63RS0№-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2019 года город Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре Каримовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1754/2019 по административному иску прокурора <адрес> к Родину С. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с названным административным иском, мотивировав свои требования тем, что <дата> Родину С.А. выдано водительское удостоверение серии <адрес> на право управления транспортными средствами категории «В». Родин С.А. с <дата> и по настоящее время состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», что является препятствием к управлению транспортными средствами.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд прекратить действие права Родина С.А. на управление транспортными средствами и изъять выданное ему водительское удостоверение.
Административный ответчик Родин С.А., представители заинтересованных лиц ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер», ГИБДД У МВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В силу статьи 150 КАС РФ и с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства, не возражавших относительно продолжения рассмотрения административного дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор – помощник прокурора <адрес> Канцеляристов М.Д. в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, отметив, что нахождение на учете в наркологическом диспансере исключает возможность правомерного управления транспортным средством.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 1 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 3 данного федерального закона одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 23 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как следует из ст. 23.1 данного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" в данный перечень входят психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
В силу ст. 24 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
По смыслу пункта 1 статьи 26 указанного федерального закона отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами является необходимым условием для получения права на управление транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от <дата> N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Согласно пункту 29 Приложения N 2 Приказа Министерства Здравоохранения СССР от <дата> N 555 к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата> N 377 лица, страдающие заболеванием «алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории «А», «В», «С», «Д», «Е».
Из материалов административного дела усматривается, что <дата> У МВД России по <адрес> Родину С.А. выдано водительское удостоверение серии <адрес> на право управления транспортными средствами категории «В».
В ходе прокурорской проверки на предмет исполнения требований Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что Родин С.А. с <дата> и по настоящее время состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», что является препятствием к управлению транспортными средствами, что подтверждается сообщением заведующим отделением указанной медицинской организации от <дата>.
Сведений о лишении Родина С.А. права управления транспортными средствами не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются документально и не вызывают сомнений. Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства суду представлены не были.
Суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о возможности и допустимости снятия административного ответчика с диспансерного учета в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер».
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение наличие у Родина С.А. заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами, в связи с чем, административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с Родина С.А. в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей от уплаты которой прокурор был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора <адрес> к Родину С. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Родина С. А., <дата> года рождения на управление транспортными средствами.
Обязать ГИБДД У МВД России по <адрес> изъять у Родина С. А. действующее водительское удостоверение от <дата> серии <адрес>, выданное У МВД России по <адрес>.
Взыскать с Родина С. А. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2019 года.
Судья М.В. Волков