Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2186/2013 ~ М-2186/2013 от 16.07.2013

      Дело № 2-2186/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2013 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре              Татарниковой Ю.А.

с участием

заявителя Коваленко О.В.

представителя заинтересованного лица - Администрации Кировского района г. Томска Васильевой А.И., действующей на основании доверенности от 25.01.2013 года. Зубановой А.А., действующей на основании доверенности от 24.07.2013 года

представителя заинтересованного лица - Администрации Томского района Каминской Т.С., действующей на основании доверенности Тараевой Ю.А., действующей на основании доверенности от 04.06.2013 года.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Коваленко О. В. о признании незаконным решения Администрации Кировского района г. Томска и возложении обязанности в течение определенного судом срока включить в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

УСТАНОВИЛ:

Коваленко О.В. обратилась в суд с названными требованиями, указав, она /________/ года рождения, с 1998 г. является круглой сиротой, поскольку мама умерла в /________/ году, отец в /________/, бабушка в /________/ году. До 2000 г. она проживала в /________/ речка Томского района Томской области с бабушкой. Жилое помещение за ней не закреплялось. В 2000 г. поступила в Томский сельскохозяйственный техникум и переехала на постоянное место жительства в г. Томск. По окончанию техникума в 2005 году и по настоящее время она проживает в г. Томске, а с 01.11.2009 в Кировском районе по адресу: /________/, кВ. /________/. В соответствии с изменениями в действующем законодательстве, вступившими в силу с 01.01.2013 жилые помещения предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту их жительства. На основании данного факта ею был собран пакет документов и предоставлен в Администрацию Кировского района г. Томска для включения в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако Администрацией Кировского района г. Томска во включении в данный список ей было отказано в связи с тем, что ее возраст превышает 23 года. В соответствии со ст. ст. 8,9 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняются за лицами, которые относились к названным категориям, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, законодатель не ограничивает возраст, до которого она может воспользоваться правом, предоставленным данным законом. Аналогичная норма содержится в законе Томской области.

         В защиту своих жилищных прав Коваленко О.В. просит признать незаконным решение Администрации Кировского района г. Томска и возложении обязанности в течение определенного судом срока включить в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

В судебном заседании заявитель требование поддержала, указав что в 2013 году в установленном порядке она обратилась в Администрацию Кировского района г. Томска с заявлением для включения в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив все необходимые документы. Указанное заявление подано по месту жительства, поскольку она проживает на /________/ г. Томске. Полагает, что ее право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, предусмотренном законом за ней сохранилось, несмотря на то, что ей исполнилось уже 29 лет, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями и Администрация не имеет право отказать ей в постановке на учет. При этом указала, что до этого момента она добивалась признания ее сиротой и обращалась в Администрацию Итатского сельского округа и по месту прописки /________/ речка Томского района в устном порядке. Ей пояснили, что жилье по адресу /________/ за ней не было закреплено, и ей необходимо обратиться в Администрацию по месту фактического жительства. Кроме этого, когда она училась в техникуме, она представляла справку, что является круглой сиротой из Администрации Томского района, но ей никто не разъяснил, что необходимо встать на учет по обеспечению жилыми помещениями. Обучаясь в техникуме, она также предоставляла свидетельства о смерти обоих родителей, и этого было достаточно, чтобы ее перевели на полное государственное обеспечение.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Кировского района г. Томска требования не признала, указав, что в силу ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статус сироты устанавливается до определенного возраста. Несмотря на изменения действующего законодательства, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, однако данная норма является вводной, и ее действие направлено на правоотношения, возникшие до 01.01.2013 года. Коваленко О.В. в правоотношения с Администрацией Итатского сельского округа не вступила, на учете не состояла, не была учтена как ребенок-сирота, над ней не устанавливалась опека и до 2013 года она не обращалась за обеспечением ее жилым помещением, несмотря на то, что установлен заявительный порядок. Поскольку правоотношения не возникли, то на данный момент они возникнуть не могут, так как не будут соблюдены требования ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку Коваленко сиротой в настоящее время признана быть не может.

Кроме этого, Коваленко не было представлено всего пакета документов, необходимого для включения в список, а именно оригиналов выписки из домовой книги и свидетельства о смерти отца.

Представители заинтересованного лица Администрации Томского района в судебном заседании пояснили, что Коваленко О.В. на учете в органах опеки и попечительства Томского района как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состояла, опека над ней не устанавливалась, сведений о ней в региональный банк данных не вносились, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма не состояла. Ее обращение в Администрацию. Томского района в 2004 году с целью получения справки о том, что она является сиротой для предоставление в образовательное учреждение носило форму обращения граждан, было зарегистрировано как обращение и в настоящее время сведения об этом не сохранены, поскольку истек срок хранения книг учета обращений граждан. Право постановки на льготную очередь как сироте ей не разъяснялось, поскольку она проживала в г. Томске.

Заслушав объяснение представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 254,255 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума Верховного суда РФ № 2) граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 20 Постановления Верховного суда РФ бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Заявитель обязан доказать нарушение прав и законных интересов.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ он распространяется на детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

       Аналогичные положения содержаться в Законе Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 10.07.2013) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области"

В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 558а (ред. от 24.04.2013) "О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области" утвержден Порядок принятия заявления и иных документов, необходимых для принятия решения о включении в Список и Перечень документов, необходимых для принятия решения о включении в Список.

Заявление о включении в Список по форме, утвержденной настоящим постановлением, и иные документы направляются в органы местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, наделенные государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно.

Документами, необходимыми для принятия решения о включении в Список, являются документы, указанные в Перечне документов, необходимых для принятия решения о включении в Список (Приложение № 2 к Постановлению).

Как установлено материалами дела Коваленко О.В., /________/ года рождения в 2013 году в возрасте /________/ лет обратилась в Администрацию Кировского района г. Томска с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.

07.06.2013 года письмом Администрации Кировского района ей было сообщено, что согласно решению комиссии по опеке и попечительству Администрации Кировского района г. Томска ей было отказано в постановке на учет, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 Коваленко О.В. к категории граждан, а именно к лицам из числа детей-сирот от 18 до 23 лет не относиться.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось заявителем, Коваленко О.В. зарегистрирована 03.07.2000 г. по месту жительства в /________/ речка, о чем в паспорте имеется отметка о регистрации. Согласно пояснениям Коваленко О.В. она проживала в /________/ речка с бабушкой.

Мама умерла в /________/ году, отец в /________/ году, бабушка в /________/ году. О смерти, не проживающего вместе с ними отца, она узнала после 2000 года и до этого получала пенсию по случаю потери кормильца (матери) с 26.06.1994, что подтверждается справкой пенсионного фонда.

С 01.09.2000 по 2004 год Коваленко О.В. обучалась в Томском сельскохозяйственном техникуме и была зачислена на полное государственное обеспечение как студент из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается архивной справкой Томского аграрного колледжа /________/ от 14.08.2013. Согласно пояснениям Коваленко О.В. основанием для этого явилось предоставление в техникум свидетельств о смерти обоих родителей и справки муниципалитета Томского района в 2004 году.

Вместе с тем, по информации Администрации Томского района Томской области, Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Коваленко О.В. на учете в органах опеки и попечительства Томского района как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состояла, опека над ней не устанавливалась, сведений о ней в региональный банк данных не вносились, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма она не состояла, что следует из писем от 06.08.2013 /________/, от 08.08.2013 /________/.

Заявитель основывает требования о незаконности решения Администрации на том, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Суд не может согласиться с позицией заявителя, в связи со следующим.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространил действие закона на лиц, достигших 18 летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Это право, с учетом анализа вышеизложенных норм закона, порядка и условий реализации права на обеспечение жилым помещением, связано с достижением возраста 23 лет, что следует из ст. ст. 1, 8 Федерального закона № 159 -ФЗ. Соответственно до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства)- включены в Список.

Как установлено судом, впервые Коваленко О.В. обратилась с заявлением в Администрацию Кировского района г. Томска о включении ее в Список, когда ей исполнилось /________/ лет.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.

Коваленко О.В., в силу вышеизложенных обстоятельств, в правоотношения с уполномоченным органом (Администрацией Томского района) не вступила. На сегодняшний момент данные правоотношения возникнуть не могут, так как не будут соблюдены требования ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая установленные судом обстоятельства, Администрация Кировского района г. Томска, действуя в пределах предоставленным ей законом полномочий на законных основаниях отказала заявителю во включении в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в список Коваленко О.В. достигла возраста 23 лет.

         Обстоятельства того, что Коваленко О.В. в течение долгого времени предпринимались действия по разрешению данного вопроса, не подтверждают незаконность оспариваемого решения, поскольку установлен факт обращения заявителя в Администрацию по месту жительства только в 2013 году. Кроме того, судом установлено и заявителем не оспаривалось, что при подаче заявления не был представлен весь необходимый пакет документов, а именно оригиналов свидетельств о смерти, выписки из похозяйственной книги.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении заявления Коваленко О. В. о признании незаконным решения Администрации Кировского района г. Томска и возложении обязанности в течение определенного судом срока включить в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

2-2186/2013 ~ М-2186/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваленко Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация Кировского района г. Томска
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Николаенко Е.С.
Дело на сайте суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
16.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2013Передача материалов судье
19.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2013Подготовка дела (собеседование)
06.08.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.08.2013Предварительное судебное заседание
16.08.2013Судебное заседание
20.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2013Дело оформлено
19.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее