РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.
при секретаре Апахиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2022-002145-04 (производство № 2а-1287/2022) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Толоконниковой И.А. задолженности налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также пени по земельному налогу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Толоконникова И.А. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в 2015 г., 2016 г., 2017 г. в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: №83115481 от 04.09.2016 г., №32700469 от 21.09.2017 г., №53944002 от 23.08.2018 г., в которых земельный налог и налог на имущество физических лиц рассчитаны исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика. Указанные налоговые уведомления были получены ответчиком.
В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 95,43 руб. В нарушении ст. 45 НК РФ Толоконникова И.А. не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, истец направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога № 17063 от 20.12.2016 г. с предложением добровольно погасить задолженности по налогам и пени до 14.02.2017 г.; № 12002 от 14.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 03.04.2018 г., № 21163 от 04.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 01.04.2019 г. Налогоплательщиком данные требования не исполнены.
22.11.2021 г. мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ № 2а-3581/2021, однако, согласно определению от 17.01.2022 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Административный ответчик Толоконникова И.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщила.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как указано в ст. 405 НК РФ, налоговым периодом для уплаты налога на имущество физических лиц является календарный год.
Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст. 408 НК РФ возложена на налоговые органы.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.1991 г. (действ, редакция) лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что Толоконникова И.А. в 2015-2017 г. являлась собственником:
- земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201061:1672, находящегося по адресу: ....
- земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201061:1573, находящегося по адресу: ....
- земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201061:1848, находящегося по адресу: ....
- жилого дома, с кадастровым номером объекта 63:09:0201061:3361 расположенного по адресу: ....
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: № 83115481 от 04.09.2016 г., № 32700469 от 21.09.2017 г., № 53944002 от 23.08.2018 г. в которых земельный налог и налог на имущество физических лиц рассчитаны исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика.
Налоговые уведомления оставлены без исполнения. В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 95,43 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налогов №17063 от 20.12.2016 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени в срок до 14.02.2017 г., № 12002 от 14.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 03.04.2018 г., № 21163 от 04.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 01.04.2019 г. Срок исполнения последнего требования об уплате налогов №21163 – до 01.04.2019г.
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 01.10.2019 г.
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 22.11.2021 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.
22.11.2021 г. мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ № 2а-3581/2021, однако согласно определению от 17.01.2022 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности после отмены судебного приказа не позднее 17.07.2022 г. Указанный срок административным истцом не пропущен, поскольку с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени налоговый орган обратился 29.04.2022 г.
Представителем истца заявлено ходатайство признании уважительными причин пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа и восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций, уважительных причин для пропуска срока для обращения в суд, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока не имеется. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании с Толоконниковой И.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога и пени по земельному налогу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.06.2022 г.
Судья О.В. Меньшикова