Решение по делу № 33-2608/2016 от 31.10.2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» ноября 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Андреева С.В. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Дубровиной Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России Самсонова Александра Викторовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 сентября 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Майоровой Надежды Александровны к ФСИН России, признан незаконным отказ ФСИН России (протокол № 73 от 03.11.2015 года) в принятии Майоровой Надежды Александровны на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям: совершение действий с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты и отсутствие выписки из домовой книги по прежнему месту жительства Майоровой Надежды Александровны. На ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Майоровой Надежды Александровны на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению (рапорту) Майоровой Надежды Александровны от 25.11.2013 года.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя ФСИН России Самсонова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Майоровой Н.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Майорова Н.А. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, с учетом уточнений просила признать незаконным отказа ФСИН России от 03.11.2015 года в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России пересмотреть ее заявление от 25.11.2013 года с учетом незаконности оснований отказа в постановке на учет от 03.11.2015 года.

Исковые требования мотивировала тем, что она, являясь старшим оперуполномоченным УФСИН России по Костромской области, 25.11.2013 года обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Костромской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из трех человек: она, супруг М.Д.В., дочь М.К.Д. Ее семья зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 66,1 кв.м., принадлежащем на праве общей совместной собственности родителям супруга. Всего в жилом помещении зарегистрировано шесть человек. Постановлением территориальной подкомиссии УФСИН России по Костромской области от 11.12.2013 года ее документы приняты и направлены в ФСИН России. Постановлением комиссии ФСИН России от 03.11.2015 года ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ), а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктов 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369: не представлена выписка из домовой книги по прежнему месту жительства, взамен копии финансового лицевого счета представлена выписка из лицевого счета № 752 от 06.11.2013 года. Выписка из протокола № 73 от 03.11.2015 года ей вручена 07.04.2016 года. Ссылаясь на положения ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 (далее - Правила) указала, что вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его супруга, мотивированное любыми причинами, не может расцениваться как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, она не совершала, в связи с чем основания для отказа в постановке ее на учет для приобретения или строительства жилого помещения отсутствовали. Финансовый лицевой счет на жилую площадь отсутствует, вместо него был открыт лицевой счет. Постановление ФСИН России об отказе в постановке на учет нарушает ее право на получение единовременной социальной выплаты.

Судом по делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Костромской области Самсонов А.В., считая выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что Майорова Н.А. в 2013 году была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 49,7 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем ее матери П.В.В. Полагает, что Майорова Н.А. являлась членом семьи собственника жилого помещения по месту регистрации и была обеспечена жилой площадью. Перед подачей заявления о постановке на учет Майорова Н.А. и ее дочь М.К.Д. зарегистрировались в жилом помещении по адресу: <адрес>, чем ухудшила свои жилищные условия. Истица вселилась в жилое помещение, в котором проживали члены ее семьи, с намерением приобрести право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Она не представила обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, а именно, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет по адресу: <адрес>. Считает решение ФСИН России об отказе Майоровой Н.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты законным и обоснованным.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Майорова Н.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель УФСИН России по Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя УФСИН России по Костромской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года « 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника).

Как видно из материалов дела и установлено судом, 25.11.2013 года Майорова Н.А.., состоящая в должности старшего уполномоченного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области и имеющая общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет, обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Костромской области с заявлением (рапортом) о принятии ее на учет (составом семьи 3 человека) для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

Протоколом № 2 от 11.12.2013 года заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Костромской области представленные Майоровой Н.А. документы приняты и направлены в ФСИН России.

Протоколом № 73 от 03.11.2015 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения Майоровой Н.А. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с совершением действий с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ), а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369.

Отказывая в постановке на учет по указанным основаниям, комиссия ФСИН России исходила из того, что Майорова Н.А. и ее дочь М.К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 02.11.2013 года, супруг М.Д.В. с 09.01.2004 года постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 66,1 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей совместной собственности родителям супруга. Всего зарегистрировано 6 человек (заявитель и члены ее семьи, родители и брат супруга). На каждого члена семьи приходится 11,01 кв.м общей площади. Копия финансового счета либо заменяющий ее документ по данному адресу не приложен. Ранее Майорова Н.А. с 21.09.2004 года по 05.11.2013 года была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 49,7 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери заявителя. Выписка из домовой книги по данному адресу не представлена, имеется справка о регистрации от 15.11.2013 года, взамен копии финансового лицевого счета представлена выписка из лицевого счета № 752 от 06.11.2013 года. Копия послужного списка не прошита, представлены не все страницы копий паспортов, не представлена информация о регистрации дочери заявителя до 02.11.2013 года.

Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Майорова Н.А. и члены ее семьи не имеют.

Признавая незаконным отказ комиссии в постановке Майоровой Н.А. на учет для получения ЕСВ, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводам о том, что вселение Майоровой Н.А. к супругу не является намеренным действием по ухудшению жилищных условий. Истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Эти выводы судом мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда, основания для признания выводов суда первой инстанции неправильными отсутствуют.

Обоснованным также является вывод суда о незаконности отказа в постановке истицы на учет по причине непредставления ею документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «з» п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Из материалов дела видно, что Майорова Н.А. с 21.09.2004 года по 05.11.2013 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее матери П.В.В.

По данному жилому помещению Майоровой Н.А. для постановки на учет представлена справка о регистрации, выписка из лицевого счета, документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение.

С 02.11.2013 года Майорова Н.А. и ее дочь зарегистрированы по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве совместной собственности родителям супруга М.Д.В. - М.О.В. и М.В.Г.

По данному жилому помещению Майоровой Н.А. представлена выписка из домовой книги, содержащая сведения о зарегистрированных в жилом помещении лицах, копия свидетельства о регистрации права, в которой содержатся сведения об объекте права, в том числе общей площади квартиры.

Учитывая изложенные обстоятельства, положения Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 года № 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что финансовый лицевой счет является техническим документом, содержащим информацию о жилом помещении. Судом при этом установлено, что финансовый лицевой счет на жилую площадь не открывался, был открыт лицевой счет, который и был представлен истицей. Представленные Майоровой Н.А. документы для постановки на учет фактически являлись заменяющими документами, представление которых допускается в силу п.п. «з» п. 5 Правил.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводимым ответчиком в суде первой инстанции, они являлись предметом судебной проверки и исследования при рассмотрении дела и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных в ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России Самсонова Александра Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:-

Судьи:-

33-2608/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Майорова Н.А.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний России
УФСИН России по Костромской области
Другие
Гладышев В.И.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Кулакова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
21.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее