Дело № 2-1818/2021
УИД: 39RS0001-01-2021-000051-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Бриер М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титаренко И.С. к военному комиссариату города Калининграда Калининградской области, военному комиссариату Калининградской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Титаренко И.С. в лице представителя по доверенности Волковой Е.В. с учетом уточнения обратилась в суд с исковым заявлением военному комиссариату <адрес> об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, указав в обоснование заявленных требований, что она является супругой умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 – <данные изъяты>. В настоящее время она является нетрудоспособной, получает пенсию за выслугу лет. В соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" она имеет право перейти со своей пенсии на пенсию по случаю потери кормильца. Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца, указав на необходимость установления юридического факта нахождения на иждивении умершего супруга, поскольку отсутствует подтверждение материальной зависимости от доходов умершего супруга. С таким решением военного комиссариата Калининградской области она не согласна. С ДД.ММ.ГГГГ супруг был вынужден проживать со своей тяжело больной матерью – ФИО3, для осуществления за ней ухода в Приморском крае, однако супруг часто приезжал в Калининград, проводил время с семьей, постоянно оказывал ей материальную поддержку, оплачивал обязательные платежи, приобретал продукты питания, его банковская карта находилась в распоряжении истца, размер его пенсии по линии Министерства обороны значительно превышал размер пенсии истца. Таким образом, она находилась на иждивении у супруга.
На основании изложенного, просит установить факт нахождения на иждивении умершего супруга ФИО2 на дату его смерти ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца и обязать военный комиссариат Калининградской области назначить ей пенсию по случаю потери кормильца.
В судебное заседание истец Титаренко И.С. не явилась, судом извещены надлежащим образом, ее представитель по доверенности Волкова Е.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что не согласна с решением военного комиссариата Калининградской области об отказе в назначении пенсии, поскольку представленными стороной истца документами и показаниями опрошенных свидетелей подтверждается, что фактически она находилась на иждивении у супруга, поскольку получаемая ею пенсия очень маленькая, пенсия супруга была значительно больше. Несмотря на то, что супруг истца с ДД.ММ.ГГГГ вынужденно проживал в Приморском крае, осуществляя уход за тяжело больной матерью, супруги все же вели совместное хозяйство, несли совместные расходы, оплачивали коммунальные платежи, приобретали бытовую технику в свою квартиру, вели общий бюджет. Пенсионная карта супруга находилась у истца, с карты истец переводила часть денег супругу, оплачивала свои необходимые расходы, коммунальные платежи. Распоряжение денежными средствами осуществлялось по обоюдному согласию. Когда ФИО2 приезжал в Калининград, супруги на совместные средства приобретали мебель, бытовую технику в свою квартиру. Досуг супруги также проводили вместе, что подтверждается фотографиями семейных праздников, на которых присутствует ФИО2 Между супругами существовали нормальные семейные отношения, у них были общие планы. ФИО2 заботился о своей супруге, что подтверждается так же показаниями свидетелей, всегда нес расходы по оплате коммунальных услуг за обоих супругов. Супруги, несмотря на непродолжительное проживание ФИО2 в Приморском крае, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. продолжали вести совместное хозяйство. В ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 возникли проблемы со здоровьем, он приехал в Калининград для прохождения обследования, жил дома совместно с Титаренко И.С. В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 направлен на лечение в Москву, истец все время находилась вместе с ним, что подтверждается информацией, полученной из <данные изъяты> о выдаче Титаренко И.С. пропусков на территорию госпиталя. В этот период супруги находились каждый день рядом, Титаренко И.С. заботилась о своем супруге. В ДД.ММ.ГГГГ. после окончания лечения <данные изъяты> супруги вернулись домой, истец осуществляла уход за ФИО2, заботилась о нем. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по день смерти ДД.ММ.ГГГГ супруги проживали вместе, вели совместное хозяйство, что подтверждается материалами дела, пояснениями свидетелей. Дополнительно указала, что в настоящее время истец продолжает получать пенсию за выслугу лет и от нее не отказалась ввиду наличия настоящего спора с военным комиссариатом Калининградской области.
В судебном заседании представитель ответчика военного комиссариата Калининградской области Ширяева Е.И., Лысенко Л.Н., представитель военного комиссариата города Калининграда Степанов В.И. с заявленными исковыми требованиями не согласились, указали, что в соответствии с положениями ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 " право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении, однако истец таких документов не предоставила; независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным супругам, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; однако истец является получателем своей пенсии в настоящее время и от нее не отказалась, поэтому не может считаться утратившей источник средств к существованию.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), обозрев пенсионное дело ФИО2, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 и Титаренко И.С. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным свидетельством о регистрации брака.
С ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Титаренко И.С. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной военным комиссариатом Калининградской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, в подтверждение чего представлено соответствующее свидетельство о смерти.
ДД.ММ.ГГГГ Титаренко И.С. обратилась в военный комиссариат города Калининграда Калининградской области по вопросу назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Однако в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат указал, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо установить факт нахождения на иждивении умершего супруга.
Не согласившись с такими действиями военного комиссариата Калининградской области, Титаренко И.С. обратилась в суд.В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.
Согласно ст. 28 этого же Закона РФ пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Действительно, в силу ст. 29 данного Закона РФ право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. При этом нетрудоспособными членами семьи считаются: б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Однако положениями этой же статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.
Также согласно ст. 31 данного Закона РФ членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, супруги умерших военных пенсионеров имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, если они являются нетрудоспособными и утратили источник средств к существованию, независимо от того, находились они на иждивении умершего супруга или нет.
Поскольку нетрудоспособность супругов определяется только достижением пенсионного возраста – 55 лет и не зависит от физической возможности трудиться, то при обращении Титаренко И.С., которая достигла 55-летнего возраста еще в 2016 году, ответчику надлежало провести проверку фактического материального положения заявителя с целью определения факта утраты источника средств к существованию, а не требовать от истца представления документов, подтверждающих нахождение ее на иждивении умершего супруга, так как законом она освобождена от установления данного факта.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Титаренко И.С. никакого источника дохода не имеет, в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ не состоит. Из полученного ответа Федеральной налоговой службы следует, что ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирована. Также установлено, что доходов по форме 2-НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ у истца не имеется. Из представленной поквартирной карточки следует, что Титаренко И.С. зарегистрирована в <адрес> и является сособственником 1/3 доли данной квартиры. В судебном заседании представитель истца пояснила, что данная квартира в аренду не сдается, источником получения дохода не является.
Действительно, истец со своим супругом в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проживали раздельно, однако это носило временный, вынужденный характер. Как пояснил представитель истца в ходе рассмотрения дела, несмотря на то, что супруг истца с ДД.ММ.ГГГГ вынужденно проживал в Приморском крае, осуществляя уход за тяжело больной матерью, супруги все же вели совместное хозяйство, несли совместные расходы, оплачивали коммунальные платежи, приобретали бытовую технику в свою квартиру, вели общий бюджет. Пенсионная карта супруга находилась у истца, с карты истец переводила часть денег супругу, оплачивала свои необходимые расходы, коммунальные платежи, распоряжение денежными средствами осуществлялось по обоюдному согласию супругов. Кроме того, в период с марта 2019г. по день смерти ФИО2 супруги проживали вместе, вели совместное хозяйство. Доводы стороны истца подтверждаются фотографиями семейных праздников, на которых присутствует ФИО2, сведениями о движении денежных средств по карте, принадлежащей ФИО2, показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, которые подтвердили факт совместного проживания супругов Титаренко, в том числе на момент смерти ФИО2
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Титаренко И.С. о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца – супруга ФИО2 на основании ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", без установления факта нахождения на иждивении умершего супруга.
Вместе с тем, как выше уже указывалось, Титаренко И.С. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, состоит на учете в военном комиссариате Калининградской области, от получения данной пенсии не отказывалась. Указанное обстоятельство подтверждается сообщением ответчика, а также пояснениями самого истца, указавшей, что до настоящего времени она не отказалась от данной пенсии ввиду наличия настоящего спора с военным комиссариатом Калининградской области.
При таком положении, учитывая, что Титаренко И.С. не наделена действующим законодательством правом на получение двух пенсий одновременно, исковые требования последней о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, настоящим решением удовлетворены быть не могут.
Однако Титаренко И.С. не лишена возможности после вступления в законную силу настоящего решения суда, отказавшись от получения пенсии за выслугу лет обратиться в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ при соблюдении условия на дату обращения с таким заявлением утраты источника средств к существованию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Титаренко И.С. – удовлетворить частично.
Признать за Титаренко И.С. право на получение пенсии по случаю потери кормильца – супруга ФИО2 на основании ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года.
Судья Е.А. Нартя