Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2014 года
Дело № 2-4240/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2014 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Малышевой А.В.
с участием прокурора Васильченко Е.В.
представителя заявителя Шибаева М.В.
заинтересованного лица Калашникова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференцсвязи, гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» об установлении административного надзора в отношении Калашникова А.Б,,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее по тексту ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении
Калашникова А.Б.
В обоснование требований заявитель указал, что Калашников А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, осужден приговором Оленегорского городского суда Мурманской области от 04 октября 2005 года по части *** статьи ***, части *** статьи ***, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчисляется с 26 июня 2005 года и заканчивается 25 декабря 2014 года.
Прибыл в ФКУ ИК-17 09 марта 2010 года из ИК-18 п.Мурмаши Мурманской области.
По прибытию в ФКУ ИК-17 трудоустроен не был, длительное время желания трудоустроиться не проявлял. Был трудоустроен в период с 22 апреля 2011 года по 02 ноября 2011 года <данные изъяты>, а замет с 09 января 2014 года. Получил профессию <данные изъяты>.
08 июня 2006 года осужденный был переведен в облегченные условия отбывания наказания. 21 января 2008 года допустил нарушение, за которое был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из облегченных в обычные условия отбывания наказания. 22 января 2008 поставлен на профилактический учет как склонный к изготовлению и употреблению спиртных напитков. 21 мая 2012 года поставлен на профилактический учет как склонный к завладению чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием. 29 марта 2012 года Калашников А.Б. был вновь переведен в облегченные условия отбывания наказания.
Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения знает, но не всегда соблюдает. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду неоднократно поощрялся администрацией учреждения, имеет 13 поощрений. 32 раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, по 4 нарушениям был водворен в штрафной изолятор, по 4 нарушениям был объявлен выговор, по 8 нарушениям был объявлен выговор устно, по 16 нарушениям было принято решение ограничиться беседой воспитательного характера. Действующих взысканий не имеет.
По характеру спокойный, аккуратный. Уживчив, в быту скромен, поддерживает взаимоотношения с широким кругом лиц, имеет социально-полезные связи.
Вместе с тем, полагал, что факт признания в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания является основанием для установления в отношении Калашникова А.Б. административного надзора сроком на 3 года, с назначением административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что позволит предупредить совершение новых преступлений и иных правонарушений, а также окажет на Калашникова А.Б. профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
В судебном заседании представитель заявителя Шибаев М.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо Калашников А.Б. в письменном отзыве на заявление с требованием об установлении административного надзора не согласился, указав, что признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в 2008 года, тогда как Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» вступил в силу 01 июля 2011 года, при этом указания о распространении его норм на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не содержится. Полагал, что нормы Федерального закона № 64-ФЗ не могут применяться в отношении лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания до вступления в силу данного Федерального закона.
В судебном заседании Калашников А.Б. не сослался на доводы, приведенные в письменном отзыве на заявление, и в целом не возражал против установления в отношении него административного надзора. При этом возражал против установления ему предложенных заявителем административных ограничений, пояснив, что после освобождения намерен проживать <адрес>, где трудоустроиться затруднительно, будет подыскивать работу в области, а путь сообщения с поселком сложный, автобус ходит лишь три раза в неделю. Кроме того, в <адрес> отсутствует пункт полиции, сотрудник УМВД приезжает в поселок несколько раз в месяц и ведет прием ограниченное количество времени. В связи с данными обстоятельствами, поскольку прибывать для регистрации будет проблематично, просил установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 1 раз в неделю.
Заслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, личное дело осужденного Калашникова А.Б., заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой данной статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 данного Федерального закона в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Установлено, что Калашников А.Б., родившийся ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, осужден приговором Оленегорского городского суда Мурманской области от 04 октября 2005 года по части *** статьи ***, части *** статьи ***, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Калашникова А.Б. с 26 июня 2005 года и заканчивается 25 декабря 2014 года.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых данным Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Преступление, совершенное Калашниковым А.Б., отнесено законом к категории особо тяжких.
Как следует из справки о поощрениях и взысканиях осужденного Калашникова А.Б., за период отбывания наказания в ФКУ ИК-17 с 09 марта 2010 года осужденный имел 13 поощрений, также в отношении него было применено 16 взысканий, за 4 из которых он водворялся в штрафной изолятор, четырежды ему был объявлен выговор, 8 раз – выговор устно. Взыскания в настоящее время сняты, погашены.
В период отбывания наказания, а именно 21 января 2008 года, Калашников А.Б. на основании соответствующего постановления был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
22 января 2008 года был поставлен на профилактический учет как склонный к изготовлению и употреблению спиртных напитков. 21 мая 2012 года был поставлен на профилактический учет как склонный к завладению чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием.
Из характеристики, представленной заявителем в отношении Калашникова А.Б., следует, что он в целом характеризуется посредственно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Калашников А.Б., являющийся совершеннолетним, имеющий непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, признанный в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, относится к лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 данного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Калашников А.Б. осужден за совершение особо тяжкого преступления. В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения Калашниковым А.Б. преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Оценив доказательства, представленные заявителем в обоснование заявленных требований и характеризующие личность осужденного Калашникова А.Б., суд полагает необходимым установить в отношении него административный надзор сроком на три года.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 данного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Заявитель просил установить Калашникову А.Б. ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, полагая, что данные ограничения с учетом личности Калашникова А.Б. и образа его жизни, а также с учетом обстоятельств совершения им преступления, за которое он в настоящее время отбывает наказание, могут положительно повлиять на него.
Суд соглашается с доводами заявителя, поскольку они подтверждаются представленными материалами и доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания.
Указанные заявителем административные ограничения соответствуют перечню, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", будут способствовать предупреждению совершения Калашниковым А.Б. впредь преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд, принимая во внимание выраженное Калашниковым А.Б. намерение проживать после освобождения в пределах Мурманской области, полагает возможным установить ему административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Мурманской области, поскольку данное ограничение с учетом необходимости систематического контроля за поведением Калашникова А.Б. будет способствовать надлежащему осуществлению указанного контроля.
При этом суд полагает необходимым разъяснить заинтересованному лицу, что указанное ограничение в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не препятствует ему получить в органе внутренних дел по избранному месту жительства (пребывания) разрешение на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с перечисленными в указанной статье исключительными личными обстоятельствами.
Суд также соглашается с требованием заявителя, поддержанным прокурором, об установлении в отношении Калашникова А.Б. в период административного надзора административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время, поскольку указанное ограничение, с учетом характеризующих личность Калашникова А.Б. обстоятельств, необходимо для предупреждения совершения им правонарушений и оказания на него профилактического воздействия, в связи с чем полагает возможным установить данное ограничение в период административного надзора с 22.00 часов до 06.00 часов каждых суток.
Также суд устанавливает в отношении Калашникова А.Б. административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания три раза в месяц, полагая такую периодичность явки необходимой и достаточной для достижения целей и задач административного надзора.
Доводы заинтересованного лица, приведенные в письменном отзыве на заявление, о том, что действие Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» на него распространяться не должно, поскольку он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания до введения в действие указанного закона, суд как основания для отказа в удовлетворении заявления ФКУ ИК-17 не принимает.
При этом суд учитывает, что Федеральный закон не содержит ограничений по периоду признания лица злостным нарушителем установленного порядка, и данный период не имеет правового значения при решении вопроса об установлении в отношении указанного лица административного надзора, поскольку сам факт признания его злостным нарушителем с период отбывания наказания, по смыслу закона, является основанием для применения к нему соответствующих мер с целью осуществления контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающим возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, суд при разрешении вопроса об установлении административного надзора учитывает поведение осужденного в целом за весь период отбывания наказания.
Доводы Калашникова А.Б. о несогласии с установлением ему административных ограничений, поскольку намерен трудоустраиваться в Мурманской области не по месту постоянного жительства, поездки в <адрес> к месту жительства, в том числе для регистрации у сотрудника органа внутренних дел, проблематичны, суд также находит несостоятельными.
Так, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что применение предложенных заявителем административных ограничений к Калашникову А.Б. целесообразно.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Калашниковым А.Б. не представлено доказательств его предполагаемому трудоустройству в ином населенном пункте области, чем место жительства, к которому он убывает по освобождению из колонии, возможному графику его работы, отсутствию возможности зарегистрироваться по месту пребывания в населенном пункте, где он будет трудоустроен, если место работы не будет совпадать с его постоянным местом жительства, а также иным обстоятельствам, которые, по мнению заинтересованного лица, могут препятствовать соблюдению им устанавливаемых административных ограничений.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в полном объеме и устанавливает в отношении Калашникова А.Б. административный надзор сроком на три года с административными ограничениями в виде запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом суд находит необходимым разъяснить заинтересованному лицу, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случаях, предусмотренных статьей 7 данного Федерального закона, а именно в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Кроме того, суд разъясняет, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В силу частей 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261.7–261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония
№ 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» об установлении административного надзора в отношении Калашникова А.Б, удовлетворить.
Установить в отношении Калашникова А.Б,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор сроком на три года.
Установить в отношении Калашникова А.Б, в период административного надзора административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Разъяснить Калашникову А.Б,, что срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова