Решение по делу № 2-40/2017 (2-701/2016;) от 26.12.2016

                        Дело №2-40/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года                         с.Шипуново Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 Ю.С.Давыдовой,

при секретаре                     Т.А.Правдиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Барнаула» к Кочергиной Е.Н. о взыскании единовременной финансовой помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Барнаула» (далее Центр занятости) обратилось в суд с иском к Кочергиной Е.Н. о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты>

В обоснование требований указал, что в целях реализации Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи.

В соответствии с условиями договора ответчику была предоставлена субсидия на организацию предпринимательской деятельности в сумме <данные изъяты>.

Согласно Договору ответчик обязался зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 24 месяцев со дня внесения записи в Реестр.

С ДД.ММ.ГГГГ Кочергина Е.Н. осуществляла предпринимательскую деятельность, однако в нарушение условий договора прекратила осуществление данной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

При принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев ответчик в соответствии с п.3.3.11 договора обязан был известить комиссию по отбору бизнес – планов, созданную органом местного самоуправления, с целью подтверждения уважительности причин прекращения деятельности. Данный порядок не соблюден, доказательств уважительных причин ответчик не представил.

В соответствии с п.3.3.12 договора ответчик обязан возвратить сумму финансовой помощи в полном объеме в случае прекращения предпринимательской деятельности ранее установленного срока при нарушении условий, предусмотренных п.3.3.5 договора.

Поскольку денежные средства субсидии Кочергиной Е.Н. не возвращены, Центр занятости обратился с иском о их взыскании.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, представитель истца просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с предоставленными Законом РФ от 19 апреля 1991 года, N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" полномочиями, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Согласно этих Правил, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональная программа), в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (п. 2).

Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п. 3).

Из указанных нормативных правовых актов следует, что к возникшим между сторонами спорным правоотношениям следует применять и Бюджетный кодекс РФ.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 2 пп. "г" Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ", субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В соответствии с «Порядком предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего на момент предоставления Кочергиной Е.Н. субсидии, гражданин, получивший финансовую помощь, обязан:

осуществлять предпринимательскую деятельность с соблюдением условий договора с центром занятости населения и бизнес-плана, прошедшего отбор в соответствии с условиями настоящего Порядка. В случае изменения вида, места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, состава членов кооператива указанные изменения бизнес-плана должны быть рассмотрены и согласованы комиссией;

не прекращать осуществление предпринимательской деятельности, не прекращать осуществление деятельности в кооперативе и не выходить из кооператива ранее окончания срока, предусмотренного договором между центром занятости населения и гражданином;

письменно уведомить комиссию и центр занятости населения о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам (заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина) в течение 5 рабочих дней с момента, когда гражданину стало известно о наличии таких причин, для решения комиссией вопроса о наличии уважительных причин прекращения гражданином предпринимательской деятельности – п.3.6 Порядка.

    Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Центром занятости и Кочергиной Е.Н. был заключен Договор о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п. 2.1 которого, Кочергиной Е.Н. была предоставлена субсидия на организацию предпринимательской деятельности в сумме <данные изъяты> Указанная сумма была перечислена Кочергиной Е.Н., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2).

В силу указанного договора Кочергина Е.Н. обязана была организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес – планом, в отношении которого вынесено положительное заключение (п. 1.3 договора), а также обязалась в течение 30 календарных дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию индивидуального предпринимателя (п.3.3.3), и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 24 месяцев со дня внесения записи в Реестр (п. 3.3.5).

Согласно п. 3.3.10, 3.3.12 договора, при прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п.3.3.5 договора, Кочергина Е.Н. обязалась уведомить комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления и Центр о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам в течение 5 дней с момента, когда стало известно о наличии таких причин; а в случае непризнания комиссии причин уважительными, осуществить возврат средств финансовой помощи в размере, указанном в п.2.1 настоящего договора.

Исходя из условий договора, основанием возврата субсидии является прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности ранее срока, указанного в п.3.3.5 договора при отсутствии уважительных причин. При этом уважительность таких причин должна была подтверждаться документами с предоставлением их в Центр занятости населения (п.3.3.11 договора).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) Кочергина Е.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и прекратила свою деятельность в данном качестве ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), что подтверждается сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Из материалов дела следует, что Кочергина Е.Н. в соответствии с бизнес-планом в течение установленного договором срока должна была осуществлять деятельность по организации работы парикмахерского и ногтевого зала в г. Барнауле (л.д.12).

Вместе с тем доказательств осуществления ответчиком предпринимательской деятельности в материалы дела не представлено; предпринимательская деятельность прекращена, что свидетельствует о не исполнении Кочергиной Е.Н. обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления предпринимательской деятельности в течение не менее 24 месяцев, и представления в Центр занятости документов, подтверждающих уважительность причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности. Данных о том, что документы, подтверждающие уважительность причин, были предоставлены истцу, в материалах дела не содержится.

Согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Физические лица и коммерческие организации по общему правилу, участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях.

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, несение убытков является риском индивидуального предпринимателя, который, как и риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью, при наличии к тому волеизъявления, мог быть застрахован.

Из заключенного договора не следует, что несение индивидуальным предпринимателем убытков освобождает его от обязанности возвратить полученную сумму субсидии в случае нарушения условий данного договора.

О наличии каких-либо причин прекращения предпринимательской деятельности Кочергина Е.Н. не заявляла, доказательств этому не представляла.

В судебном заседании установлено нарушение ответчиком продолжительности осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной договором, при отсутствии уважительных причин досрочного прекращения такой деятельности, что в соответствии с условиями этого же договора является основанием для возвращения ответчиком денежных средств, предоставленных ей в виде единовременной финансовой помощи в размере <данные изъяты>.

Поскольку факт нарушения ответчиком условия заключенного с ней договора в части продолжительности осуществления предпринимательской деятельности в связи с принятием ею решения о досрочном прекращении данной деятельности в отсутствии уважительных причин подтвержден материалами дела, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по возвращению денежных средств, предоставленных ей в виде единовременной финансовой помощи.

При изложенных обстоятельствах, суд признает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Барнаула» к Кочергиной Е.Н. о взыскании единовременной финансовой помощи удовлетворить.

Взыскать с Кочергиной Е.Н. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Барнаула» единовременной финансовой помощи в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Кочергиной Е.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья                 Ю.С.Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2017 года

2-40/2017 (2-701/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Центр занятости населения г. Барнаула"
Ответчики
Кочергина Елена Николаевна
Суд
Шипуновский районный суд Алтайского края
Судья
Давыдова Ю.С.
Дело на сайте суда
shipunovsky--alt.sudrf.ru
26.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.12.2016Передача материалов судье
27.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2017Подготовка дела (собеседование)
10.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
26.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2018Дело оформлено
16.05.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее