Гражданское дело № 2-2085/2013
Решение
Именем Российской Федерации
Город Енисейск 1 октября 2013 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ремизовой Е.П.
с участием прокурора Насибулиной В.Р.,
при секретаре Сушаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Озерновского сельсовета Енисейского района о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
установил:
Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Озерновского сельсовета Енисейского района в срок до 1 февраля 2015 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории Озерновского сельсовета в 0,8 километрах на запад от с.Озерное (старый карьер) путем сбора и вывоза отходов на специализированный полигон.
В судебном заседании прокурор Насибулина В.Р. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Озерновского сельсовета Попова С.А. иск признала, последствия признания иска ей судом разъяснены и понятны, о чем отобрана подписка к протоколу судебного заседания. Дополнительно пояснила, что площадь свалки около 10000 м2, примерная сумма для её ликвидации составляет 1875 млн. руб., которые у сельсовета отсутствуют, кроме того рядом с с.Озерное полигона ТБО нет.
Представитель третьего лица - администрации Енисейского района Елистратова Е.Ю. не возражала удовлетворить иск прокурора предоставив ответчику отсрочку исполнения судебного решения до 1 февраля 2015 года для решения вопроса об организации полигона ТБО в границах д.Усть-Кемь Енисейского района.
Третье лицо –Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие такового, что суд считает возможным.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г "О прокуратуре Российской Федерации" ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Заявленные прокурором требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления – администрацией Озерновского сельсовета полномочий, возложенных на неё федеральным законом, и на защиту прав жителей села Озерное на благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".
В связи с этим хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип закреплен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Этой же нормой закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьёй 51 упомянутого закона регламентируются требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральным Законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Ст. 8 этого закона полномочия органов местного самоуправления разграничены. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ст. 12 Закона №89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статьёй 14 Федерального закона №131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация утилизации и переработки отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований с целью их регулярной очистки от всяческих отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.
Прокурорской проверкой установлено, что на территории Озерновского сельсовета на земельном участке, расположенном в 0,8 км на запад от с.Озерное (старый карьер) размещена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, в виде различной упаковочной тары, несортированного мусора включающего пищевые продукты, изделия из полимерных материалов, резины, полиэтилена, пластмассы, стекла, опилок, дерева, железа, уличный смет, строительный мусор. Площадь несанкционированной свалки составляет 2 га. Данный земельный участок не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением п.п. 2.2, 3.4 санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16. Вышеприведенные обстоятельства при рассмотрении требований прокурора никем не оспаривались.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах суд находит, что признание иска ответчиком закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов сторон и третьих лиц не нарушает, и принимается судом.
Следовательно, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенных на земельном участке в 0,8 км на запад от с.Озерное (старый карьер) Енисейского района Красноярского края путем организации сбора и вывоза несанкционированно размещенных на указанном земельном участке бытовых отходов на специализированный полигон твердых бытовых отходов для их дальнейшей утилизации безопасным для здоровья населения и окружающей среды способами в срок до 1 февраля 2015 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Озерновского сельсовета Енисейского района Красноярского края в срок до 1 февраля 2015 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в 0,8 км на запад от с.Озерное Енисейского района (старый карьер), кадастровый номер земельного участка 24:12:0470201:35, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный объект, предназначенный для утилизации отходов.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2013 года
Копия верна, решение не вступило в законную силу, судья Е.П. Ремизова