№2(1)-383/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 07 июня 2017 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре Хныковой Е.В.,
с участием истца – заместителя Абдулинского межрайонного прокурора Мурзакова В.Е.,
представителя ответчика МУП «Абдулинское» – Болдыревой Л.М., действующей на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдулинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Абдулинское» о признании действий незаконными и запрете действий по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с вышеназванным иском к МУП «Абдулинское», указав, что межрайонной прокуратурой по обращениям граждан в отношении МУП «Абдулинское» проведена проверка законности оказания дополнительных услуг и взимания денежных средств с абонентов за регистрацию индивидуальных приборов учета воды, по результатам которой выявлены нарушения законодательства. Согласно выписке из ЕГРЮЛ к видам деятельности МУП «Абдулинское» относится забор, очистка и распределение воды, распределение воды для питьевых и промышленных нужд. В соответствии с пунктом 2.2 Устава МУП «Абдулинское», утвержденным постановлением администрации муниципального образования г.Абдулино №440-п от 14.11.2014 года, для достижения уставных целей предприятие осуществляет деятельность по распределению воды. МУП «Абдулинское» определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение г.Абдулино с 01.02.2015 года в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования г.Абдулино Абдулинского района Оренбургской области №17-п от 26.01.2015 года «Об определении гарантирующей организации». Ответчик является исполнителем коммунальных услуг в виде бесперебойной подачи холодного водоснабжения и водоотведения (прием и отвод стоков) населению и юридическим лицам на территории г.Абдулино. В межрайонную прокуратуру поступили обращения П.А. и Г.Е. о том, что ответчиком навязаны дополнительные платные услуги при регистрации и пломбировке водяных счетчиков. Установлено, что ... между Г.Н. и МУП «Абдулинское» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения .... ... контролером МУП «Абдулинское» по результатам осмотра счетчика на имя Г.Н. было выдано предписание о необходимости замены счетчика в связи с истечением срока поверки. Абонент приобрел новый водяной счетчик и ... обратился в МУП «Абдулинское» с целью его зарегистрировать. В отделе сбыта специалист пояснил, что необходимо заплатить за пломбировку и установку счетчика 396 руб. в бухгалтерию. Также пояснил, что организация не будет производить никаких действий, пока абонент не оплатит 396 руб. Абонент был вынужден оплатить в кассу предприятия 396 руб. После оплаты 396 руб. предприятием счетчик был зарегистрирован. ... предприятием с абонентом заключен договор возмездного оказания услуг .... Согласно договору предприятие предоставляет абоненту услугу по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в его домовладение и последующим оформлением документов. Однако по заключенному договору никакой услуги МУП «Абдулинское» предоставлено не было. ... абонент самостоятельно произвел замену водяного счетчика. Никто из специалистов МУП «Абдулинское» водопровод в квартире не обследовал, место установки счетчика не определял. Согласно книге заявок МУП «Абдулинское» ... от абонента по адресу: ..., поступила заявка на пломбировку установленного счетчика. ... работником МУП «Абдулинское» водяной счетчик опломбирован. Таким образом, фактически денежные средства в размере 396 руб. абонент Г.Н. внес в кассу предприятия за регистрацию и опломбировку индивидуального прибора учета воды. Аналогичная ситуация сложилась с абонентом П.А. Установлено, что ... между П.А. и МУП «Абдулинское» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения .... При замене водяного счетчика только после произведенной оплаты предприятием с абонентом заключен договор возмездного оказания услуг ... от .... Согласно договору предприятие предоставляет абоненту услугу по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в его домовладение и последующим оформлением документов. Однако, по заключенному договору никакой услуги МУП «Абдулинское» предоставлено не было. По результатам проверки установлено, что в период с ... по ... предприятием при замене или установке абонентами водяных счетчиков заключено 428 договоров на обследование схемы водопроводных линий для установки водомерных счетчиков. За указанный период 428 абонентов оплатили в кассу предприятия денежные средства за неоказанную услугу. Фактически денежные средства внесены абонентами за регистрацию и опломбировку индивидуального прибора учета воды. На предприятии отсутствует локальный нормативный акт, определяющий стоимость услуги по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерных счетчиков. Также, согласно объяснениям юриста, при обращении в отдел сбыта абонентов работники МУП «Абдулинское» предлагают им заключить договор возмездного оказания услуг по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерных счетчиков с выездом специалиста-техника в домовладение абонента и последующим оформлением соответствующих документов. Стоимость данной услуги составляет 396 руб. Стоимость услуги высчитана экономистом МУП «Абдулинское». Абоненты заключают договор, оплачивают в кассу МУП «Абдулинское» денежные средства в размере 396 руб., после чего могут устанавливать водяные счетчики. Целью заключения такого договора является правильное определение места установки счетчика. Счетчик должен быть установлен на границе балансовой принадлежности водопроводных линий. В случае, если абонент отказывается от заключения данного договора возмездного оказания услуг, то никаких правовых последствий для него не возникает. МУП «Абдулинское» в обычном безвозмездном порядке осуществляет регистрацию счетчика и его опломбировку, поскольку это обязанность предприятия. Таким образом, по результатам проверки установлено, что фактически МУП «Абдулинское» взимает с абонентов денежные средства за регистрацию и опломбировку индивидуальных приборов учета воды, заключая при этом с абонентами договоры на предоставление дополнительных возмездных услуг в виде обследования схемы водопроводных линий с целью придания таким действиям законного характера. Данный вывод также подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка №2 г.Абдулино и Абдулинского района по делу об административном правонарушении от 29.02.2016 года, которым директор МУП «Абдулинское» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило взимание с абонентов денежных средств за регистрацию водяных счетчиков. Взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом. В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (письмо Федеральной антимонопольной службы от 13.12.2013 года за №КА/50647/13). Поскольку понуждение к заключению договора, равно как и обусловливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) не допускается действующим законодательством, имеются основания полагать, что, так как МУП «Абдулинское» является основным поставщиком холодной воды для жителей г.Абдулино и отказывается регистрировать и опломбировать приборы индивидуального учета, то, требуя с потребителей оплаты работ по обследованию схемы водопроводных линий, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обусловливая и прикрывая регистрацию приборов учета, опломбировку и ввод их в эксплуатацию дополнительной платной услугой. Действия ресурсоснабжающей организации МУП «Абдулинское» ущемляют интересы неопределенного круга абонентов-потребителей, выступающих экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативным правовым актом. В данном случае заявление подается прокурором в интересах неопределенного круга лиц, чьи права на получение коммунальной услуги «холодное водоснабжение» нарушаются. Дальнейшее взимание МУП «Абдулинское» платы с абонентов за регистрацию, опломбирование водяных счетчиков создает опасность причинения имущественного вреда в будущем. Истец просит суд признать незаконными действия МУП «Абдулинское» по навязыванию абонентам дополнительной платной услуги по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в домовладение абонента и последующим оформлением документов. Запретить МУП «Абдулинское» совершать действия по навязыванию абонентам дополнительной платной услуги по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в домовладение абонента и последующим оформлением документов. Обязать МУП «Абдулинское» регистрацию индивидуальных приборов учета воды, опломбирование и ввод их в эксплуатацию, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц, производить за счет собственных средств.
В судебном заседании заместитель Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаков В.Е. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что в прокуратуру поступали ряд обращений граждан по одному и тому же вопросу, а именно, что фактически при обращении в организацию при смене водяного счетчика в связи с необходимостью его зарегистрировать и в дальнейшем опломбировать возникали трудности. То есть, принося счетчик в организацию, специалисты абонентского отдела поясняли, что прежде чем, счетчик зарегистрируют и посмотрят, нужно внести сумму 396 рублей. Только потом они его зарегистрируют и выйдут и опломбируют. По данному факту поступило два официальных обращения, которые приложены к материалам дела. Кроме того обращались еще другие граждане, объяснения их приложены, но официального обращения они не оставили. По тому, что такие факты были массовые и по телефону звонили, консультировались, они организовали проверку. При проверке они установили, что по состоянию с 01.01.2017 года по 10.04.2017 года было заключено 428 договоров на возмездное оказание услуг. Было дано поручение в полицию, опросить граждан по обстоятельствам совершения данных действий. Было видно, что затронуты права неопределенного круга лиц, установить их невозможно, так как в городе 10000 абонентов. Общественный резонанс был широкий. Были опрошены порядка 200 человек, которые говорят, что фактически никакая услуга не была оказана, а деньги были с них взяты только за регистрацию и пломбировку счетчика. В данном случае действия ответчика являются незаконными и у прокурора имеются все основания для обращения в суд с указанным иском. Не согласен с позицией представителя ответчика, указанной в отзыве, что это чисто гражданско-правовые отношения и ни прокуратура и никто не может в них вмешиваться. Данные доводы необоснованны и не основаны на законе, потому что МУП «Абдулинское» не просто оказывает коммерческие услуги по своему усмотрению, а оказывает услуги по водоснабжению, водоотведению, которые регулируются государством, эти услуги подлежат тарифному регулированию. Тарифы утверждаются компетентными органами. На них распространяется постановление Правительства №354 «Правила предоставления коммунальных услуг», которые и обуславливают специфику данных правоотношений между поставщиком этой услуги и потребителем. Невыполнение дополнительно возложенных обязанностей послужило нарушением требований закона: Постановления Правительства №354, Федерального закона РФ «Об энергоснабжении». Это и послужило основанием для обращения в суд. Действия ответчика нарушают права потребителя, который находится в заведомо невыгодном положении. И дальнейшие действия данной организации могут приводить к нарушению прав тех лиц, которые могут в дальнейшем обращаться о замене счетчика. В 2016 году проводилась аналогичная проверка по поводу того, что ответчиком выдавались аналогичные счет-фактуры, где была указана формулировка «за регистрацию счетчика». По данному факту возбудили дело об административном правонарушении за самоуправство, так как не могли брать деньги за регистрацию счетчика. Постановлением мирового судьи директор МУП «Абдулинское» был привлечен к административной ответственности и признан виновным за взимание денег, не предусмотренных законодательством. Данное решение обжаловано не было. После этого, возможно, зная, что действия по регистрации являются незаконными, данная формулировка была заменена на «обследование водопроводных линий». Но никто не выезжает и эти водопроводные линии не обследует. Фактически при заключении договора на обследование водопроводных линий маскируется плата за регистрацию и пломбировку счетчика. Свобода договора конечно же есть, но не в данном случае. Необходимо принять во внимание, что эти действия – это действия по навязыванию своих услуг и никакой свободы договора тут нет. Согласно массовым объяснениям лиц, им даже отказывали в регистрации счетчика и прямо говорили, что ничего им не сделают, пока те не заплатят. То есть пока не оплатите, никто не придет, и будете платить по нормативам. В этих отношениях потребитель выступает экономически слабой стороной и от него требуют исполнения обязанностей, которые влечет для него дополнительные растраты. Но данная обязанность никаким законом не предусмотрена. Постановление Правительства №354 прямо говорит, и регулирует порядок ввода в эксплуатацию этих счетчиков, и указывает, что никакое взимание платы не допускается. На основании совокупности всех доказательств, считает, что эта услуга дополнительно навязывается. Выводы, которые они сделали по результатам проверки, подтверждаются приложенными материалами. Отзыв противоречит требованиям законодательства. Действительно уставной деятельностью является деятельность по распределению воды. Утверждение ответчика о том, что в данном случае действует только Гражданский кодекс РФ, свобода договора, это не так. Законодательство в данном случае налагает на ресурсоснабжающую организацию ряд дополнительных ограничений, критериев, которые она должна соблюдать и исполнять, а не только один Гражданский кодекс РФ. Просит принять во внимание требования постановления Правительства №354, которое в сфере ЖКХ является основным и принять во внимание пункт 81 примечание 9, согласно которому, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление указанного прибора учета в качестве такого, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения. Данные работы включают в себя непосредственный выход специалиста в адрес потребителя, оформление и подписание акта обследования и ввода прибора учета в эксплуатацию. Предписанием осуществляется установка контрольных пломб в приборе учета. В силу пункта 81 примечание 9 этих правил, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы. Платность этой услуги не следует ни из жилищного кодекса, ни из каких-либо иных нормативных актов. Кроме того, имеется разъяснение федеральной антимонопольной службы, это письмо ФАСа от 13.12.2013 года №к/500647/13, из которого усматривается, что за ввод прибора в эксплуатацию, его опломбировку возможно взимать денежные средства лишь в одном единственном случае – если это производится повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. В иных случаях взимание денег законодательством не предусмотрено. Согласно этому толкованию, что бесплатное, это выход специалиста в адрес потребителя, который установил счетчик, оформление всех документов, подписание актов, ввод прибора в эксплуатацию, а также опломбировку. Считает, что согласно представленных доказательств, организация взимает денежные средства за регистрацию и опломбировку счетчиков, маскируя данные действия заключением такого договора по обследованию схемы водопроводных линий. Не представлено ни одного доказательства фактического предоставления данной услуги. Из смысла данной услуги вытекает, что необходимо контролеру выйти к абоненту и указать место установления счетчика, но в тоже время, даже если и предоставлялась такая услуга, она все равно должна была быть представлена бесплатно. Это прямо предусмотрено всем законодательством. Все действия по вводу в эксплуатацию, регистрации счетчика они уже учтены при составлении и утверждении тарифов. Об этом говорит вся судебная практика. Пояснения ответчика о том, что они предлагают гражданам услугу, что кто-то соглашается, а кто-то нет, но все равно все сделают бесплатно, это само по себе говорит о навязывании дополнительной платной услуги, которая законом не предусмотрена. Выборочный подход как раз свидетельствует о том, что это платная услуга навязывается гражданам. Согласно мнению закона, есть граница балансовой принадлежности, так человек и должен установить счетчик. Постановление Правительства №354 предусматривает такую процедуру как ввод в эксплуатацию этого счетчика. Согласно того перечня действий, которые производятся при вводе этого счетчика в эксплуатацию, он проверяет законность его установки. В случае выявления факта неправильной установки, пишется предписание человеку и все это делается на бесплатных началах, по смыслу постановления №354 и разъяснений федеральной антимонопольной службы, на которые они ссылаются в иске. На основании вышеизложенного, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «Абдулинское» Болдырева Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Абдулинского межрайонного прокурора, пояснив, что они осуществляют регистрацию, пломбировку, ввод в эксплуатацию приборов учета воды. Когда абонент обращается в их абонентский отдел, отдел сбыта, ему предлагаются какие-то услуги. Услуги разные, в том числе, например, по проведению водопровода, по установке счетчика. У них услуги связаны не только по водоснабжению, а это еще услуги бани, ритуальные услуги и другое. Практически на все услуги заключается договор. Редко, но бывает, что гражданину выписывают кассовый чек, а договор в принципе ему и не нужен. Они коммерческое предприятие, какого-либо финансирования с бюджета нет. Никакого принуждения к заключению договора нет. То есть при заключении договора, гражданин достает паспорт, вносит свои данные, ставит подпись, идет в кассу и оплачивает. Регистрация счетчика это запись в журнале, которая делается сразу, как только человек принес счетчик. Потом он должен сам установить счетчик, а потом сделать заявку на пломбировку. У них нет ни одного человека, которому бы пломбировку не произвели. Если гражданин соглашается, то заключает договор. Прокуратура не может им указывать, какие договора они могут заключать. Они имеют право как коммерческая организация, предлагать свои услуги, они этим зарабатывают деньги. Они такие услуги оказывают не только физическим, но и юридическим лицам. Прибор учета воды могут поставить все на усмотрение абонента. Контролер выезжает и на месте смотрит правильность установки и монтажа. Если что-то не правильно сделано, сразу указывается на это. У них закончилась проверка Роспотребнадзора, во время которой все документы и договора предоставляли. Они рассматривали тарифы. Тарифы на водоснабжение утверждает администрация. Все остальные услуги оказывают по ценам, которые устанавливают сами. В штатном расписании имеется инженер ПТО, инженер сметчик, она составляет смету, при проведении каких-то сложных работ. По соглашению сторон вносят сумму в размере 396 руб., это на основании калькуляции экономиста, которая действует с 2016 года. Они не согласны с формулировкой – навязывание. Жалоб не было, люди оплачивали. Они предлагают, человек соглашается и оплачивает. В чем навязывание непонятно. Они коммерческое предприятие и есть виды услуг, которые они могут оказывать платно. Какие-то деньги они могут зарабатывать сами. Они заключают договор с абонентами на определенные виды услуг, законодательством предусмотрена свобода договора. Пломбировку и регистрацию они осуществляют бесплатно.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», исходя из данной конституционной нормы (статья46 КонституцииРФ) части 1 статьи 11Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (п. 1).
Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 Гражданского процессуального кодекса РФ(пункт 2).
В силу пункта 4 статьи 27Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределённого круга лиц.
Судом установлено, что межрайонной прокуратурой по обращениям граждан в отношении МУП «Абдулинское» проведена проверка законности оказания дополнительных услуг и взимания денежных средств с абонентов за регистрацию индивидуальных приборов учета воды, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ к видам деятельности МУП «Абдулинское» относится забор, очистка и распределение воды, распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава МУП «Абдулинское», утвержденного постановлением администрации муниципального образования г.Абдулино от 14.11.2014 года №440-п, для достижения уставных целей предприятие осуществляет деятельность по распределению воды.
МУП «Абдулинское» определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение г.Абдулино с 01.02.2015 года в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования г.Абдулино Абдулинского района Оренбургской области от 26.01.2015 года №17-п «Об определении гарантирующей организации».
МУП «Абдулинское» является исполнителем коммунальных услуг в виде бесперебойной подачи холодного водоснабжения и водоотведения (прием и отвод стоков) населению и юридическим лицам на территории г.Абдулино.
В прокуратуру от Г.Е. поступило обращение о том, что ответчиком МУП «Абдулинское» навязана дополнительная платная услуга при регистрации и пломбировке водяных счетчиков.
... контролером МУП «Абдулинское» по результатам осмотра счетчика на имя Г.Н. было выдано предписание о необходимости замены счетчика в связи с истечением срока поверки.
Абонент Г.Н. приобрела новый водяной счетчик и ... обратилась в МУП «Абдулинское» с целью его зарегистрировать. В отделе сбыта специалист пояснил, что необходимо заплатить за пломбировку и установку счетчика 396 руб., и только после оплаты данной суммы предприятием счетчик был зарегистрирован.
... предприятием с абонентом заключен договор возмездного оказания услуг .... Согласно договору предприятие предоставляет абоненту услугу по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в его домовладение и последующим оформлением документов. Однако по заключенному договору никакой услуги МУП «Абдулинское» предоставлено не было.
... абонент самостоятельно произвел замену водяного счетчика. Никто из специалистов МУП «Абдулинское» водопровод в квартире не обследовал, место установки счетчика не определял. Согласно книге заявок МУП «Абдулинское» ... от абонента по адресу: ..., поступила заявка на пломбировку установленного счетчика.
... работником МУП «Абдулинское» водяной счетчик опломбирован. Таким образом, фактически денежные средства в размере 396 руб. абонент Г.Н. внес в кассу предприятия за регистрацию и опломбировку индивидуального прибора учета воды.
Аналогичная ситуация сложилась с абонентом П.А.
По результатам проведенной проверки прокуратурой установлено, что в период с 01.01.2017 года по 10.04.2017 года предприятием МУП «Абдулинское» при замене или установке абонентами водяных счетчиков заключено 428 договоров на обследование схемы водопроводных линий для установки водомерных счетчиков. За указанный период 428 абонентов оплатили в кассу предприятия денежные средства за неоказанную услугу. Фактически денежные средства внесены абонентами за регистрацию и опломбировку индивидуального прибора учета воды.
На предприятии МУП «Абдулинское» отсутствует локальный нормативный акт, определяющий стоимость услуги по обследованию схемы водопроводных линий для установки водомерных счетчиков.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из раздела II указанных Правил №354 следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителям в порядке, в том числе, предусмотренном настоящими Правилами, и на основании договора, содержащего условия предоставления и оплаты коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространены на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и их ввод в эксплуатацию осуществляется указанной организацией в соответствии с заключенным договором на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен иным лицом или ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги.
Согласно пункту 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(6)).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункт 81(9)).
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14)).
На основании изложенного, взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (письмо Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2013 года за №КА/50647/13).
Из системного толкования пунктов 81 - 81(9) Правил №354 следует, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление указанного прибора учета в качестве такового и осуществляется исполнителем на основании соответствующей заявки собственника жилого или нежилого помещения. Данные работы включают в себя непосредственно выход специалиста в адрес потребителя, оформление и подписание акта обследования и ввода прибора учета в эксплуатацию, перед подписанием которого осуществляется установка контрольных пломб на приборе учета.
В силу пункта 81(9) Правил №354, ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.
Платность такой услуги для потребителя не следует и из частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Законом предусмотрена обязанность исполнителя, в том числе проводить проверки состояния приборов учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, последствиях несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, повлекших искажение их показаний или их повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения; а на потребителя лишь возложена обязанность по обеспечению допуска исполнителя для выполнения вышеизложенных мероприятий (пункты 31, 34 Правил №354).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что фактически МУП «Абдулинское» взимает с абонентов денежные средства за регистрацию и опломбировку индивидуальных приборов учета воды, заключая при этом с абонентами договоры на предоставление дополнительных возмездных услуг в виде обследования схемы водопроводных линий с целью придания таким действиям законного характера.
Являясь основным поставщиком холодной воды для жителей г.Абдулино МУП «Абдулинское», отказываясь регистрировать и опломбировать приборы индивидуального учета, требуя с потребителей оплаты работ по обследованию схемы водопроводных линий, ответчик тем самым навязывает гражданам дополнительные платные услуги, обусловливая и прикрывая регистрацию приборов учета, опломбировку и ввод их в эксплуатацию дополнительной платной услугой.
Действия ресурсоснабжающей организации МУП «Абдулинское» ущемляют интересы неопределенного круга абонентов-потребителей, выступающих экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативным правовым актом.
Таким образом, действия ответчика МУП «Абдулинское» по взиманию платы за обследование схемы водопроводных линий для установки водомерного счетчика с выездом специалиста-техника в домовладение абонента прямо противоречат действующему законодательству, поэтому являются незаконными. С учетом вышеизложенного, исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Абдулинское» о признании действий незаконными и запрете действий по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса РФ, плательщиками государственной пошлины признаются организации, физические лица, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Поскольку Абдулинский межрайонный прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию с ответчика МУП «Абдулинское» в местный бюджет. Суд считает необходимым взыскать с МУП «Абдулинское» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
...