Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Стальмакову <данные изъяты> ИНН № о взыскании недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Стальмакову С.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени. В обосновании своих требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2014-2016г.г., 2019г. в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, а именно транспортных средств – <данные изъяты>. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог не уплачен, на основании ст.75 НК РФ, были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требования не исполнены. Таким образом, административный истец Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области просила взыскать с Стальмакова С.Г. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 13097,27 руб., в том числе: пени по транспортному налогу за 2014г. в сумме 1258,60 руб. за период с 14.06.2016г. по 29.08.2016г., пени по транспортному налогу за 2015г. в сумме 205,43 руб. за период с 18.12.2017г. по 14.01.2018г., транспортный налог за 2019г. в размере 6169,02 руб. и пени в сумме 18,35 руб.; пени по земельному налогу за 2014г. в сумме 51,93 руб., за 2015г. в сумме 67,49 руб., за 2019г. в сумме 1,48 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 223,81 руб. за период с 14.06.2016 по 29.08.2016, за 2015г. в сумме 164,47 руб. за период с 01.05.2017г. по 14.01.2018г., налог на имущество физических лиц за 2015г. в сумме 491,00 руб. и пени в сумме 124,29 руб., налог на имущество физических лиц за 2016г. в размере 1686 руб. и пени в сумме 159,53 руб., налог на имущество физических лиц за 2019г. в размере 1330 руб. и пени в сумме 7,46 руб., налог на имущество физических лиц в размере 1136 руб. и пени в сумме 2,41 руб.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, административный ответчик Стальмаков С.Г., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В силу ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, обозрев материалы административного дела № № по заявлению МИФНС России № 21 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с Стальмакова С.Г., суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пп. 9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Стальмаков С.Г. в 2014-2016г.г., в 2019г. в собственности находились объекты налогообложения, а именно: транспортные средства – <данные изъяты>, следовательно, в силу пп.1 п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было направлено административному ответчику Стальмакову С.Г. налоговые уведомления № от 04.09.2016г., № от 23.09.2017г., № от 01.09.2020г. об оплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога со сроком оплаты до 01 декабря.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п.3 ст.75 НК РФ). Пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. (п.5 ст.75 НК РФ).
Поскольку в установленный законом срок налоги не уплачены Стальмаковым С.Г., то административным истцом начислены пени, затем Стальмакову С.Г. были направлены требования об оплате пени по транспортному налогу за 2014г. в сумме 1258,60 руб. за период с 14.06.2016г. по 29.08.2016г., пени по транспортному налогу за 2015г. в сумме 205,43 руб. за период с 18.12.2017г. по 14.01.2018г., транспортный налог за 2019г. в размере 6169,02 руб. и пени в сумме 18,35 руб.; пени по земельному налогу за 2014г. в сумме 51,93 руб., за 2015г. в сумме 67,49 руб., за 2019г. в сумме 1,48 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 223,81 руб. за период с 14.06.2016 по 29.08.2016, за 2015г. в сумме 164,47 руб. за период с 01.05.2017г. по 14.01.2018г., налог на имущество физических лиц за 2015г. в сумме 491,00 руб. и пени в сумме 124,29 руб., налог на имущество физических лиц за 2016г. в размере 1686 руб. и пени в сумме 159,53 руб., налог на имущество физических лиц за 2019г. в размере 1330 руб. и пени в сумме 7,46 руб., налог на имущество физических лиц в размере 1136 руб. и пени в сумме 2,41 руб.
Срок уплаты по требованию № от 23.12.2020г. установлен до 09.02.2021г., по требованию № от 14.05.2019г. - до 17.06.2019г., по требованию № от 14.02.2018г. – до 03.04.2018г., № от 11.07.2019г. - до 29.10.2019г.
Данные требования выгружены в личный кабинет налогоплательщика. Они составлены по форме утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № и содержит все предусмотренные п.4 ст.69 НК РФ реквизиты, в том числе указаны сроки их исполнения.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Таким образом, срок на обращение в суд необходимо исчислять 6 месяцев с даты окончания предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № от 11.07.2019г., то есть с 30.10.2019г., данный срок истек 30.04.2020г.; в требовании № от 23.12.2020г, то есть с 10.02.2021г., данный срок истек 10.08.2021г.; по требованию № от 14.05.2019г., то есть с 18.06.2019г., данный срок истек 18.12.2019г., по требованию № от 14.02.2018г., то есть с 04.04.2018г., данный срок истек 04.10.2018г.
Судом установлено, что МИФНС России № 21 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, о взыскании вышеуказанной недоимки по страховым взносам, налогам и пени - 16.02.2022г., то есть с нарушением установленного налоговым законодательством срока.
24.02.2022г. мировым судьей судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Стальмакова С.Г. недоимка о обязательным платежам на общую сумму 11164 руб. 02 коп., в том числе: транспортный налог в размере 6169,02 руб., налоги на имущество физических лиц 1330 руб., 1136 руб., 2529 руб.
08.04.2022г. судебный приказ № от 24.02.2022г. был отменен, в связи с поступившими возражениями Стальмакова С.Г. относительно исполнения данного приказа.
Административное исковое заявление подано МИФНС России № 23 по Самарской области в суд – 06.10.2022 года.
Между тем, то обстоятельство, что после отмены судебного приказа, налоговый орган своевременно обратился в суд с настоящим иском, не свидетельствует соблюдении срока обращения в суд, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку изначально установленный законом срок обращения с заявлением в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога пропущен. Заявления о восстановлении пропущенного срока от Инспекции не поступило.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговой инспекцией с пропуском установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Стальмакову <данные изъяты> ИНН № о взыскании недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2022г.
Судья подпись Кривоносова Л.М.
Копия верна: Судья