эксплуатации. Освидетельствование маломерного судна проводилось без использования газоанализатора.
Судом достоверно установлено, что использование газоанализатора при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна с подвесным мотором в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства инспекторами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не осуществлялось. Данные обстоятельство не опровергалось административным ответчиком, что принято во внимание суда.
При этом, несмотря на обязательное требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, по результатам проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в заключении № и в судовом билете <данные изъяты> проставлена отметка о годности к эксплуатации. Указанный судовой билет является документом, подтверждающим правомерность и законность эксплуатации маломерного судна без каких-либо ограничений. В соответствии с информацией ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» газоанализаторы при проведении освидетельствований маломерных судов в <данные изъяты> не использовались.
Таким образом, экологическая безопасность маломерного судна (моторная лодка <данные изъяты>» регистрационный номер №, с подвесным лодочным мотором YAMAHA №, 18 л.с., принадлежащего Агафонову О.Ю., не подтверждена.
При таких обстоятельствах, имеет место нарушение действующего законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» о признании незаконным бездействие, обязании провести технический осмотр двигателя, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что освидетельствование маломерного судна проводилось без использования газоанализатора в нарушение нормативных положений Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501, Положения о государственной инспекции по маломерным судам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, Административного регламента МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 N 608.
Не установление фактической годности маломерного судна к плаванию, влияет на безопасность неопределенного круга лиц при его эксплуатации.
В результате непроведения с помощью газоанализатора замеров выбросов маломерным судном в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ возложенная на ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Самарской области" обязанность по проведению технического освидетельствования должным образом не выполнена.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца Агафонова О.Ю. моторной лодки <данные изъяты>», с подвесным лодочным мотором YAMAHA №, 18 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» о признании незаконным бездействие, обязании провести технический осмотр двигателя, в период навигации 2019 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» о признании незаконным бездействие, обязании провести технический осмотр двигателя – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца Агафонова О.Ю, - моторной лодки <данные изъяты> с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, 18 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Обязать «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) <данные изъяты>, 18 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 26.01.2019 года.
Судья О.В. Чемерисова