Дело №2-916/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Казиначикова А.А.
при секретаре Беленковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савекина А. В. к ГКУ "Балашихинский центр занятости населения" Московской области о признании безработным без предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,
установил:
Савекин А.В. обратился в суд с иском к ГКУ "Балашихинский центр занятости населения" Московской области, в котором признать его безработным с ДД.ММ.ГГГГ без предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а среднемесячный заработок исчислять в размере 45 000 рублей на основании решения Химкинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГКУ "Балашихинский центр занятости населения" с заявлением о постановке его на учет, в качестве безработного, предоставив все необходимые документы кроме справки о среднем заработке по последнему месту работы, от выдачи которой его бывший работодатель - ООО "АГК Инжиниринговые проекты" уклоняется. Учредители и генеральный директор предприятия скрываются, бухгалтерский архив вывезен в неизвестное место. Поэтому, по мнению истца, получить справку о среднем заработке не представляется возможным. Ранее он обращался с иском к ООО "АГК Инжиниринговые проекты" о взыскании заработной платы. Решением Химкинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, его иск был удовлетворен. Судом было установлено, что размер его ежемесячной заработной платы составлял <данные изъяты> на основании справки о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ. Однако в ответе Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение указано, что принять решение о признании его безработным без предоставления справки о среднем заработке невозможно. По мнению истца, действиями ответчика нарушаются его права, поскольку он лишен возможности приобрести статус безработного и получать соответствующее пособие.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, при этом пояснил, что на день рассмотрения дела он трудоустроился и работает по прежней специальности.
Представитель ответчика по доверенности Краснова Н.Ю. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Савекин А.В. работал ООО "АГК Инжиниринговые проекты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сначала в должности заместителя директора по НИОКР, а впоследствии в должности заместителя директора по проектно-конструкторской работе. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ "Балашихинский Центр занятости населения" в целях поиска подходящей работы, предоставив паспорт и трудовую книжку и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр занятости с заявлением о регистрации его в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ без справки о среднем заработке со ссылкой на то, что бывший работодатель отказался выдавать справку о заработной плате. В качестве справки о среднем заработке предложил использовать Решение Химкинского городского суда Московской области от 23 октября 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было дано письменное разъяснение о том, что невозможно рассмотреть его вопрос о его регистрации в качестве безработного без справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Кроме того, ему было разъяснено, что решение суда не содержит данных, необходимых для назначения ему пособия по безработице. Кроме того, решение вопроса о признании его безработным «задним числом» противозаконно.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Порядок и условия признания граждан безработными, установленные статьей 3 Закона о занятости населения, предусматривают одним из условий принятия центром занятости населения решения о признании зарегистрированного гражданина безработным наличие всех документов, определенных пунктом 2 данной статьи, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Кроме того, полный перечень документов, которые граждане могут предъявить при обращении в центры занятости населения для постановки их на регистрационный учет в качестве безработных определен пунктом 56 Административного Регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции осуществления регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан, утвержденного Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 22 февраля 2013 года N 13-р.
В целях подтверждения факта предъявления гражданином личных документов и в соответствии с пунктом 38 Административного регламента, работник центра занятости снимает копии предъявленных гражданином документов: страниц паспорта с данными о его владельце и с отметкой о регистрации по месту жительства, вида на жительство (для иностранных граждан), страниц трудовой книжки с данными о ее владельце и с записью об увольнении с последнего места работы и принимает оригиналы справок о среднем заработке в целях их дальнейшего приобщения к личному делу получателя государственных услуг.
В соответствии с пунктом 58 Административного регламента справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы считается предоставленной, если она подшита в личном деле получателя государственных услуг.
Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений (случаев), предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств.
В этой связи не допускается замены справки о среднем заработке заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины либо о невозможности представить справку о среднем заработке.
Законом о занятости населения, Правилами регистрации безработных граждан не установлено, кем может быть выдана справка о среднем заработке.
На основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения.
Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Представленное им решение Химкинского городского суда не может заменить справку о среднем заработке, поскольку не содержит необходимых сведений.
При обращении в ГКУ "Балашихинский Центр занятости населения" истцом не был предоставлен полный пакет документов, в связи с чем истец не был поставлен на учет в качестве безработного, решения об отказе в признании истца безработным, центром не выносилось. Решения оформляются приказами центра занятости об отказе в признании безработными лишь только после приема всех необходимых документов.
Кроме того, Истцом не представлено каких-либо доказательств о невозможности предоставить справку о заработной плате за последние три месяца с последнего места работы. Каких-либо сведений о том, что организация, в которой он работал, ликвидирована или реорганизована, не имеется. Таким образом, истец не лишен возможности запросить справку о заработке по последнему месту работы, а в случае ликвидации организации или ее реорганизации, запросить архивную справку.
Помимо этого, в судебном заседании истец заявил, что на момент рассмотрения дела он трудоустроен, что само по себе в силу закона исключает возможность признания его безработным. Каких-либо иных требований истец не заявлял.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Савекина А. В. к ГКУ "Балашихинский центр занятости населения" Московской области о признании безработным, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московском областном суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Казиначиков А.А.