Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2021 ~ М-16/2021 от 26.01.2021

Дело 2-95/2021

10RS0006-01-2021-000084-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья, Республика Карелия 12 мая 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Лахденпохского муниципального района о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,

у с т а н о в и л:

обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.

Истец является инвалидом первой группы, самостоятельно без кресла – коляски передвигаться не может. Квартира, в которой она проживает, расположена на втором этаже многоквартирного деревянного дома по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Лестница на второй этаж винтовая и очень узкая, спуститься по ней на коляске невозможно. Жилое помещение является неблагоустроенным, возможность его приспособления для инвалида отсутствует. Истец обращалась к ответчику с заявлением о проведении осмотра жилого помещения в составе межведомственной комиссии на предмет признания его непригодным для ее проживания, ответа на данное заявление не получила. Согласно ответу прокуратуры Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обращалась к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ответа по настоящее время не получила.

Ссылаясь на положения ст.ст. 51, 85, 87, 89 Жилого Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), истец просит возложить на администрацию Лахденпохского муниципального района обязанность предоставить ей во внеочередном порядке на состав семьи один человек на условиях социального найма благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, жилое помещение в границах населенного пункта.

Ответчик – представитель администрации Лахденпохского муниципального района (далее АЛМР), по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в настоящее время истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, исходя из нормы не менее 2 кв.м. Дом, в котором проживает истец, признан аварийным, однако угрозы для проживания жильцов, не установлено. На внеочередной порядок предоставления жилого помещения истец претендовать не может, так как она просит предоставить квартиру на 1 человека, при этом, вместе с ней в квартире зарегистрирован ее сын ФИО6, заявление от которого либо в интересах которого в администрацию не поступало.

В судебном заседании истец отсутствовала, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ФИО6 в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.

Выслушав позицию ответчика, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства , суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом , зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

Совместно с по вышеуказанному адресу зарегистрирован ее сын – ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в АЛМР о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением главы АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ , на основании решения жилищной комиссии АЛМР, в соответствии с п.п.3, п.1 ст.51 и ст.52 ЖК РФ признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории МО «» в составе семьи один человек, и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений ст. 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

В силу ст. 10 ЖК РФ этого же кодекса жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Постановление Правительства от 28.01.2006 № 47), действие которого согласно п. 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями седьмого абзаца п. 7 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47.

В силу п. 42 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Надлежащим доказательством непригодности жилого помещения (аварийности жилого дома) является Акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Именно Акт межведомственной комиссии, а не иные документы, является надлежащим доказательством факта аварийности жилого дома (непригодности жилого помещения) и одновременно является необходимым условием для решения вопроса о предоставлении жилья вне очереди.

Из представленных доказательств следует, что Распоряжением Главы Администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по обследованию <адрес> по ул. <адрес>.

На основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ , принятого межведомственной комиссией Администрации Лахденпохского муниципального района, Постановлением ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> по ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данным постановлением установлен срок расселения граждан, проживающих в аварийном доме, - до 2029 года включительно, использование многоквартирного дома до расселения граждан признано возможным.

Из ответа АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что жилое помещение – <адрес> по ул. <адрес> не признано непригодным для проживания, в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 № 136-П, данный дом не включен.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).

Согласно ч. 1, 2 ст. 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из приведенных положений Жилищного кодекса РФ и рекомендаций Верховного Суда РФ по их применению следует, что внеочередное предоставление жилого помещения в случае признания жилого дома аварийным возможно без учета сроков отселения, предусмотренных муниципальными актами, в случае, если состояние дома представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в нем проживающих.

Между тем, доказательств, подтверждающих то, что в настоящее время жилой дом либо жилое помещение, в которых проживает истец, представляют реальную угрозу для ее жизни и здоровья, по причине аварийного состояния, истцом не представлено, материалы дела не содержат. Указание в заключении межведомственной комиссии от о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания инвалидов 1 группы не является таковым доказательством.

Суд принимает во внимание, что в судебные заседания, по причине инвалидности, истец не являлась, ходатайств о назначении экспертизы не заявляла. Между тем, судом неоднократно предлагалось истцу и указанному истцом представителю представить доказательства того, что дальнейшее проживание истца в вышеуказанном жилом помещении в настоящее время создает реальную угрозу жизни и здоровью истца.

Ввиду отсутствия доказательств того, что проживание в <адрес> по ул. <адрес> создает реальную угрозу для жизни и здоровья истца по причине аварийности жилого помещения, оснований для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Также, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): вляющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно справке ., с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом первой группы (общее заболевание).

При этом, из ответа главного врача ГБУЗ Республики Карелия «» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заболевание не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ . Аналогичный ответ дан и.о. главного врача ГБУЗ Республики Карелия «» от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, из материалов дела следует, что имеющийся у истицы диагноз не подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Кроме того, судом установлено, что совместно с истцом в <адрес> по ул. <адрес> зарегистрирован ФИО6, при этом истец просит суд возложить на ответчика обязанность в предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке равнозначного по общей площади ранее занимаемому на семью из одного человека, что противоречит действующему законодательству указанному выше.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                     Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 19.05.2021

2-95/2021 ~ М-16/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бритвина Татьяна Федоровна
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Бритвин Алексей Викторович
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2021Передача материалов судье
27.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2021Предварительное судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Дело оформлено
29.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее