Копия Дело № 2-479/2021
24RS0008-01-2021-000782-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н., при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Савиной А.А.,
представителя ответчика по доверенности Марудо В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Максименко Е. С. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о предоставлении мер социальной поддержки инвалиду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края в интересах Максименко Е.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что в <адрес> поступило заявление Максименко А.Н., действующей в интересах Максименко Е.С. о защите в судебном порядке ее интересов в части предоставления мер социальной поддержки. Согласно справке МСЭ-2016 № Максименко Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом категории «ребенок-инвалид». В ходе проведенной проверки установлено, что Максименко Е.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> и имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С 01.11.2018 г. ответчиком принято решение о приостановлении, а с 01.12.2018 г. решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, поскольку УСЗН по Большемуртинскому району Красноярского края получена информация об имеющейся у законного представителя Максименко Е.С. – Максименко А.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом положений действующего законодательства полагает, что принятые УСЗН решения о приостановлении, а также о прекращении предоставления мер социальной поддержки являются незаконными.
Просит обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Максименко Е.С. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%, в форме субсидий, путем их возобновления с 01 ноября 2018 года.
От ответчика КГКУ «УСЗН», Министерства социальной политики Красноярского края поступили письменные возражения на исковое заявление с указанием на необоснованность заявленных требований.
В судебное заседание истец Максименко Е.С. и ее законный представитель Максименко А.Н., представитель Министерства социальной политики Красноярского края не явились, извещены надлежаще.
С учетом мнения сторон, положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Красноярского края <данные изъяты> исковые требования поддержала, обосновывая вышеизложенными доводами.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Марудо В.А. исковые требования не признала, обосновывая доводами, изложенными в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Максименко Е.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>2.
В соответствии со справкой МСЭ-2016 № 0255454 от 01.01.2018 г., Максименко Е.С. повторно установлена инвалидность «ребенок-инвалид» на срок до 03.07.2030 г.
Согласно уведомлению УСЗН администрации Большемуртинского района Красноярского края № 319 от 13.11.2018 г., в связи с наличием задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за два и более месяца, предоставление мер социальной поддержки Максименко Е.С. приостановлено с 01.11.2018 г. на один месяц.
В связи с непогашением указанной задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности), предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Максименко Е.С. прекращено с 01.12.2018 г., о чем последней было направлено уведомление № 421 от 12.12.2018 г.
Разрешая требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Максименко Е.С. суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
20.09.2021 г. законный представитель несовершеннолетней Максименко Е.С. - Максименко А.Н. обратилась к Прокурору Большемуртинского района Красноярского края с соответствующим заявлением о защите ее прав.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 7 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются в форме субсидий.
Из текста указанного Закона Красноярского края следует, что в данном Законе в статьях 3, 3.1, 4, 5, 5.1, 5.2, 6 предусмотрены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и в статьях 8, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 10.1 предусмотрены дополнительные субсидии и дополнительные меры социальной поддержки перечисленным в указанных статьях категориям граждан. Инвалиды (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий) в этих нормах не перечислены.
В то же время в ст. 7 Закона, определяющей формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством РФ, к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Законом Красноярского края от 11.07.2019 № 7-2934 внесены изменения в закон Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», которым субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг заменена на компенсацию.
В соответствии со ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 (в редакции от 24.12.2020 г.) компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашения по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1,10.3 настоящего закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем за три последних года.
В силу п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804, действовавшей в редакции от 10.08.2019 г., предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительных причин ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определением Верховного суда от РФ от 03.06.2015 г. № 53-АПГ15-24 «Об отмене решения Красноярского краевого суда от 29.01.2015 г. и признании недействующими отдельных положений п. 1 ст. 13 и п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», п. 1 ст. 13 и п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в части признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, то есть с 29.01.2015 г. в той мере, в какой их действие распространено на инвалидов. В Определении Верховного суда РФ также разъяснено, что из содержания указанных положений Закона края следует, что для указанной категории граждан-инвалидов, в том числе, установлен ежемесячный заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть введены дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренные действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном федеральным законом размере законодатель Красноярского края ставит в зависимость от исполнения данной категорией граждан перечисленных в Законе края обязанностей, тогда как вышеперечисленным федеральным законодательством таких обязанностей и условий предоставления указанной льготы для инвалидов не установлено. Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, с 29.01.2015 г. при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, а также не может быть прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Требования ст. 20.1 Закона края, содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые по своей сути противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов, не могут быть применены к льготникам- собственникам жилых помещений, у которых имеется задолженность по оплате жилищных услуг и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, само по себе наличие у истица Максименко Е.С. задолженности по оплате жилья, коммунальных услуг не может служить основанием для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем, решение ответчика о приостановлении и последующем прекращении предоставления указанных мер с 01.11.2018 г. является незаконным, поскольку внесенные в Закон края № 13-2804 изменения не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления изменений в законную силу, то есть до 11.08.2019 г.
С учетом изложенного, требования прокурора в интересах Максименко Е.С. о возобновлении предоставления с 01.11.2018 г. мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме субсидий размере 50 процентов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Максименко Е. С. удовлетворить.
Возложить обязанность на КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Максименко Е. С. с 01 ноября 2018 года меры социальной поддержки в форме субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Лактюшина
Решение принято в окончательной форме 15 декабря 2021 года.
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина